Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из ключевых проблем лесопромышленного комплекса является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях современных рыночных отношений в России большое количество предприятий отрасли функционирует на грани выживания. Дальнейшее их существование зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, то есть формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке. Кроме того, в отрасли не хватает грамотного нормативно-правового регулирования деятельности и государственного контроля, а также высококвалифицированных специалистов, способных продуктивно работать в данной отрасли. Так как для ведения лесного хозяйства важны знания о структуре леса и о способности возобновления леса. Благодаря этому свойству леса – возобновляться – экономисты называют лес возобновляемым природным ресурсом. Виды деревьев, которые в силу своих биологических особенностей возобновляются в лесу, традиционно называют в лесном хозяйстве России главными лесообразующими древесными породами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 7
1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7
1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11
1.3. Экономический механизм государственного регулирования лесопромышленного комплекса региона 16
Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24
2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24
2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33
2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37
Глава 3. Совершенствование управленческих компетенций регионального аспекта лесного комплекса 51
3.1. Совершенствование нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 51
3.2. Совершенствование экономического механизма лесопользования 55
3.3. Прогнозы развития лесопользования в России 58
Заключение 69
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 260.24 Кб (Скачать файл)

Кроме того, предлагаю также провести мониторинг и оценку допустимости размещения инвестиционных проектов по схеме "приоритетных" в регионах с развитой лесной промышленностью, где высокая конкуренция за ресурсную базу может обеспечить больший экономический эффект в части увеличения бюджетных доходов за счет арендной платы, нежели льготное предоставление лесных участков под создание новых производств.

Предлагаю также рассмотреть вопрос о дифференциации минимальной стоимости инвестпроекта (сегодня это 300 млн. рублей) в качестве критерия, по которому инвестиционные проекты включаются Минпромторгом в соответсвующий Перечень. При этом учесть региональные особенности – уровень развития лесопромышленных производств, обеспеченность экономически доступным ресурсом, экологическая и антропогенная нагрузка на лесные экосистемы.

3.3. Прогнозы  развития лесопользования в России

Тема рационального лесопользования в современной России поднимает широкий спектр актуальных научно-практических вопросов, которые в совокупности свидетельствуют о состоянии серьезного кризиса. Недостаточная степень изученности, отсутствие новых социально-гуманитарных подходов приводит к тому, что в российских органах государственной власти и обществе могут приниматься не вполне корректные решения относительно использования лесных природных богатств. Острой проблемой современной лесной политики является возможность разумного сосуществования человека и лесных ресурсов. Масштабы этих противоречий постоянно возрастают в связи с увеличением рисков для лесной экологии. Данные угрозы особенно опасны в связи с такими явлениями как глобальное потепление, сопровождаемое "парниковым эффектом".

В этой связи крайне важно четко обозначить сам предмет данной политики, то есть лес как важнейший социально-экономический и экологический ресурс нашей страны. Согласно "Лесной энциклопедии": "Лес, один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), включающий животных и микроорганизмы, биологически взаимосвязанных в своем развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду". Вместе с тем лес – составная и очень важная часть биосферы, элемент географического ландшафта. Лес – природное сырье или даже материал, часто отождествляемый с древесиной. Лес – объект ведения хозяйства, основа государственного лесного фонда.

Необходимо подчеркнуть, что Российская Федерация, обладая значительным общепризнанным лидерством в сфере мировых лесных ресурсов, использует их в сравнении с развитыми индустриальными странами – лесовладельцами не достаточно рачительно. Причем эта тенденция нарастает. Политики, ученые и практики не в праве игнорировать эти факты Они должны определить свои позиции и предпринять позитивные действия, которые будут способствовать изменению сложившейся ситуации. И одним из таких шагов может стать разумная хозяйственная государственная лесная политика в России.

На сегодняшний день в отечественной науке нет однозначных определений лесной политики, неясен вопрос о ее сущности, тем не менее, определяющим является то, с какой позиции смотрел на это ученый – как практик, "из леса" или как теоретик "на лес". Поэтому совершенно не случайно, что в российской политологии настоятельно растет необходимость глубокого и обстоятельного осмысления практического и теоретического опыта в этой сфере, а также его концептуальной научной трактовки.

Крайне важно рассматривать лесную политику в России, прежде всего, как государственную политику, поскольку практически все основные лесные богатства страны находятся в государственном лесном фонде и именно в руках государства находятся основные рычаги влияния и контроля.

Как исходную базу при поиске определения лесной политики, по мнению известного лесоэкономиста В.Н. Петрова, следует, прежде всего, четко определить элементы: "лес, лесовладелец (лесопользователь), государство и население". Вместе взятые они могут рассматриваться как субъекты лесной политики. При этом в центре внимания всегда стоит лес. Его можно представить с позиций оставшихся трех составляющих: как источник получения прибыли для лесовладельца, источник получения налогов для государства, источник различных полезностей для населения.

Российский лесоэкономист В.Н. Петров обозначил следующие важные выводы относительно лесной политики:

- лесную политику нельзя  рассматривать изолированно от  общей экономической политики  страны;

- говоря о лесной политике, надо постоянно иметь в виду, что речь может идти только  о государственной лесной политике  на том основании, что не существует  абсолютной частной собственности  на леса, а государство каждой  страны имеет верховенство власти.

Кроме того, следует всегда помнить и о целостности природной среды на земле, о том, что человек является ее неотъемлемой частью, ее хрупкости, взаимосвязанности и взаимозависимости ее звеньев, а также о важности поддержания гармонии экосистемы ради будущего. Именно поэтому следует тщательно, досконально с учетом всего множества нюансов разобраться во всем спектре вопросов организации лесопользования в стране и найти пути решений существующих проблем и текущих затруднений.

В этой связи особое беспокойство вызывают непредвиденные катаклизмы, которые последние годы наблюдаются на всей нашей планете. Тенденция глобального потепления в значительной степени затронула всю Россию. Новые аномальные климатические вызовы, безусловно, стали для всех нас серьезным уроком и испытанием. В России отмечено свыше 30 видов опасных природных явлений. Большинство из них крайне сложны и вызваны многими факторами, поэтому их прогнозирование не всегда дает надежные результаты.

Важно в процессе лесохозяйственной деятельности не навредить нашей лесной природе, так как лес это не просто деревья и кусты, а единый живой организм, сложнейшая экосистема. Лес по праву называют легкими планеты. Отечественные и зарубежные экологи свидетельствуют сегодня о катастрофическом росте антропогенных нагрузок на природу, в том числе и на лес. Ведь несомненно, что только развитие рекреации в пригородных лесах ведет к масштабному росту нагрузки на объекты природы, причем самый тяжелый прессинг испытывают именно наиболее ценные и привлекательные для большинства рекреантов (отдыхающих) объекты.

В этой связи экологическая безопасность является одним из базовых принципов охраны окружающей природной среды, недопущение угроз безопасности от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера – составная часть охраны окружающей среды.

Так, например, Сокол-Номоконов Э.Н., Ронис А.А. считают одной из основных причин масштабных последствий бушевавших летом 2010 г. в Европейской России лесных и торфяных пожаров – несовершенство нынешнего отечественного законодательства в области лесопользования. Авторы данной статьи весьма жестко и достаточно справедливо отметили недостатки ныне действующего Лесного кодекса (ЛК) Российской Федерации, который был принят в 2006 году.

Так, согласно ЛК РФ, сегодня любая деятельность по профилактике и тушению лесных пожаров силами местного населения попросту незаконна. Идет вал огня, люди отчаянно пытаются отстоять свои жилища, создавая просеки, а их преследуют за незаконные рубки. К большому сожалению, как показал предыдущий трагичный опыт лета (2010 г.), большинство субъектов Российской Федерации, местные органы самоуправления не смогли взять на себя в полной мере и в должном объеме ответственность за судьбу лесного хозяйства, как это предполагал новый лесной кодекс. На практике было продемонстрировано отсутствие должной политической воли, ограничительный формализм и управленческое бездействие.

За такой короткий срок при недостаточных финансовых ресурсах при отсутствии серьезной федеральной поддержки субъектам Российской Федерации было невозможно создать собственную базу противопожарной авиации. А без наличия такой мобильной противопожарной авиационной службы говорить серьезно о противопожарной безопасности просто невозможно, ведь помимо внезапных природных аномалий на леса каждодневно оказывает влияние человеческий фактор.

Надо сказать, что от СССР досталось немало положительного в плане организации и ведения лесного хозяйства. В частности, это касается и лесной пожарной охраны. Однако в ходе административных преобразований много важного и ценного было уничтожено. Так, например, известный специалист в области лесной науки Л. Сверлова пишет: "Созданная упорным трудом многих поколений пожарная охрана лесного хозяйства в России отличалась высоким уровнем профессионализма и мобильности, что позволило привлекать пожарных не только для тушения пожаров, но и для решения смежных задач: ликвидации чрезвычайных и аварийных ситуаций. В январе 2002 г. 70000 сотрудников государственной пожарной службы МВД РФ были переведены из МВД в МЧС. От системы пожарной охраны не осталось даже названия. Службу покинули многие профессионалы, парк пожарной техники устарел и давно нуждался в обновлении". Таким образом, возникает необходимость по другому обеспечить, исходя из действующего лесного законодательства и правоприменительной практики, полномочия по охране и воспроизводству лесной природы в полном объеме.

Россия обладает гигантскими запасами деловой древесины как на европейском севере, так и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Мы входим по этим параметрам в группу основных мировых лидеров. И поэтому вопросы регулирования лесопромышленного рынка, рационального использования лесного экспортного потенциала крайне важны и актуальны. Российская древесина, наряду с нефтью и газом по хозяйственной значимости являются важнейшим стратегическим товаром для экспорта на мировые рынки.

Кроме того, нельзя забывать и о том, что весьма велика потребность в отечественной древесине и на внутреннем рынке, без нее нельзя сегодня в полном объеме развивать столь необходимое сейчас строительство, и, прежде всего, индивидуальное. Древесина сегодня крайне необходима для реанимации и дальнейшего развития отечественной целлюлозной и мебельной промышленности. Достижения научно-технического прогресса также расширяют рамки использования этого столь ценного природного продукта. Фактически речь идет об экологичности этого производства, минимизации производственных отходов. И что особенно актуально, мы можем развивать новые направления в энергетике. Современные промышленные биотехнологии позволяют сегодня использовать даже ранее уничтожаемые остатки древесного производства для создания современных экологичных видов топлива.

Леса занимают 70% территории России, запасы древесины составляют около 75 млрд кубометров. При этом, хотя страна владеет почти четвертью мировых ресурсов, на ее долю приходится чуть более 3% вывозки древесины и столько же мировой продукции. Расчетная лесосека используется менее чем на четверть. Лесной сектор дает России только 2,5% ВВП и 3,7% экспортной выручки. Если объем промышленного прироста древесины составляет около 700 млн куб. метров в год, то утвержденная лесосека в лесах – около 500 млн куб. метров, а заготавливается лишь 120 млн куб. метров, т.е. менее 25%. Это объясняется не столько слабым правовым регулированием заготовки древесины, сколько неравномерным расположением лесистых регионов и неразвитостью лесной инфраструктуры. Данная информация дает основания полагать, что у России в перспективе на этом направлении экономической деятельности есть большой потенциал для успешного роста. Однако на пути развития лесного сектора хозяйства много трудностей, преодоление которых требует государственных политических решений. Ведь вовсе не случайно основные новшества Лесного кодекса РФ, прежде всего, были сосредоточены вокруг таких принципиально важных вопросов и направлений как:

- децентрализация системы  управления лесами;

- гражданско-правовая основа  лесопользования;

- расширение перечня разрешенных  видов использования лесов;

- ответственность бизнеса  за ведение лесного хозяйства;

- снятие необоснованных  ограничений на лесопользование  и создание лесной инфраструктуры;

- обеспечение доступа  к лесным ресурсам на основе  инвестиционных соглашений, связанных  с осуществлением крупных проектов  по глубокой переработке древесины, в сочетании с развитием инфраструктуры.

Среди лесопользователей на фоне действия нового Лесного кодекса возникает множество дискуссионных вопросов, споров и разногласий по поводу формирования права лесной собственности, аренды и процедур порядка лесопользования. Это представляет сложную нерешенную дилемму. Поэтому необходимо объединить государственные и общественные усилия на поиск возможных компромиссов, например, таких как внесение поправок в действующий кодекс. При этом важно руководствоваться задачами современной политической целесообразности.

Следует подчеркнуть, что российское государство после летних пожаров 2010 года по-новому посмотрело на вопросы лесного хозяйства. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) РФ наряду с Федеральным агентством по надзору в сфере природопользования уже заявили о намерениях разработать и воплотить на практике новую целевую масштабную программу "Леса России".

Весьма интересные предложения разрабатываются и комитетом по природопользованию Государственной думы РФ. Например, на страницах журнала "Экология и жизнь" обсуждался новый партийный проект Единой России "Российский лес", одним из главных кураторов которого является депутат Государственной думы РФ Н.В. Комарова. Главные его цели и направления заключаются в следующем:

- продолжение реформ лесных  отношений;

- резкое повышение эффективности  лесопользования;

- восстановление лесов;

- борьба с незаконным  оборотом древесины;

- развитие инфраструктуры  отрасли, технологий и средств глубокой переработки сырья;

- улучшение структуры  экспорта, расширение ассортимента  и сфер применения продукции  лесопереработки.

Содержание этого проекта вызвало на сегодняшний день неодобрительную реакцию среди общественности. Представители Гринписа России достаточно скептически оценили содержание данного проекта, подчеркнули его большой разрыв с реальным положением дел на практике. Они отметили, что реализация предыдущего проекта "Леса России" и введение нового Лесного кодекса привело к следующему:

Информация о работе Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности