Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время одной из ключевых проблем лесопромышленного комплекса является решение вопросов ресурсного обеспечения. В условиях современных рыночных отношений в России большое количество предприятий отрасли функционирует на грани выживания. Дальнейшее их существование зависит от уровня обеспеченности ресурсами и обоснованности антикризисных усилий, то есть формирования и разработки рыночных стратегий в условиях растущей конкуренции на региональном потребительском рынке. Кроме того, в отрасли не хватает грамотного нормативно-правового регулирования деятельности и государственного контроля, а также высококвалифицированных специалистов, способных продуктивно работать в данной отрасли. Так как для ведения лесного хозяйства важны знания о структуре леса и о способности возобновления леса. Благодаря этому свойству леса – возобновляться – экономисты называют лес возобновляемым природным ресурсом. Виды деревьев, которые в силу своих биологических особенностей возобновляются в лесу, традиционно называют в лесном хозяйстве России главными лесообразующими древесными породами.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические проблемы и механизмы использования лесопромышленного комплекса в регионе 7
1.1. Проблемы развития лесопромышленного комплекса в России и ее регионах и социальный подход к государственному регулированию 7
1.2. Нормативно-правовой механизм государственного регулирования развития лесного комплекса в регионе 11
1.3. Экономический механизм государственного регулирования лесопромышленного комплекса региона 16
Глава 2. Характеристика развития лесопромышленного комплекса 24
2.1. Динамика тенденций лесопользования и лесовосстановления в России 24
2.2. Анализ рациональности построения нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 33
2.3. Рациональное построение экономического механизма лесопользования 37
Глава 3. Совершенствование управленческих компетенций регионального аспекта лесного комплекса 51
3.1. Совершенствование нормативно-правового механизма регулирования лесопромышленного комплекса 51
3.2. Совершенствование экономического механизма лесопользования 55
3.3. Прогнозы развития лесопользования в России 58
Заключение 69
Список использованной литературы 73

Файлы: 1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 260.24 Кб (Скачать файл)

- массовому разорению  малого и среднего бизнеса, катастрофическому  ухудшению социально-экономической  ситуации в лесных деревнях  и поселках;

- разрушению охранного  статуса защитных лесов (ранее  – лесов первой группы), расширению  возможностей для безнаказанных  захватов и застройки лесных  земель, в том числе зеленых  и водоохранных зон;

- появлению значительного  количества беспризорных лесов  с неясным правовым статусом, вообще выпавших из сферы действия  лесного законодательства (бывших "сельских" лесов и некоторых других);

- значительному росту  количества незаконных рубок  и других нарушений лесного  и смежного законодательства, небывалому  росту правового нигилизма в  лесном секторе.

Для этой крайне необходимой деятельности уже сейчас нужно привлекать неправительственные природоохранные организации России, включать в рабочий процесс экспертов, которые последние два года неустанно призывают к обеспечению информационной открытости органов управления лесами. Пока подобные призывы не принесли реальных результатов, хотя наметились положительные сдвиги. Кроме того, следует решать вопрос о предоставлении полноценных лесных прав малому бизнесу и местному населению. С нынешним лесным законодательством они просто оказались за бортом жизни. В результате повсеместно растет количество нелегальных рубок.

Ну и, наконец, серьезной проблемой в России, да и на всей планете была и остается биологическая неграмотность, невежество населения. Это весьма негативно влияет на политические решения, принимаемые облеченными властью людьми и группами. Идеи социализации и гуманизации биологии сегодня актуальны как никогда. Мы все испытываем потребность в систематическом экологическом воспитании. Поскольку человек – существо социальное и отражает все черты и потребности общества, можно говорить о двух взаимодействующих объектах – человеке и лесе. И поэтому все функции, которые выполняет лес для человека при удовлетворении всех его потребностей, являются социальными. Необходимо быть ответственными по отношению к лесной природе. Без должного отношения к лесным ресурсам в условиях возрастания природно-климатических угроз общество может потерять возможность удовлетворять свои потребности за счет леса.

Определенные надежды на возрождение роли леса в экономике и жизни страны связаны с внедрением в России международных систем сертификации, гарантирующих легальность происхождения древесины, дополнительных механизмов регуляции и саморегуляции лесопользования. Существует потребность профессиональной ориентации молодежи на специальной лесной отрасли, совершенствования системы подготовки кадров, привлечения подрастающего поколения к управленческой и научно-практической работе по сохранению и приумножению лесного фонда.

Лесной потенциал Российской Федерации в силу своих масштабов, несомненно, влияет на процессы экологической устойчивости планеты и является стержневой основой подсистем биосферы. В этой связи российская государственная политика в сфере лесопользования занимает исключительное место – она во многом определяет необходимость активно решать данную проблему – создавать лесную политическую стратегию в глобальной перспективе, учитывая современные реалии других лесоресурсных стран. Важно, чтобы Россия сама в этих вопросах демонстрировала всему мировому сообществу максимальную открытость, заинтересованность и желания идти на сотрудничество.

Важнейшим условием достижения значимых результатов государственной лесной политики является "духовная" победа подлинного "ноосферного" мышления в российском обществе, отношений построенных, прежде всего, на глубоких научных знаниях экологии и нравственном подходе к вопросам хозяйствования. Именно позитивная философия лесной политики служит фундаментом для сохранения и приумножения лесных ресурсов для будущих поколений.

Безусловно, лес для российского общества – это традиционный издавна значимый социальный институт, богатейший источник неоценимых полезностей, он неотъемлемая символическая часть народной культуры. Лес в отечественном народном сознании всегда воспринимался и воспринимается как общая народная ценность. Сомнительно, что в ближайшей перспективе в России в отношении леса будут эффективно работать рыночные подходы и принципы. Именно поэтому разговор о массовой приватизации лесного фонда обречен на неудачу. Поэтому забота о лесе и ответственность будет на федеральных, региональных и муниципальных органах власти.

Лесное хозяйство страны – дело исключительно ответственное, не прощающее ошибок, например в области лесного администрирования. Во многом это доказали и массовые лесные пожары 2010 года. Поэтому российская государственная лесная политика должна быть обстоятельно скорректирована с учетом опыта и практики, современно научно обоснована и сбалансирована на основе интересов общества, природы и экономики.

Заключение

В заключении дипломной работы подведем итоги проведенного исследования. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что все поставленные во введении задачи выполнены. Цель достигнута. В процессе исследования заявленная гипотеза нашла свое подтверждение обоснование.

В настоящее время ведение лесного кадастра осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальные органы. Эти же организации, по сути, монопольно контролируют его использование. Сторонним пользователям доступ к материалам лесного кадастра ограничен и разрешается в основном на платной основе.

В соответствии с действующим законодательством, ведение лесного кадастра осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства и его территориальные органы. Эти же организации, монопольно контролируют его использование. Сторонним пользователям доступ к материалам лесного кадастра ограничен и разрешается в основном на платной основе. Проблемы оценки лесных ресурсов. Расхождение между желаемым и действительным составляет проблему. Осознание и далее четкая постановка проблемы означает понимание мотивов деятельности.

В современных экономических условиях реальным управленческим нормативом при организации использования лесов для заготовки древесины в конкретных лесорастительных и экономико-правовых условиях должен быть показатель экономически доступной расчетной лесосеки.

В процессе изучения особенностей лесопромышленного комплекса в РФ было установлено, что практически во всем мире происходит ужесточение роли государства в сфере регулирования лесной политики. Это обеспечило быстрый стратегический прорыв в лесном секторе экономики таких государств, укрепление лесного хозяйства. А доля России за это же десятилетие упала втрое и составляет около 3 процентов.

В несколько раз сократилось и внутреннее потребление отечественной лесобумажной продукции. За два года импорт мебели возрос на 40%. К сожалению, наше место на мировом рынке – место поставщиков сырья, да и то непрочное. По объемам и уровню российский лесопромышленный комплекс находится на уровне 30 годов двадцатого века. В настоящее время больше половины российских предприятий отрасли убыточны.

В дипломной работе был проведен анализ динамики передачи лесных участков в аренду по результатам которого можно сформулировать вывод согласно которому отмечена значительная активизация деятельности субъектов Российской Федерации в этой сфере.

Экспорт круглого леса более выгоден, чем его переработка. Это одна из основных причин однобокости российского лесопромышленного комплекса. Сокращение заготовок усугубляет социальный кризис в отрасли, определяющей экономику каждого второго российского региона. Накопилось множество транспортных, энергетических, налоговых, таможенных проблем, препятствующих наращиванию заготовок и вывозке леса.

Необходимо усилить роль государства в управлении лесопромышленным комплексом, защитить внутренний рынок, повысить конкурентоспособность отечественной продукции, реструктуризировать лесную промышленность. Нужно сформировать лесное законодательство. Привести в соответствие уже действующие правовые акты.

Что касается лесных пожаров, то здесь нужна единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По статистике, в 80 процентах пожаров виновен человек. В связи с этим необходимо ужесточить наказание за разведение костров в лесу.

Лесопользование и лесопереработка должны рассматриваться как единый, цельный объект хозяйствования. В рамках данного утверждения модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления его научного и кадрового потенциала. Помимо этого необходимо установить дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли.

В рамках темы дипломной работы было установлено, что в современной России остро стоит проблема отсутствия новых социально-гуманитарных подходов к исследованию и повышению эффективности отрасли, что приводит к тому, что в российских органах государственной власти и обществе могут приниматься не вполне корректные решения относительно использования лесных ресурсов.

В настоящее время в условиях динамично развивающейся экономики и меняющегося законодательства постоянно требуется разработка мероприятий, совершенствующих организационно-экономическое обеспечение и функционирование предприятий лесопромышленного комплекса, которые должны закреплять достигнутый рост и стимулировать его дальнейшее развитие.

Подводя итог, можно отметить, что сегодня необходимо реализовать систему важных мер по поддержке государством лесопромышленного комплекса. Прежде всего, необходимо совершенствование налоговой, таможенной политики. Так же нужно отменить или снизить таможенные пошлины на лесобумажную продукцию и ввозимое технологическое оборудование, не выпускаемое в России. Нужна прогрессивная система льгот экспортерам лесной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Кроме выше сказанного, в дипломной работе рекомендуется пересмотр системы оплаты труда сотрудников лесопромышленного комплекса, так действующий уровень не может в достаточной мере мотивировать работников отрасли. Следует не только увеличивать попенную плату, но и переходить с налоговых на рентные платежи на всех участках лесного конвейера.

Для внедрения предложенных рекомендаций необходимо рассмотреть вопрос о наделении органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в рамках лесного законодательства.

Список использованной литературы

1. Лесной кодекс Российской  Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) // СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5278.

2. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. ст. 3594.

3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). ст. 3431.

4. Письмо Рослесхоза от 06.02.2007 N МГ-03-54/776 "Предложения Рослесхоза  по переоформлению договоров  аренды и безвозмездного пользования  участков лесного фонда, заключенных  до 01.01.2007" // Документ опубликован  не был.

5. Антонова Н.Е., Волков  Л.В. Перспективы трансформации комплекса  по использованию биологических  ресурсов тихоокеанской России // Экономика региона. 2012. № 3. С. 168-178.

6. Баталова И.В., Зиновьева  И.С. "Белые пятна" в экономической  оценке лесных ресурсов // Успехи  современного естествознания. 2012. № 4. С. 178-180.

7. Безрукова Т.Л., Драпалюк  М.В., Черкезия И.В. Разработка организационно-экономического механизма рационального природопользования в контексте кластеризации лесного сектора // Лесотехнический журнал. 2011. № 3. С. 124-131.

8. Бобринев В.П., Пак Л.Н. Интенсификация восстановления  лесных ресурсов в байкальском  бассейне // Вестник Красноярского  государственного аграрного университета. 2011. № 9. С. 10-123.

9. Веретенов О.В. Экономический  потенциал локального лесопромышленного  рынка // Вестник Академии. 2013. № 1. С. 38-40.

10. Гагарин А.И., Жарников  В.Б., Сурков Н.А., Лебедев Ю.В., Лебедева  Т.А. Критические технологии рационального  природопользования на северных  интенсивно осваиваемых территориях // Вестник Сибирской государственной  геодезической академии. 2011. № 16-3. С. 125-133.

11. Гайсумова Л.Д., Батыжева  Л.Ш., Давлаков М.В. Анализ региональной  структуры и тенденции развития  лесного хозяйства (на примере  Чеченской республики) // Перспективы  науки. 2011. № 25. С. 145-147.

12. Давыдова Г.В. Исследование  уровня арендной платы в лесопромышленном  комплексе региона // Известия Иркутской  государственной экономической  академии. 2012. № 5. С. 45-50.

13. Данилин И.М., Медведев  Е.М. Технология мониторинга и  инвентаризации лесных ресурсов  на основе лазерной локации, цифровой  аэрофотосъемки и спутникового  геопозиционирования // Журнал Сибирского  федерального университета. Серия: Техника и технологии. 2011. Т. 4. № 3. С. 326-336.

Информация о работе Лесопромышленный комплекс региона и проблемы регулирования его деятельности