Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Предполагается развивать проекты в транспортном машиностроении, в частности производство электровозов в Ростовской области, перспективы развития которого связаны с расширением производства в основном уже имеющихся моделей подвижного состава для замены локомотивного парка российских железных дорог и обеспечения пассажирских и грузовых перевозок, а также с освоением производства новых типов электровозов, в том числе грузовых и пассажирских с асинхронным приводом.

Для поддержки развития машиностроительного комплекса будут создаваться специальные индустриальные парки с соответствующей инфраструктурой.

К числу основных механизмов реализации стратегии развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа относятся:

разработка и внедрение инвестиционных программ и проектов;

финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа;

использование развитых финансовых инструментов, включая лизинг;

субсидирование платежей по кредитам.

В результате принятия указанных мер будут обеспечены:

реализация инвестиционных программ, направленных на увеличение выпуска продукции машиностроения;

практическое использование научных исследований, разработка документации для выпуска новой наукоемкой продукции;

необходимое финансирование на осуществление новых инвестиционных проектов;

увеличение рынка сбыта российской продукции сельскохозяйственного машиностроения с использованием механизмов лизинга оборудования.

В соответствии с прогнозами развития машиностроительного комплекса в Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу ожидается устойчивый рост спроса на сельскохозяйственную технику, железнодорожные транспортные средства и продукцию оборонно-промышленного комплекса (в частности, на вертолеты и самолеты) в связи с высокой степенью износа эксплуатируемой техники, ее дефицитом на рынке, а также необходимостью модернизации экономики. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, Программы деятельности Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2008 г. № 705, и ряда инвестиционных программ предприятий, а также увеличение гособоронзаказа приведут в перспективе к росту инвестиций в соответствующие сектора экономики, что обеспечит увеличение емкости тех сегментов рынка продукции машиностроения, на которых предприятиям Южного федерального округа принадлежит значительная доля (70 процентов производства комбайнов, абсолютное доминирование в производстве магистральных электровозов, вертолетов типа М-26, самолетов-амфибий).

Общественно значимыми результатами поддержки развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа (с учетом инвестиций) могут стать среднегодовые темпы прироста производства на уровне 5 процентов, снижение удельной энергоемкости промышленной продукции на 15 - 20 процентов, увеличение доли инновационной продукции до 10 - 12 процентов  общего объема производства в отрасли, увеличение занятости путем создания в 2010 - 2020 годах 50 - 60 тыс. новых рабочих мест, повышение производительности труда в 2 раза, рост заработной платы на 45 - 50 процентов по сравнению с уровнем 2009 года.

 

6. Металлургический комплекс

 

Металлургический комплекс Южного федерального округа представлен предприятиями черной и цветной металлургии, большинство из которых размещены в Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. Совокупный объем выпуска металлургической продукции Южного федерального округа составляет около 5 процентов общероссийского объема. При этом ведущую роль в округе играет черная металлургия, в то время как объем продукции цветной металлургии округа незначителен. Заметное место в металлургической промышленности округа занимает трубное производство, на долю которого в некоторые годы приходилось 25 - 30 процентов общероссийского объема.

 

Основные системообразующие предприятия металлургической отрасли Южного федерального округа, расположенные в Волгоградской и Ростовской областях, специализируются на производстве бесшовных труб для нефтегазовой, химической, нефтехимической промышленности, автомобилестроения, машиностроения и теплоэнергетики, а также электросварных труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных газо- и нефтепроводов. В 2007 году в Ростовской области были введены мощности для изготовления квадратной и прямоугольной стальной заготовки для переката и сортового проката в виде арматуры для железобетонных изделий и катанки.

Металлургический комплекс Южного федерального округа не избежал негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса. Сократился как внутренний спрос со стороны металлопотребляющих отраслей (автомобилестроение и др.), так и внешний в связи с замедлением развития экономик основных стран - импортеров российской металлопродукции, а также в связи с резким увеличением присутствия на рынке конкурирующих участников, в первую очередь Китайской Народной Республики. При этом наблюдалось пропорциональное мировым падение внутрироссийских цен на металлы, что также ослабило развитие отрасли.

Наибольшими возможностями для развития металлургической промышленности обладают Волгоградская и Ростовская области, где сосредоточено большинство активов металлургических предприятий, накоплен большой опыт металлургического производства, имеется доступ к сырью. Эти регионы имеют приемлемый уровень энергетической и транспортной инфраструктуры для развития отрасли, а также квалифицированную рабочую силу.

В Южном федеральном округе планируется реализация крупных проектов в области черной металлургии, в частности ввод в эксплуатацию в Краснодарском крае 2-й очереди электрометаллургического завода с годовой производственной мощностью 1,3 млн. тонн стальной литой заготовки. В 2010 году введена в эксплуатацию 1-я очередь электрометаллургического завода производственной мощностью 500 тыс. тонн арматуры в год. Данная продукция будет использоваться для нужд промышленного и строительного комплексов Краснодарского края. На 2011 год намечен ввод в эксплуатацию сортопрокатного стана по производству арматуры мощностью около 550 тыс. тонн в год в Ростовской области. Реализация указанных крупных проектов в среднесрочной перспективе обусловливает рост потребности в осуществлении грузовых перевозок, особенно железнодорожным транспортом.

Для успешного развития металлургического комплекса Южного федерального округа необходимым условием является существенное снижение ряда имеющихся экономических и технологических рисков. Рост металлургической промышленности округа возможен только при широком развитии транспортной инфраструктуры, создании больших энергогенерирующих мощностей и использовании квалифицированной рабочей силы. Приоритетом является реализация сценария инновационного развития, который характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий и производству высокотехнологичных видов продукции (в том числе калибровки, лент, метизов), повышению производительности труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Можно ожидать увеличения спроса со стороны наиболее металлоемких подотраслей машиностроения - подъемно-транспортного, сельскохозяйственного и строительно-дорожного машиностроения, автомобильной промышленности, оборонно-промышленного комплекса, энергетического и атомного машиностроения. Потенциально высоким может быть спрос на металлопродукцию для железнодорожного транспорта, в том числе на рельсы и рельсовые скрепления для высокоскоростных магистралей. Получат развитие как сложившиеся центры черной металлургии округа (Ростовская и Волгоградская области), так и новые - сталепрокатные производства в Краснодарском крае и производства цветных металлов  на территории Волгоградской области.

Реализация инновационного сценария развития позволит обеспечить к 2020 году увеличение вклада металлургической промышленности в валовой региональный продукт округа в 1,8 - 2,1 раза, повышение среднеотраслевой производительности труда в 1,3 - 1,7 раза, снижение величины износа основных фондов металлургических предприятий и смежных отраслей  до 25 - 30 процентов.

При благоприятном развитии экономики Российской Федерации и последовательной реализации положений Стратегии металлургический комплекс Южного федерального округа сохранит и увеличит свое присутствие на российском и мировом рынках металлургической продукции, повысит качество и ассортимент своей продукции и к 2020 году приблизится по основным технико-экономическим показателям деятельности к ведущим операторам мировой металлургии.

 

7. Химическая  промышленность

 

Химический комплекс входит в число основных отраслей специализации экономики Южного федерального округа и включает в себя химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий. Большая часть продукции химического комплекса выпускается в крупных промышленных узлах на территории Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края.

Предприятия Южного федерального округа обеспечивают около 4 процентов общего производства продуктов химии и нефтехимии в России и 7,2 процента в структуре выпуска обрабатывающих производств Южного федерального округа. В сфере занятости Южного федерального округа указанные виды экономической деятельности обеспечивают 1,2 процента рабочих мест.

Объем производства химической продукции, а также резиновых и пластмассовых изделий в 2009 году составил 63,8 млрд. рублей. На предприятиях химического комплекса Южного федерального округа в 2009 годы было занято 48 тыс. человек, средняя заработная плата составила 14,4 тыс. рублей, производительность труда на предприятиях в 2009 году составила 1329 тыс. рублей на 1 работника.

В 2009 году 75 процентов выпуска всей химической и резинотехнической продукции Южного федерального округа пришлось на долю предприятий Волгоградской и Ростовской областей.

На территории Южного федерального округа располагаются и действуют более 20 крупных предприятий химической отрасли, в том числе по производству шин, смол, удобрений, волокон, каустической соды, индустриальных газов, серной кислоты и другой химической продукции.

Южный федеральный округ обладает значительными возможностями для дальнейшего развития химической промышленности. Кадровый потенциал обеспечен высокой долей специалистов с высшим профессиональным образованием среди трудоспособного населения. 
В округе действует ряд специализированных учреждений, ведущих подготовку специалистов химического профиля. Регионы указанного округа располагают значительным ресурсно-сырьевым потенциалом, включающим месторождения углеводородного сырья, каменного угля и калийных солей. Некоторые регионы обладают значительным производственным потенциалом, что является важным конкурентным преимуществом, учитывая высокую капиталоемкость создания новых химических производств.

Развитие химического комплекса Южного федерального округа сдерживается следующими факторами и проблемами:

высокий износ основных фондов;

значительное технологическое отставание химической и нефтехимической промышленности; 

низкий уровень инновационной активности среди химических предприятий и фактическое отсутствие инновационной инфраструктуры;

низкая производительность труда;

диспропорции в использовании производственных мощностей (быстрорастущие сегменты испытывают нехватку мощностей, в то время как в других сегментах загрузка мощностей редко превышает 50 процентов);

недостаток молодых кадров.

Помимо вышеперечисленных проблем, для ряда сегментов химического производства характерны недостаточная гибкость и широта ассортимента конечной химической продукции, зависимость от конъюнктуры внешних рынков, низкая конкурентоспособность продукции на зарубежных рынках. На отдельных территориях Южного федерального округа (Краснодарский край, Астраханская область) развитие химической промышленности сдерживается недостатком энергетической инфраструктуры.

К числу основных приоритетов развития химического комплекса Южного федерального округа относятся:

диверсификация химических предприятий Южного федерального округа и совершенствование структуры базовых производств;

дифференциация номенклатуры, повышение качества и конкурентоспособности продукции на основе модернизации производства;

рост производительности труда;

внедрение новых производственных и управленческих технологий.

Главной задачей развития химического комплекса является техническое перевооружение и радикальное повышение эффективности производства и производительности труда с использованием механизмов поддержки внедрения инновационных технологий и технологических процессов.

Необходимо ориентироваться прежде всего на производство конечной продукции, в том числе технологически сложной, имеющей высокую добавленную стоимость, и снижать долю выпуска сырья для дальнейшей переработки. Переход к производству конечной продукции должен сопровождаться улучшением ее потребительских свойств и их адаптацией под нужды конечных потребителей. Требуется реализация мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Стратегические преимущества развития химического производства в Южном федеральном округе связаны в первую очередь с наличием в регионе значительных запасов сырья, вертикальной интеграцией предприятий в крупные отраслевые холдинги и быстрым ростом внутреннего рынка химической продукции.

В период до 2020 года в химической промышленности округа планируется реализовать по меньшей мере 14 крупных инвестиционных проектов, что окажет значительное влияние на рост показателей производства отрасли, приведет к повышению эффективности работы химических предприятий и позволит увеличить выработку широкой номенклатуры продукции, легко адаптируемой к запросам рынка и потребительским предпочтениям.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа