Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 20:09, практическая работа

Описание работы

Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет стратегические цели, задачи, приоритеты, научно обоснованный и сбалансированный сценарий социально-экономического развития, пути и механизмы достижения поставленных целей, направленных на постоянное повышение уровня и качества жизни населения, а также устойчивое развитие экономики Южного федерального округа на период до 2020 года.

Файлы: 1 файл

Strategij_UFO.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

организация продвижения региональных турпродуктов и туруслуг на внутренний и международный рынки;

развитие межрегионального и международного сотрудничества в области морского туризма и рекреации;

создание туристско-рекреационных кластеров, поскольку привлекательные туристические зоны различных категорий встречаются в округе повсеместно.

После проведения в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр 
и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года Южный федеральный округ унаследует значительное количество спортивных объектов и сооружений, что обеспечит его соответствие мировым стандартам горноклиматических курортов. После 2014 года в г. Сочи наряду с горнолыжными спортивно-туристическими комплексами, находящимися в собственности различных инвесторов, будут созданы федеральные центры по подготовке спортсменов как по летним, так и по зимним видам спорта.

Южный федеральный округ обладает также значительными ресурсами для развития бальнеологии. В настоящее время этот ресурс используется недостаточно. Создаваемый гостиничный фонд в сочетании с природными зонами может дать возможность для круглогодичного лечения и будет служить одним из факторов выравнивания сезонного колебания потока туристов.

В целях устойчивого роста туристско-рекреационного комплекса в Южном федеральном округе необходимо обеспечить активное развитие как минимум 5 туристических кластеров:

пляжный туризм (Черноморское побережье Кавказа, Приазовье, Каспий);

горный туризм (Красная Поляна, Лагонаки);

оздоровительный туризм (Горячий ключ, озеро Эльтон);

экологический туризм (дельта р. Волги, г. Майкоп);

культурно-познавательный туризм (гг. Краснодар, Ростов-на-Дону, Волгоград, Туапсе, Сочи, Майкоп, Элиста и другие этнографические зоны в Республике Калмыкия и др.).

Кроме того, значительные перспективы устойчивого развития туризма в Ростовской области открываются с созданием 2 туристско-рекреационных кластеров: «Всплеск» и «Донской».

Как показывает правоприменительная практика, многие положения нормативных правовых актов, регулирующие вопросы развития туристической инфраструктуры, в настоящее время не реализуются в Южном федеральном округе в полной мере. Вместе с тем на региональном уровне необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы международного и трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации, а также стимулирования развития государственно-частного партнерства, кластерной политики и др.

Задачей первостепенной важности в современных условиях становится разработка системы мер по привлечению инвесторов к развитию туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа, что предполагает разработку перечня приоритетных комплексных инвестиционных проектов, обладающих значительным мультипликативным эффектом, их увязывание с общегосударственными, отраслевыми и корпоративными стратегиями, программами и планами, 
а также объединение в стратегические направления, агрегированные до уровня компетенции федеральных органов исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации и др.).

Для обеспечения реализации перспективных направлений развития туризма и рекреации, а также приоритетных комплексных туристско-рекреационных проектов в Южном федеральном округе необходима разработка конкретных механизмов и схем привлечения дополнительных инвестиций за счет интенсификации межрегионального и международного сотрудничества, использования ресурсов государственных, федеральных и региональных целевых программ, действие которых может быть распространено на туристско-рекреационный комплекс округа, а также расширение возможностей тех федеральных и региональных целевых программ, в рамках которых уже в настоящее время реализуются мероприятия и проекты по развитию туризма и рекреации в Южном федеральном округе, среди которых Программа строительства олимпийских объектов и развитие города Сочи как горноклиматического курорта, федеральная целевая программа «Юг России (2008 - 2013 годы)», региональная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея» на 2007 - 2011 годы и др. Помимо средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно активно использовать различные механизмы государственно-частного партнерства (концессии, аренда или лизинг, контракты на обслуживание, управление, строительство, инвестиционные и риск-сервисные контракты и т.д.), предполагающие задействование потенциала государственных институтов развития, различных финансовых и нефинансовых институтов, а также иностранных инвестиций.

Реализация предлагаемых мер в указанных приоритетных направлениях позволит достичь к 2020 году (по отношению к 2009 году) следующих общественно значимых конечных результатов: туристические услуги вырастут в 3,5 раза и составят в ценах соответствующего года 15,9 млрд. рублей, услуги гостиниц вырастут в 2,9 раза и составят в ценах соответствующего года 50,3 млрд. рублей. При этом по отношению к 2009 году количество рабочих мест должно увеличиться в 4,5 раза. Средняя заработная плата в отрасли (с учетом роста производительности труда в 6,5 - 7,5 раза) возрастет к 2020 году в 8 раз и составит около 30 тыс. рублей в месяц. Загрузка туристической инфраструктуры в среднем превысит 67 процентов, а доля изношенных основных фондов снизится до 4,5 - 5 процентов. Вклад туриндустрии в экономику Южного федерального округа может превысить 5 процентов.

 

2. Агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы

 

Агропромышленный комплекс Южного федерального округа занимает важное место в экономике России. В 2009 году на территории округа произведено почти 44 процента семян подсолнечника, 21 процент всех зерновых России, 20 процентов плодов и ягод, 19 процентов овощей, 13 процентов скота и птицы на убой, 10 процентов молока и 11 процентов - яиц.

Для ведения сельского хозяйства в Южном федеральном округе используется 15,2 процента сельскохозяйственных угодий и 14,3 процента пашни России.

В Южном федеральном округе основными возделываемыми культурами являются: зерновые и зернобобовые культуры - во всех субъектах округа, овощи открытого и защищенного грунта -  
в Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, плоды и ягоды - в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях, сахарная свекла - в Краснодарском крае и Ростовской области.

В 2001 - 2009 годах сельскохозяйственное производство округа развивалось динамично, наиболее высокие темпы роста были достигнуты в Республике Калмыкия - 2,27 раза и Астраханской области - 2,16 раза,  
в Ростовской области рост составил 1,78 раза, в Республике Адыгея - 1,72, в Краснодарском крае - 1,54 и Волгоградской области - 1,5 раза.

В 2009 году по объему производства основных видов продукции растениеводства среди всех округов Российской Федерации округ занимал 1-е место по производству подсолнечника (удельный вес - 43,7 процента общего производства в стране), 2-е место - по производству сахарной свеклы (19,1 процента) и 3-е место - по производству зерновых культур (20,9 процента), овощей (19,3 процента), плодов и ягод (19,6 процента).

Крупнейшими производителями растениеводческой продукции являются Краснодарский край и Ростовская область, где в 2009 году было собрано: зерновых культур - 9,5 млн. тонн и 6,6 млн. тонн соответственно, что составляет 79 процентов урожая в округе, подсолнечника - 1,2 млн. тонн и 0,97 млн. тонн соответственно (78 процентов).

Итоги сельскохозяйственной деятельности в округе в 2009 году показали некоторый спад производства зерновых по сравнению с 2008 годом (в целом по округу - на 24 процента). Лишь в Астраханской области в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 20 процентов увеличились сборы зерновых культур.

По данным Федеральной службы государственной статистики в 2010 году вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий округа составила 11256,6 тыс. га (в 2009 году - 11783,4 тыс. га), или 15 процентов от всей посевной площади в целом по стране.

В 2010 году максимальные показатели урожайности зерновых и зернобобовых культур отмечены в Краснодарском крае - 48,7 ц/га и Республике Адыгея - 39,6 ц/га. Валовой сбор подсолнечника на зерно составил 2268,3 тыс. тонн, или 48 процентов валового сбора подсолнечника в целом по России. Краснодарский край и Ростовская область являются крупными поставщиками зерна за пределы округа и на экспорт.

Для реализации зерна округ располагает развитой инфраструктурой хранилищ. Экспортные отгрузки осуществляют 14 портовых терминалов с единовременным объемом хранения 0,8 млн. тонн. Закупку, хранение и отгрузку осуществляет 61 организация (элеваторы и хлебоприемные предприятия) с общим объемом единовременного хранения 4,4 млн. тонн зерна и подсолнечника. Элеваторных мощностей достаточно для обеспечения потребности округа в услугах по хранению зерна. В то же время 50 элеваторов (82 процента) построены до 1980 года и требуют модернизации.

Для динамичного развития отрасли большое значение имеет орошаемое земледелие, которое обеспечивает гарантированное производство сельскохозяйственных культур.

В настоящее время актуальной задачей является обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей качественным посевным и посадочным материалом отечественного производства. Агроклиматические условия Южного федерального округа наиболее благоприятны для производства семян овощных и бахчевых культур, плодовых и ягодных культур.

За последние 10 лет производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий округа выросло на 55,6 процента к уровню 2000 года и составило 1,3 млн. тонн.

Среди всех округов Российской Федерации Южный федеральный округ занимает 4-е место по объему производства скота и птицы (удельный вес 12,7 процента от общего производства), молока (10,1 процента) и яиц (10,8 процента), 3-е место - по объему производства меда (17,7 процента) и 2-е место - по объему производства шерсти (27,1 процента).

Прирост производства скота и птицы на убой в живом весе достигнут за счет увеличения производства птицы на убой в 2,8 раза, овец и коз - в 2,7 раза, свиней - на 34,3 процента, крупного рогатого скота на убой - на 14,8 процента к уровню 2000 года.

Произошли изменения и в структуре производства мяса. Если в 2000 году удельный вес крупного рогатого скота составлял 35,9 процента, свиней - 43,8 процента, овец и коз - 3,9 процента и птицы - 15,7 процента, то в 2009 году удельный вес крупного рогатого скота составлял 26,5 процента, свиней - 37,8 процента, овец и коз - 6,8 процента и птицы - 28,4 процента.

За последние 10 лет производство молока во всех категориях хозяйств Южного федерального округа увеличилось на 12,2 процента, или на 358,3 тыс. тонн, и составило 3,3 млн. тонн, в том числе в хозяйствах населения производство молока увеличилось на 27,9 процента, крестьянских (фермерских) хозяйствах - в 2,8 раза, а на сельскохозяйственных предприятиях производство уменьшилось на 16,6 процента. Структура производства молока по категориям хозяйств немного изменилась. Если в 2000 году удельный вес сельскохозяйственных предприятий в общем производстве молока составлял 45 процентов, в хозяйствах населения - 52,2 процента и в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 2,8 процента, то в 2009 году по сельскохозяйственным предприятиям он составлял 33,5 процента, 
по хозяйствам населения - 59,5 процента и по крестьянским (фермерским) хозяйствам - 7 процента.

Племенная база животноводства округа представлена 283 племенными хозяйствами (в том числе 105 племзаводов, 174 племрепродукторов, 4 генофондных хозяйства). Лидирующее положение по количеству племенных хозяйств занимают хозяйства мясного скотоводства - 70 единиц, овцеводства - 61 единица, молочного скотоводства - 55 единиц, коневодства - 38 единиц, свиноводства - 19 единиц, рыбоводства - 16 единиц, птицеводства - 13 единиц, верблюдоводства - 8 единиц.

Производство яиц в хозяйствах всех категорий округа увеличилось на 29,2 процента к уровню 2000 года. За этот период структура производства яиц изменилась незначительно.

В округе реализуется федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858.

Указанная программа призвана способствовать повышению уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, созданию условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышению престижности проживания в сельской местности.

Строительство жилья и объектов социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется преимущественно в сельских населенных пунктах, где активно развивается сельскохозяйственное производство и строятся производственные объекты агропромышленного комплекса, в том числе животноводческие комплексы.

Основной задачей развития сельских территорий округа является комплексное, сбалансированное решение экономических, социальных и экологических проблем сельской местности при сохранении ее природно-ресурсного и историко-культурного потенциала.

Южный федеральный округ располагает большими возможностями для развития пищевой промышленности.

В округе производится широкий ассортимент продуктов питания, значительная часть которых реализуется в большинстве регионов Российской Федерации.

Вместе с тем мощности перерабатывающих предприятий не в полной мере соответствуют сырьевой базе. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности округа осложняется недостаточным уровнем технического и технологического оснащения многих предприятий, что не позволяет осваивать сырьевой потенциал округа.

В весьма сложной структуре пищевой промышленности Южного федерального округа выделяются масложировая, мясная, плодоовощеконсервная, винодельческая, сахарная, рыбная, маслосыродельная, молочная и мукомольно-крупяная подотрасли.

Обеспечение продовольственной безопасности и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания в объемах и ассортименте, которые достаточны для формирования правильного и сбалансированного рациона питания, являются основными приоритетами при формировании устойчивого и эффективного производства продуктов питания в Южном федеральном округе.

Уловы рыбы, добыча других водных биоресурсов и производство товарной пищевой рыбной продукции (включая консервы) составляют в округе не более 4 - 5 процентов общероссийских показателей. Рыбохозяйственной деятельностью традиционно занимаются в Астраханской и Ростовской областях, а также в Краснодарском крае.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа