Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из ключевых проблем лесопромышленного комплекса является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях современных рыночных отношений в России большое количество предприятий отрасли функционирует на грани выживания. Дальнейшее их существование зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, то есть формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке. Кроме того, в отрасли не хватает грамотного нормативно-правового регулирования деятельности и государственного контроля, а также высококвалифицированных специалистов, способных продуктивно работать в данной отрасли. Так как для ведения лесного хозяйства важны знания о структуре леса и о способности возобновления леса. Благодаря этому свойству леса – возобновляться – экономисты называют лес возобновляемым природным ресурсом. Виды деревьев, которые в силу своих биологических особенностей возобновляются в лесу, традиционно называют в лесном хозяйстве России главными лесообразующими древесными породами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 7
1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7
1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11
1.3. Экономический механизм государственного регулирования лесопромышленного комплекса региона 16
Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24
2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24
2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33
2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37
Глава 3. Совершенствование управленческих компетенций регионального аспекта лесного комплекса 51
3.1. Совершенствование нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 51
3.2. Совершенствование экономического механизма лесопользования 55
3.3. Прогнозы развития лесопользования в России 58
Заключение 69
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 260.24 Кб (Скачать файл)

Платежи при лесопользовании должны быть разными на каждом этапе разработки лесосеки и дифференцированными для конкретных лесосек. Законодательные акты по налогообложению в лесопользовании должны носить общий рекомендательный характер по методологии и порядку исчисления платежей. Расчет лесной ренты должен быть увязан с проектом освоения лесов и лесным планом, разрабатываемыми на уровне субъекта РФ. Действующие в настоящее время методики расчёта объёмов пользования и составления планов рубок не имеют экономического обоснования. В расчёт объёма пользования включаются все эксплуатационные леса, независимо от их рентной стоимости.

Применяемая методика составления планов рубок слабо учитывает требования сохранения биоразнообразия лесов, социальное значение лесов для местного населения. Это приводит к низкой эффективности и даже убыточности рубок леса, экологической и социальной нестабильности лесопользования. Для лесопользователя в конечном счете не важно, каким методом рассчитана плата за пользование лесными ресурсами: на основе рентного подхода или они установлены конкретным решением Правительства РФ; и в каком порядке и кому следует платить арендную плату. Определяющим фактором пользования лесными ресурсами является размер этих платежей и, что не менее важно, закономерность (методика), по которой они будут меняться с течением времени.

Пользователь как равноправный участник лесных отношений должен знать, по какому правилу, и через какое время будет происходить изменение уровня платежей за лесные ресурсы. Обеспечение этого требования является задачей лесной политики, одним из принципов которой должна стать предсказуемость решений государственных органов в области установления соответствующих платежей.

Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса

2.1. Динамика  тенденций лесопользования и  лесовосстановления в России

В 2011 г. заготовка древесины осуществлялась гражданами и юридическими лицами на основании договоров аренды лесных участков или без предоставления лесных участков на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в порядке предпринимательской деятельности и для собственных нужд – отопления, возведения строений и иных нужд. Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также договоров купли- продажи лесных насаждений осуществлялось в соответствии со статьями 74 и 77 Лесного кодекса Российской Федерации по результатам аукционов по продаже права на заключение таких договоров. Аукционы проводились в соответствии с положениями ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время арендные отношения являются доминирующей правовой формой использования лесов. Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает сдачу в аренду лесных участков для использования в целях, перечисленных в ст. 25.

Согласно Лесному плану Иркутской области в редакции 2012 г., в данном регионе увеличена расчетная лесосека. Ее новая величина составляет 71,5 млн м3. В отчете Министерства лесного комплекса Иркутской области о проделанной работе за 2011 г. действовавшая на тот момент расчетная лесосека по доступным и возможным для эксплуатации лесам области определена в размере 56,2 млн м3. В условиях, когда использование расчетной лесосеки не превышает 40% при рубке спелых и перестойных насаждений по причине, прежде всего, транспортной недоступности потенциальных лесосырьевых баз, повышение значения расчетной лесосеки кажется лишенным экономического смысла.

Организация использования лесов должна обеспечивать экологически сбалансированную и экономически выгодную их эксплуатацию. Экономическая выгода в условиях рыночных отношений должна быть обоюдной – и для государства, как собственника лесов, и для лесопользователей. Исходя из этой безусловной установки при организации использования лесов для заготовки древесины необходимо определять такой норматив ежегодной заготовки, который бы адекватно отражал экономически доступный на данной конкретной территории объем древесины. Завышенная оценка лесосырьевого потенциала территории может привести к стратегическим просчетам при планировании размещения и развития крупных перерабатывающих предприятий, а также к дефициту сырья и перерубам в транспортно доступных районах.

В соответствии с действующим Порядком исчисления расчетной лесосеки (далее – Порядок) допустимый ежегодный объем изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах, обеспечивающий многоцелевое, рациональное, непрерывное, неистощительное использование лесов, определяется исходя из установленных возрастов рубок, сохранения биологического разнообразия, водоохранных, защитных и иных полезных свойств лесов. Сущность и методика исчисления расчетной лесосеки не претерпели принципиальных изменений еще с советских времен – этот показатель является сугубо количественной характеристикой площади насаждений, ориентирующей на экстенсивное освоение лесных территорий и не учитывающей экономическую доступность ресурсов древесины.

Порядок исчисления расчетной лесосеки предусматривает четыре метода определения расчетной лесосеки при сплошных рубках: лесосеки равномерного пользования, первой возрастной и второй возрастной лесосек и интегральной лесосеки. В основе расчетных формул в каждом из четырех случаев лежат площади насаждений.

Лесосека равномерного пользования вычисляется путем деления всей площади лесов, по которой проводится расчет (вне зависимости от возраста), на количество лет, соответствующее возрасту рубки. Первая возрастная лесосека определяется делением всей площади лесов, которые являются спелыми по хозяйственным меркам сейчас или станут спелыми на протяжении двух классов возраста (например, для хвойных – на протяжении 40 следующих лет), на продолжительность этих двух классов возраста. Вторая возрастная лесосека рассчитывается аналогично первой, только в расчет берутся не два, а три класса возраста (например, для хвойных – 60 лет). Интегральная лесосека получается путем умножения площади лесов каждой возрастной группы на свой коэффициент и суммирования полученных результатов. За счет того, что коэффициенты, используемые для старших возрастных групп, значительно выше, чем коэффициенты для младших, обычно получается результат, близкий ко второй возрастной расчетной лесосеке. В п. 9 Порядка содержатся принципы обоснования оптимального размера расчетной лесосеки в зависимости от возрастной структуры насаждений.

В литературе можно встретить критику методов исчисления расчетной лесосеки за то, что они не обеспечивают неистощительное лесопользование. По нашему мнению, применение первой возрастной, второй возрастной и интегральной лесосек действительно не обеспечивает неистощительное лесопользование, но имеет основной целью улучшение возрастной структуры насаждений в направлении относительно равномерного распределения по группам возраста. И только лесосека равномерного пользования, являющаяся оптимальной в лесах с относительно равномерным распределением площади лесных насаждений и запасов древесины по группам возраста, обеспечивает непрерывное неистощительное лесопользование.

Проблема в том, что расчетная лесосека, как количественная характеристика площади насаждений, не учитывает различия в экономической доступности древесного ресурса в пределах территорий, по которым проводится расчет. Расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству. Ввиду того, что размеры лесничеств, особенно в Сибири, достаточно велики, общая величина расчетной лесосеки не дает представление о реальном лесосырьевом потенциале отдельных частей лесничества. В результате такой усредненной территориальной локализации нормы вырубки наблюдаются местные перерубы, ведущие к истощению сырьевых баз транспортно доступных территорий лесничеств. Такая же проблема может иметь место в отношении крупных арендуемых лесных участков. Кроме того, при определении расчетной лесосеки не учитывается разная сезонная доступность различных участков леса ("зимний" и "летний" лесосечный фонд).

Помимо территориальной локализации в пределах лесничества или арендуемого участка, проблема учета экономической доступности ресурсов древесины при определении расчетной лесосеки имеет еще один аспект – включение в расчет заведомо экономически непривлекательных категорий насаждений вне зависимости от их транспортной доступности. К таким категориям относятся:

1. Спелые и перестойные  лесные насаждения, запас древесины которых на 1 га более 50 м3. На практике рубки главного пользования оказываются рентабельными даже в транспортно доступных лесах при запасах древесины, в зависимости от региона, более 100-150 м3 на 1 га. Леса с запасами древесины от 40-50 до 100-150 м3 образуют своеобразный "балласт", завышающий реальный лесосырьевой потенциал.

2. Насаждения с высокой  долей в составе пород, не пользующихся  спросом на рынке. Так, при определении  расчетной лесосеки по насаждениям  с преобладанием сосны учитывается  площадь насаждений, в которых  доля сосны составляет 45-50% и выше. Оставшийся запас насаждения (до 50-55%) приходится на прочие породы, являющиеся либо нецелевыми для  заготовителя (например лиственница при ориентации на заготовку сосны), либо не востребованными на рынке (мягколиственные породы). Чем выше доля нецелевых пород, тем менее привлекательным для заготовки является данный участок. Стоит отметить, что в общем объеме расчетной лесосеки Иркутской области (71,5 млн м3) около 22 млн м3 приходится на мягколиственное хозяйство.

3. Насаждения с низким  процентом выхода деловой древесины. Так, по данным Лесного плана Иркутской области, из общего объема ликвидной древесины, заготавливаемой при рубке спелых и перестойных лесных насаждений, выход деловых сортиментов составляет в среднем 75,5%, а на дрова приходятся оставшиеся 24,5%. Наиболее низкий процент выхода деловой древесины отмечается в Бодайбинском (31%), Нукутском (45%), Аларском (50%) и Баяндаевском (51%) лесничествах. В Бодайбинском лесничестве, расположенном в высокогорной местности, преобладают низкобонитетные и низкополнотные лиственничники, характеризующиеся низкой товарной структурой. Остальные три лесничества расположены в лесостепной местности, где высока доля в эксплуатационном фонде мягколиственных пород, которые чаще поражаются болезнями и гнилями.

4. Так называемый "деконцентрированный  лесосечный фонд" – небольшие  участки спелого леса, находящиеся  на таком расстоянии от существующих  дорог, что строительство хотя  бы временной дороги к ним  не окупается за счет использования  находящейся на них древесины. Такие участки леса особенно  характерны или для сильно  заболоченных и горных территорий (природно-фрагментированных), или для  территорий, на которых в прошлом  проводились концентрированные  рубки.

По экспертным оценкам, в сумме перечисленные категории экономически недоступных лесов могут составлять до двух третей в объеме утвержденной расчетной лесосеки. Чем территория севернее и выше и чем больше степень ее заболоченности, тем большая доля расчетной лесосеки приходится на экономически недоступные леса.

Проблема завышения расчетной лесосеки по сравнению с ее экономически обоснованной величиной констатируется в разных регионах России. Так, ученые Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН (Красноярск) комментируют официальную оценку лесосырьевого потенциала Нижнего Приангарья. В программных документах Красноярского края говорится о существующих резервах древесины в районе Нижнего Приангарья в пределах 23 млн м3. Между тем, по данным специалистов Института леса, экономически доступная расчетная лесосека в Нижнем Приангарье не превышает 16 млн м3, а по хвойному хозяйству – 14 млн м3. Известно, что Нижнее Приангарье является территорией реализации одного из крупнейших в России инвестиционных проектов "Комплексное развитие Нижнего Приангарья". В лесопромышленном секторе Нижнего Приангарья предполагается осуществление проектов с требуемым объемом лесопользования на уровне, превышающем экономически доступную расчетную лесосеку. Таким образом, реализация намеченных планов может привести к дефициту древесного сырья.

О несоответствии размеров официально утвержденной расчетной лесосеки доступным запасам древесины говорят и в Союзе лесопромышленников Республики Коми, где несколько лет назад были проведены научные исследования по определению экономически доступной расчетной лесосеки. По мнению ученых, в Республике Коми даже при условии строительства новых лесных дорог ежегодно можно заготавливать не более 16,5-17,0 млн м3 в год. При этом официально установленная расчетная лесосека составляет 33 млн м3 древесины, т.е. завышена в два раза.

В целом по лесам, расположенным на землях лесного фонда Иркутской области, освоение расчетной лесосеки за последние 60 лет не превышало 57%, в том числе по хвойному хозяйству – 73%. Такие показатели были достигнуты в 1988 г. и соответствовали заготовке 37,5 млн м3 в спелых и перестойных лесных насаждениях. Приведенные данные позволяют сделать два вывода. Во-первых, связь объема заготовки и величины расчетной лесосеки отсутствует. Таким образом, расчетная лесосека не может рассматриваться как механизм регулирования лесопользования. Во-вторых, повышение значения расчетной лесосеки лишено экономического смысла.

Реальным управленческим нормативом при организации использования лесов для заготовки древесины в конкретных лесорастительных и экономико-правовых условиях должен быть показатель экономически доступной расчетной лесосеки. Такой показатель не только адекватно отражает экономически доступный на данной конкретной территории объем древесины, но и ориентирует на интенсификацию лесопользования.

Информация о работе Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности