Южный федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Юг России как пространственное образование по своему «субъектному» составу и географическим границам совпадает с Южным федеральным округом (ЮФО) Российской Федерации. В его состав входят 8 республик: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, 2 края — Краснодарский и Ставропольский, 3 области — Астраханская, Волгоградская и Ростовская.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 16.45 Кб (Скачать файл)

1.ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ КАК ЦЕЛОСТНОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Юг России как пространственное образование  по своему «субъектному» составу и географическим границам совпадает с Южным федеральным округом (ЮФО) Российской Федерации. В его состав входят 8 республик: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, 2 края — Краснодарский и Ставропольский, 3 области — Астраханская, Волгоградская и Ростовская.

Южный федеральный округ образован  в соответствии с Указами Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 и от 21 июня 2000г. № 1149 с целью укрепления вертикали  государственной власти. Примечательно, что ряд ученыхеще до образования федеральных округов отстаивал концепцию Юга России как нового географического понятия, отражающего «современные процессы регионализации национального хозяйства на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье», и включал в состав Юга России те же 13 субъектов, которые затем и вошли в состав ЮФО. Основу Южного федерального округа составили 10 субъектов Северо-Кавказского экономического района, а также 3 субъекта Нижнего Поволжья (Республика Калмыкия, Астраханская и Волгоградская области).

Федеральные округа призваны решать задачу совершенствования  региональной политики путем наиболее оптимального учета стратегических интересов страны и развития каждого ее региона. Для этого, на наш взгляд, необходимо выполнение, по крайней мере, двух условий. Во-первых, новое территориальное образование должно обладать не механическим сочленением отдельных составляющих (регионов), а представлять некое историческое, культурное, экономическое и т.п. единство. Во-вторых, размеры нового географического объекта должны быть оптимальны с точки зрения его управляемости.

При формировании ЮФО в таком составе и таких  границах доминировал прежде всего геополитический принцип. Кроме этого целый ряд объективных факторов выступает в пользу именно такой пространственной локализации одного из самых сложных из семи образованных . федеральных округов, важнейшими из которых, на наш взгляд, являются следующие пять.

1. Природно-географический. Прежде всего, Дагестан, Калмыкия  и Астраханская область, являясь прибрежной Каспийской территорией, обладают схожим природно-ресурсным потенциалом, основу которого образуют важнейшие топливные ресурсы — нефть и природный газ, а также богатейшие рыбные ресурсы Каспия. При этом природные условия, ландшафт, климат и т.п. «присоединенных» к СКЭР Нижневолжских субъектов во многом идентичны природным условиям северо-восточных частей Ростовской области, Дагестана и Ставропольского края.

2. Транспортно-географический. Дагестан, Калмыкия и Астраханская область обеспечивают связь России на ее южных рубежах с государствами акватории Каспийского моря как ближнего, так и дальнего зарубежья. Более того, Ростовская и Волгоградская области связаны в единый водно-транспортный комплекс Волго-Донским судоходным каналом им. В.И. Ленина, обеспечивающим тесную связь Юга России с Поволжьем, Центральным районом, Уралом, а также Северо-Западной частью России.

3. Историко-географический. На Юге России исторически  шло взаимодействие и взаимопроникновение русской и кавказской горской культур — на юге, русской и степной кочевой культур — на востоке. Результатом такого сложного синтезирования культур стал феномен казачества, «во многом определивший базовые параметры южно-русского культурного типа и даже сами территориальные контуры региона». Неоднократное изменение границ субъектов Юга России, их взаимное «вхождение» друг в друга еще со времен существования Области Войска Донского*; осуществление через территорию Южнороссийского региона торгово-экономических связей центральной России с ее южными соседями (начиная от Ивана Грозного), в частности, пролегание по территории нынешнего ЮФО вдоль побережья Каспийского моря знаменитого «шелкового пути» в страны Востока — все это способствовало формированию исторически единого южнороссийского пространства.

4. Экономический.  Юг России не выделяется уникальным  хозяйственным комплексом. Однако в общенациональном разделении труда ведущее значение имеют: агропромышленный комплекс (Юг России обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны и является монополистом в выращивании чая, риса, цитрусовых культур), транспортный комплекс (регион является транспортно-шлюзовым модулем, обеспечивая через свои морские порты около 70 % внешнеторгового грузооборота страны), санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс (располагая уникальной бальнеологической базой

и курортами  мирового значения, регион является всероссийской  «здравницей»).

5. Управленческий. Как известно, любое относительно  самостоятельное региональное образование должно отвечать требованиям целостности, комплексности и управляемости. Последнее требование обеспечивается наличием и деятельностью на его территории соответствующих управленческих структур. До образования федеральных округов на территории Юга России функционировали различные отраслевые структуры управления: Северо-Кавказского военного округа (СКВО), Северо-Кавказской железной дорогой (СКЖД), Северо-Кавказский научный центр высшей школы (СКНЦ ВШ), Северо-Кавказское таможенное управление (СКТУ) и т.д. Эти ведомственные территории управления локализовывались внутри Южнороссийского региона, зачастую не совпадая в своих географических контурах и имея центры в различных городах (но большинство - в Ростове-на-Дону). Вследствие этого образовывался своеобразный «каркас» управления, стягивавший отдельные субъекты Юга России и придававший им определенную целостность. С образованием Полномочного Представительства Президента РФ в ЮФО в Ростове-на-Дону появляется орган управления, функционирование которого охватывает всю территорию Юга России.

Информация о работе Южный федеральный округ