Стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, лекция

Описание работы

Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Файлы: 1 файл

Стандартизация - 1 (1).doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

К объектам государственных  стандартов относят:

  1. Организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;
  2. Продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. Например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Применение национального стандарта на продукцию , работы и услуги подтверждается знаком соответствия знаком соответствия национальному стандарту.

Правила (ПР) – документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и( или ) общетехнические положения , порядки и методы выполнения работ.

Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма – положение, устанавливающее  количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент – документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент  – регламент, содержащий технические  требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические  условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в  себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики – документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Казахстанский классификатор  технико-экономической и социальной информации  – официальный документ, представляющий собой систематизированный  свод наименований и кодов классификационных  группировок и (или) объектов классификации  в области технико-экономической и социальной информации.

Классификатор – документы  в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РК. Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО). Законом о техническом регулировании установлена новая категория документов в области стандартизации – «стандарты организаций». Законом раскрывается, как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Иначе говоря, используемое в Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действовавшем до 2004 г.  Поскольку в ст.17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации.

Целями разработки стандартов организаций являются:

-совершенствование производства;

-обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

-распространение и  использование полученных в различных  областях знаний результатов  исследований (испытаний), измерений  и разработок.

Вместе с тем стандарты  организаций должны служить общим  целям стандартизации, к которым относятся:

-повышение уровня  безопасности жизни или здоровья  граждан, имущества физических  или юридических лиц, государственного  или муниципального имущества,  экологической безопасности, безопасности  жизни или здоровья животных  и растений;

-содействие соблюдению  требований технических регламентов;

-повышение уровня  безопасности объектов с учетом  риска возникновения чрезвычайных  ситуаций природного и техногенного  характера;

-обеспечение научно-технического  прогресса;

-повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

-рациональное использование  ресурсов;

-техническая и информационная  совместимость;

-сопоставимость результатов  исследований (испытаний) и измерений,  технических и экономико-статистических  данных;

-взаимозаменяемость  продукции.

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является возможность  установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры  организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и  другие виды текстовых или информативных  документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные  инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты ( в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими  самостоятельно с учетом НТД.

Проект стандарта организации  может представляться разработчиком  в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов  экспертизы данного проекта технический  комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций  применяются равным образом и  в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

 

 

4.2 Применение  документов в области стандартизации

 

В зависимости от объекта  и аспекта стандартизации, а также  содержания устанавливаемых требований разрабатываются следующие виды стандартов:

- на продукцию;

- на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации  продукции;

- на услуги;

- основополагающие (организационно-методические  и общетехнические);

- на термины и определения;

- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Стандарты на продукцию  устанавливают для групп однородной продукции или для конкретной продукции; разрабатывают требования и методы их контроля по безопасности, основным потребительским свойствам, а также требования к условиям и правилам эксплуатации, транспортирования, хранения, применения и утилизации.На продукцию (услугу) разрабатывают следующие основные разновидности стандартов:

1) стандарт общих технических  условий;

2)стандарт технических  условий.

В первом случае стандарт содержит общие требования к группам  однородной продукции, во втором –  к конкретной продукции. Указанные  стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры, общие технические требования, правила приемки, маркировки, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы и  работы устанавливают основные требования к организации производства и  оборота продукции на рынке, к  методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ, а также методы контроля этих требований в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции. Приведем пример стандартов данного вида. Типичным объектом стандартов отрасли являются типовые технологические процессы. Пример: ОСТ 36-71-82 «Плиты теплоизоляционные минераловатные. Типовой технологический процесс».]

В торговле важную роль выполняют  стандарты на методы хранения пищевых  продуктов и предпродажной подготовки товаров, например:        ГОСТ 26907 «Сахар. Условия длительного хранения»; ГОСТ 7595 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

На современном этапе  большое значение приобретают стандарты  на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) – управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр.

Стандарты на услуги устанавливают  требования и методы их контроля для  групп однородных услуг или для  конкретной услуги в части состава, содержания и формы деятельности по оказанию помощи, принесения пользы потребителю услуги, а также требования к факторам, оказывающим существенное влияние на качество услуги.

Основополагающие стандарты  устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие взаимопонимание, совместимость и взаимозаменяемость; техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции; охрану окружающей среды; безопасность здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования, обеспечивающие интересы национальной экономики и безопасности.

Стандарты на термины  и определения устанавливают  наименование и содержание понятий, используемых в стандартизации и смежных видах деятельности.

Стандарты на методы контроля, испытаний, измерений и анализа  устанавливают требования к используемому  оборудованию, условиям и процедурам осуществления всех операций, обработке  и представлению полученных результатов, квалификации персонала. Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о  годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТ на водку установлено предельно  допустимое значение альдегидов, равное 8,0 мг/дм3. Допустим, при испытании партии было получено 7,0 мг/дм3. Если не принимать во внимание погрешность результата измерения, то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю.

 

 

4.3.Виды стандартов

 

Технические условия (ТУ) имеют двойной статус: документа  технического и нормативного. Технические условия изготовителей на поставляемую продукцию используют в роли нормативных документов, если на них делятся ссылки в договорах.Нормативный документ разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда создавать стандарты нецелесообразно.

Технические условия  должны содержать вводную часть  и разделы, расположенные в следующей  последовательности технические требования, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, правила приемки, методы контроля, транспортирование и хранение, указания по эксплуатации, гарантии изготовителя. Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.

ТУ подлежат учетной  регистрации в Центре сертификации и метрологии (ЦСМ) по месту нахождения предприятия. На регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему – каталожный лист.

Информация о работе Стандартизация