Стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, лекция

Описание работы

Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Файлы: 1 файл

Стандартизация - 1 (1).doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный  университет им. С. Торайгырова

 

Кафедра машиностроения и стандартизации

 

 

 

 

 

 

 

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Стандартизация» для студентов

специальности 5В07200 – Стандартизация, сертификация и метрология

 

 

 

 

        

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  теоретического курса(лекции)

Тема 1 Введение.

Цель и задачи дисциплины. История возникновения стандартизации как науки. Основные положения государственной системы стандартизации. Правовые основы стандартизации в РК. Закон РК «О техническом регулировании», Закон РК «О защите прав потребителей».Нормативные документы в области штрихового кодирования продукции. Межгосударственные стандарты. Международные стандарты ИСО. Порядок применения. Межотраслевые комплексы общетехнических и организационно-методических стандартов. Структура и назначение. Научно- методические основы стандартизации. Методы стандартизации. Комплексная стандартизация. Опережающая стандартизация. Стандартизация показателей качества продукции и ее элементов. Стандартизация- основа управления качеством.

 

Тема 2  Государственная  система стандартизации.

Закон РК. «О техническом регулировании». Основные статьи положения. Роль стандартизации в обеспечении безопасности и качестве продукта, процессов и услуг.

Стандартизация  на службе защиты прав потребителей. Закон  РК» О защите прав потребителей».

Основные  положения Государственной системы  стандартизации. Основополагающие стандарты   государственной системы стандартизации. Объекты стандартизации. Государственное управление работами  по стандартизации. Организационная структура Государственной системы стандартизации. Нормативные документы  по стандартизации и требования к ним. Планирование работ по стандартизации .Информационное обеспечение работ по стандартизации . Ответственность за нарушения законодательства о стандартизации. Финансирование работ по государственной стандартизации.

 

Тема 3  Межотраслевые  комплексы общетехнических и организационно- методических стандартов.

Структура и  назначение. Стандартизация разработки и постановки продукции на производство. Стандартизация в области безопасности туда. Стандартизация в области охраны природы. Стандартизация конструкторской документации. Стандартизация технологической документации. Стандартизация классификации и кодирование  технико-экономической и социальной информации. Стандартизация систем документации. Стандартизация правил приемки и контроля.

 

Тема 4 Научно-методические основы стандартизации.

Методы стандартизации. Классификация методов стандартизации. Системный анализ,      оптимизация и прогнозирование  объектов стандартизации. Система предпочтительных чисел параметрические ряды. Унификация, агрегатирования и взаимозаменяемость. Стандартизация как основа унификации, агрегатирования и взаимозаменяемости. Комплексная стандартизация. Опережающая стандартизация.

Тема 5  Стандартизация показателей качества.

Показатели и факторы , влияющие на повышение качества. Стандартизация показателей качества сырьевых продуктов, материалов и полуфабрикатов.. Стандартизация показателей качества деталей машин. Стандартизация показателей качества машин и оборудования.

Тема  6  Стандартизация- основа управления качеством.

Первый принцип – ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически технически, жизненно необходима каждой организации в условия конкурентного рынка.

Второй принцип –  роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для реализации всех принципов системного управления качеством.  

Тема 7 Стандартизация в различных отраслях

Стандартизация  систем менеджмента качества. Международные  стандарты на системы качества. Совершенствование стандартизации систем менеджмента качества. Стандартизация и маркетинг. Стандартизация услуг.

 

Тема 8  Экономическая  эффективность стандартизации.

Основные  источники экономической эффективности  стандартизации на различных стадиях жизненного  цикла продукции. Экономическая эффективность внедрения стандартов. Роль стандартизации в сокращении сроков освоения продукции.

 

История развитиястандартизации

С самых древних времен капирование и воспроизводство  стали самым эффективным и реальным инструментом развития человеческого общества. Непрерывано совершенствуя предметы и орудия труда, новые трудовые приемы, постоянно фиксируя наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования, люди всегда стремились к достижению оптимальной степени упорядочения в ней посредствам установления положений для всеобщего и многократного использования. Применения в древности единой системы мер, строительной деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра-это примеры деятельности по стандартизации котороя на современном нормативном языке именуется как «Достижение оптимальной степени упоядочения определенной облости посредствам установления положений для всеобщего и многократного использования...»

Первые упоминания о  стандартах России отмечены во времена  правления Ивана Грозного, когда  были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры-кружала. Петр 1 ,стремясь к расшиурению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требываения иностранных рынков к качесту отечественных товаров, но и оргонизовал правительственные бракиражные комисии в Петербурге и Архангельске, в обязонности которых входила тщательная проверка качества экспартируемого Россией сырья.

В целом историю стандартизации и метрологии в нашей стране можно  представить следующем виде (таблица 1.1).

 

Дата

Документ

Содержание документа

996 г

Устав князя Владимира  о десятинах, судах и о людях  церковных 

Поручение верховного надзора  за мерами и весами епископам с обязательством «городские и торговые всякие мерила… блюсти без пакости, ни умалити, ни множити…»

1134-1135 гг

Устав князя Всеволода  Мстиславовича о церковных судах, людях и мерилах торговых

Впервые упоминается  о проведении ежегодной периодической поверки мер и весов, находящихся под надзором епископа. За нарушения законных мер устанавливались жестокие наказания, вплоть до смертной казни, и конфискация имущества

21 декабря 1550 г

Грамота на Двину о  новых печатных мерах и осьминах (Двинская грамота)

Предписывала создание первых образцовых печатных (орленых) мер объема для сыпучих тел  – медных осьмин, которые следовало  хранить централизованно в приказах Московского государства.  С них  надлежало изготовить деревянные копии  и, заклеймив их, разослать по уездам для городских померщиков и торговцев «всякое жито мерити»    

1649 г

Уложение царя Алексея  Михайловича

Устанавливается сажень в 3 аршина, а верста – 1000 сажен. Землю  повелевается измерять четвертями десятинами   

1681 г

Наказ царя Федора Алексеевича  Большой Московской таможне о  сборе таможенных пошлин

Все весы должны быть сходны с таможенными, заорленными весами. Обязывал таможенного голову при  вступлении в должность поверять контари, терези, гири и фунты. За найденные  у торговцев воровские весы определялась конфискация товаров и ссылка с семьей. Иногородним торговым людям давали из таможни на время торговли печатные железные аршины за пошлину; при отъезде брали их обратно.

30 марта 1716 г

Устав Воинский царя Петра  Ι

Устав Воинских артикулов

Наказание за обмер и  обвес – возвратить добро втрое (которым обманул), взимать штраф  и подвергнуть телесному наказанию

18 июня 1719 г

Указ Сенатский о  наблюдении порядка и чистоты  по городу Санкт-Петербургу

Запрещается продавцам  иметь незаорленные весы и меры; за фальшивые меры и весы устанавливается штраф

5 апреля 1722 г

Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи и часть  вторая регламента Морского

В Адмиралтейской коллегии иметь правдивые весы и аршины с клеймами, которые применять только для поверки остальных весов и мер длины каждые полгода, что вменялось в обязанность контролеру. Учреждается должность вагмейстера и унтервагмейстеров; устанавливаются правила для взвешивания разных материалов   

17 сентября 1781 г

Устав о вине

Установить в каждом винном магазине засвидетельствованные  и клейменные в Казенной палате меры. Учредить в магистрате или ратуше контрольные меры, чтобы покупщик вина мог той мерою поверить объем  купленного товара. Назначить специальных  людей для разрешения споров между продавцом и покупщиком. Подтверждается запрещение обмера или обмана в приеме или отпуске при продаже вина   

13 декабря 1829 г

Высочайше утвержденная записка министра финансов

Об учреждении при  Санкт-Петербургском Монетном дворе  собрания образцовых мер и весов главнейших иностранных государств

11 октября 1835 г

Именной указ, данный Сенату о системе Российских мер и  весов

Установил основания  Российской системы мер, утвердил первые эталоны. Предусмотрел создание государственного учреждения для хранения основных образцов мер и организацию централизованной регулярной поверки мер и весов

4 июня 1842 г

Именной указ, данный Сенату: Положение о весах и мерах 

Впервые в истории  отечественной метрологии установлены  основы государственной службы мер и весов. Вводилась единая система мер на всей территории России (с 1 января 1845 г.); учреждено первое государственное метрологическое и поверочное учреждение России – Депо образцовых мер и весов, сформулированы функции депо и обязанности ученого хранителя, назначаемого из членов Академии  наук. Разработана система организации надзора и поверки мер и весов; указаны министерства и учреждения, которые обязаны были заниматься единообразием мер и весов в государстве, определены порядок хранения, правила применения, производства и поверки от эталонов до рабочих и торговых мер

20 мая 1875 г

Подписание Метрической  конвенции полномочными представителями  правительств 17 государств, в том  числе России, на специально созванной  дипломатической конференции 

Создание Международной организации по мерам и весам (МОМВ)и Международного бюро мер и весов (МБМВ)

8 июля 1916 г

Закон Государственного Совета и Государственной Думы

Об изменении действующих  узаконений о мерах и весах  и об установлении новых штатов Главной  палаты мер и весов и местных поверочных, Новое положение о мерах и весах, Положение о Главной палате мер и весов, штаты ее и местных поверочных палаток 

14 сентября 1918 г

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР о введении международной  метрической десятичной системы мер и весов  

Создание Межведомственной комиссии для повсеместного внедрения  в России метрической системы  мер

1960 г

Принятие ΧΙ Генеральной  конференцией по мерам и весам  Международной системы единиц (СИ)

Утверждение ГОСТ 9867 – 71 «Международная система единиц»

10 июня 1993 г

Закон Рф от 10 июля 1993 № 5154 – 1 «О стандартизации» 

Установил правовые основы стандартизации в Российской Федерации,  обязательные для всех государственных  органов управления, предприятий, предпринимателей, общественных объединений. Определил меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации 

1 июля 2003 г

Федеральный закон от 27 декабря № 184 – ФЗ «От техническом  регулировании»

Технические регламенты, стандартизация, метрология и оценка соответствия определяют регулирующую роль государства с помощью установления норм и правил, организующего поведение  на рынке хозяйствующих субъектов 




 

1. В последнее  время максимальное число пересмотренных и вновь утвержденных стандартов составило 900 единиц в год. Фонд стандартов стремительно стареет, и при этом нет ясной перспективы ускорения темпов этой работы. Планирование стандартизации осуществляется в годовом разрезе, тогда как, например, в Японии действует система 5 – 10-летнего и годового планирования. При разработке стандартов не учитывается прогнозы развития науки и техники, хотя Академия стандартизации, метрологии и сертификации имеет материалы прогнозирования с глубиной 30 лет. Другая сторона низкого динамизма – недостаточные темпы освоения международных, региональных и национальных стандартов: перевод, редактирование, утверждение, внедрение. Многие международные стандарты даже не переведены.

2. Слабая работа  в области технологической стандартизации. Работы по стандартизации внедрению передовой технологии взаимно не увязаны. Особо эффективно такая увязка действовала бы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Яркий пример такой работы показывает Национальный институт стандартов и технологии США, осуществляющий национальную технологическую программу преимущественно среди предприятий малого бизнеса.

3. Низкое качество  работы технических комитетов.  Имея глубокие познания в конкретных  отраслях деятельности, члены комитетов  слабо знакомы с теорией и практикой международной и отечественной стандартизации.

4. Необходимо  восстанавливать утерянные в  последние десятилетия службы  по стандартизации на предприятиях.    

 

 

1.2 Основные  цели и задачи стандартизации

 

Стандартизация  представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.

Стандарты определяют порядок  и методы планирования повышения  качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Общей целью стандартизации является защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг. Стандартизация как деятельность обеспечивает решение следующих задач.

Повышение уровня безопасности:

- жизни и здоровья граждан;

- имущества физических и юридических лиц;

- государственного и муниципального  имущества;

- в области экологии;

- жизни и здоровья животных  и растений;

- объектов с учетом  риска возникновения чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера;

Обеспечение:

- конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- научно-технического прогресса;

- рационального использования  ресурсов;

- совместимости  и взаимозаменяемости технических  средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих  изделий и материалов);

- информационной  совместимости;

- сопоставимости  результатов исследований (испытаний)  и измерений технических и  экономико-статистических данных;

- сравнительного  анализа характеристик продукции;

- государственных  заказов, внедрения инноваций;

- подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

- решений арбитражных  споров;

- судебных решений;

- выполнения  поставок.

Создание:

- систем классификации  и кодирования технико-экономической  и социальной информации;

- систем каталогизации  продукции;

- систем обеспечения качества продукции;

- систем поиска  и передачи данных;

- доказательной  базы и условий выполнения  требований технических регламентов.

Содействия  проведению работ по унификации.

Основные принципы стандартизации в РК, обеспечивающие достижения целей и задач ее развития, заключается в следующем:

- добровольности  применения стандартов;

- достижении  при разработке и принятии  стандартов консенсуса всех заинтересованных  сторон;

- использовании  международных стандартов как  основы разработки национальных  стандартов;

- комплексности  стандартизации для взаимосвязанных  объектов;

- недопустимости  установления в стандартах требований, противоречащих технически регламентам;

- установлении  требований в стандартах, соответствующих  современным достижениям науки,  техники и технологий, с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

- установлении  требований в стандартах, обеспечивающих  возможность объективного контроля  их выполнения; 
- четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

Информация о работе Стандартизация