Стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:56, лекция

Описание работы

Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Файлы: 1 файл

Стандартизация - 1 (1).doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

- исключении  дублирования разработок стандартов  на идентичные по функциональному  назначению объекты стандартизации;

- недопустимости  создания препятствий производству  и обращению продукции, выполнению  работ и оказанию услуг в  большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

- доступности  представления информации по  стандартам всем заинтересованным  лицам,  за исключением оговоренных  законодательством случаев.

 

 

1.3 Стандартизация  в условиях развитых рыночных отношений и углубления процессов экономической глобализации

 

Изначально  стандарты тесно связаны с  торговлей. Свободное перемещение  товаров и услуг по всему миру без торговых барьеров – конечно  же горячее желание каждого производителя  и поставщика. Однако без некоего технического регулирования, учитывающего интересы всех участников рыночных отношений, неизбежны трудности совместимости продуктов, процессов, отсутствие гарантий ответственности.

Соглашения  по формальной стандартизации облегчают  жизнь покупателям и продавцам (товаров и услуг) во всем мире. Сегодня рынки становятся глобальными, и цепочки поставок могут пересекать границы многих условий для международной торговли могут помочь международные соглашения и стандарты. Роль международных стандартов в качестве технического фундамента глобального рынка особа подчеркнута в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле (1994 г). Соглашение обязывает правительства максимального использовать международные стандарты, чтобы предупредить появление нежелательных препятствий на пути развития торговли.

Сегодня ВТО  является главной международной  организацией, в рамках которой обсуждаются  и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом  международной торговли товарами и  услугами, осуществляется контроль за соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО за первые шесть лет ее деятельности отчетливо показало что круг ведения ее вопросов расширяется и, очевидно, в ближайшие годы пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов, внешняя торговля и обмен передовыми технологиями, внешняя торговля и конкурентная политика, ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсальную международную организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой.

Основа деятельности организации ВТО – это своеобразный, многосторонний контракт. Он является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю практически всеми видами товаров и услуг. Заключив его, государство получает гарантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться какой-либо дискриминации на рынках других  участников в обмен на аналогичные обязательства.

В настоящее  время по правилам ВТО осуществляется  ~95 %  всей мировой торговли.

Основная задача ВТО – содействие беспрепятственной  международной торговле, недопущение  при этом злоупотреблений и отрицательных  последствий. Во многих случаях устранение барьеров, препятствующих торговле. Это также означает, что отдельные предприниматели, предприятия, ведомственные организации должны быть хорошо знакомы с нормами международной торговли, и уверены в том, что эти нормы не изменяться резко и без предупреждения. Иными словами, правила должны быть совершенно ясными, стандартными, а их применения последовательными.

Мировой опыт, в  частности США, показывает, что эффективными организационно-методическими приемами, обеспечивающими создание конкурентоспособной  и высококачественной продукции, являются такие, которые следуют принципам стандартизации и сертификации. Повышение качества продукции считается основной ее конкурентоспособности и динамичного поступательного развития производства. Качество продукции объединяет все цепочку от производителя до потребителя продукции проходит красной нитью через жизненный цикл продукции. Внедрение системного подхода к управлению качеством как постоянно действующее требование развивается в настоящее время одновременно в трех направлениях.

1.Внедрение  систем качества на основе международных стандартов ИСО 9000 (ISO 9000) или системы

2.Ввсеобщего  управления качеством (TQM).

3.Снятие технических  барьеров в торговле на основе  концепции «общего рынка».

4.Обеспечение  устойчивого развития внутри  общества «культуры общества».

5.Вопрос снятия  технических барьеров относится  к сфере технического регулирования,  и снятие технических барьеров  возможно только при использовании  механизмов технического регулирования

Под регулированием  понимают действия государства, с помощью  установленных норм и правил организующие поведение на рынке хозяйствующих субъектов. На современном этапе изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, выйти на рынок и победить в конкурентной борьбе, заинтересованы в выполнении:

- Обязательных  требований к качеству продукции,  устанавливаемых в техническом  законодательстве;

- Рекомендуемых  требований стандартов к качеству  продукции;

- Подтверждения  соответствия обязательным и  рекомендуемым требованиям к  качеству продукции и системами качества организации через сертификаты и декларации соответствия.

Перечисленные выше документы – техническое  законодательство, стандарты, сертификаты (декларации) соответствия – являются результатом деятельности, именуемой  техническим регулированием.

Иначе говоря, техническое  регулирование – это правовое регулирование в трех областях: техническое  законодательство, стандартизация, оценка соответствия.

Товар отвечает требованиям рынка в том случае, если он способен преодолевать на своем  пути различного рода барьеры, и прежде всего тарифные (таможенные пошлины, квоты) и технические (нетарифные).

Под техническим  барьером понимаются различия в требованиях  международных и национальных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению  с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Закон о техническом  регулировании определяет техническое  регулированиекак правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Стандартизация  имеет четыре функции.

Экономическая функция выражает себя через вклад  стандартизации в научно-технический  прогресс, поскольку она  оказывает  активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются оптимальные качественные характеристики.

Информационная  функция стандартизации проявляет  себя через создание нормативных документов, классификаторов и каталогов продукции, эталонных мер и т.п.

Социальная  функция стандартизации проявляется  через включение в нормативные  документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции  и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам и возможности экологической утилизации отходов.

Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем  обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации.

Преимущества  международно-признанных стандартов достаточно очевидны. Успешное участие в международных  тендерах означает соответствие техническим требованиям и стандартам, включенным в условия тендера. Если это международные стандарты, то равные условия для участников тендера гарантируются в принцип

 

 

Тема 2 Методологические основы стандартизации

 

 

2.1. Теория стандартизации

 

Фундаментальная теория стандартизации изучает, излагает и развивает следующие теории:

- о собственном  предмете стандартизации;

- о собственном  научно-практическом методе социальной  практики стандартизации;

- о главном  (регулятивном) методологическом принципе  социальной практики стандартизации;

- Об основной  технико-экономической закономерности  социальной практики стандартизации;

- Об объективном  законе социальной практики стандартизации.

Прикладная  теория стандартизации изучает, излагает и развивает:

Теорию объективного места, социальной роли и управляющих функций стандартов как активных элементов современных производительных сил и регуляторов исходной нормативно-технической стороны (грани) производственно- экономических отношений между товароразработчиками  товаропроизводителями, с одной стороны, и товаропотребителями (или товаропокупателями) – с другой;

Теорию общественно  необходимых объектов стандартизации как результатов творческого  интеллектуально-технического труда  человека, подлежащих обобществлению в форме разработки новых или обновления действующих стандартов;

Теорию непосредственной, собственной цели стандартизации как  создание, систематическое обновление и нормоприменение оптимального по составу, структуре и уровню требований фонда стандартов;

Теорию прикладных методических принципов стандартизации в условиях социально ориентированного способа оптимального функционирования экономики (принципы системности, комплексности, планомерности, оптимальности, сочетания обязательных и добровольных требований, гибкости и динамизма);

Теорию социально  необходимого оптимального фонда стандартов как главного регулятора исходной нормативно-технической  стороны (грани) производственно-экономических  отношений в условиях социально  ориентированного способа оптимального функционирования экономики.

Собственный предмет  теории и практики стандартизации –  это нормативно-техническая сторона (грань) системы производственно-экономических  отношений товароразработчиков  и товаропроизводителей, с одной  стороны, и товаропотребителей (или  товаропокупателей), с другой стороны, а также с органами хозяйственного управления по поводу интегрального качества объектов второй природы, создаваемых творческим интеллектуально-техническим трудом человека и многократно воспроизводимых и (или) используемых в любой сфере жизнедеятельности.

Собственный научно-практический метод стандартизации– это метод системно-комплексного упорядочения и одновременно оптимизации требований ко всем новым потенциальным и новым фактическим, социально необходимым объектам официальной (документируемой) стандартизации новых объектов второй природы, постоянно воссоздаваемых творческим интеллектуально-техническим трудом исследователей и разработчиков во всех их формах, видах и разновидностях.

Собственный научно-практический  метод деятельности по стандартизации включает в себя следующие более частные методы, используемые на соответствующих стадиях и этапах общего алгоритма стандартизации:

- классификация  и кодирования исходных множеств  объектов стандартизации по признаку  их целевого (или функционального) назначения;

- составления  проектов стандартов и рассылки их на отзывы, заключение и согласование компетентным юридическим и физическим лицам;

- достижения  консенсуса всех заинтересованных  сторон по составу и уровню  требований к конкретному объекту стандартизации, включенному в проект стандарта перед его официальным принятием (утверждением).

Основной методологический принцип стандартизации – своевременность  разработки новых и обновления действующих  стандартов, который следует реализовывать  отношении новых позитивных результатов творческого труда как исследователей, так и разработчиков.

В случаях несоблюдения главного (регулятивного) методологического  принципа стандартизации деятельность по стандартизации оказывается или  преждевременной или запаздывающей. Поэтому вопрос о правильном выборе времени начала разработки нового стандарта или обновления действующего стандарта имеет определяющее значение для эффективности всей этой упорядочивающей, технической нормотворческой и технической нормоприменительной деятельности.

При завершении фазы эволюционного развития конкретных объектов стандартизации определенного  вида, когда исчерпываются возможности  дальнейшего прогресса в рамках ранее открытого (изобретенного) конструктивно-технологического принципа, устаревший стандарт необходимо отменить и разработать стандарт следующего поколения, в пределах которого будет опять появляться (на новом витке развития) изложенная выше основная технико-экономическая закономерность стандартизации. Данная закономерность наблюдается в эволюционирующих стандартах на машины и приборы, на все иные виды продукции, а также на услуги и производственные процессы  (работы).

Информация о работе Стандартизация