Стандартизация РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:14, реферат

Описание работы

Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.
Большинство промышленных, торговых или государственных организаций производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти требования обычно включаются в технические условия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
1.1 Сущность стандартизации
1.2 Уровни стандартизации
1.3 Виды стандартов
1.4 Цели стандартизации
1.5 Принципы международной стандартизации
1.6 Развитие международной стандартизации
2 ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1 Общие положения
2.2 Процедура разработки стандартов
3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В БЕЛАРУСИ
3.1 Планы на разработку стандартов пищевых продуктов в Беларуси в 2013 г.

Файлы: 1 файл

стандартизация РБ.docx

— 70.91 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1  ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ 

  1.1  Сущность стандартизации 

  1.2  Уровни стандартизации 

  1.3  Виды стандартов 

  1.4  Цели стандартизации 

  1.5  Принципы международной  стандартизации 

  1.6  Развитие международной  стандартизации

2  ПРАВИЛА МЕЖДУНАРОДНОЙ  СТАНДАРТИЗАЦИИ 

  2.1   Общие положения

  2.2  Процедура разработки  стандартов 

3 СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПИЩЕВЫХ  ПРОДУКТОВ В БЕЛАРУСИ

  3.1 Планы на разработку стандартов пищевых продуктов в Беларуси в 2013 г.

 

 

 

Введение

пищевой продукт

Качество продукции или  услуг является одним из важнейших  факторов успешной деятельности любой  организации. В настоящее время  во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и  поддержание эффективной экономической  деятельности.

Большинство промышленных, торговых или государственных организаций  производят продукцию или услуги в расчете на удовлетворение потребностей или требований потребителя. Эти  требования обычно включаются в технические  условия. Однако, сами по себе технические условия не являются гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, поскольку в технические условия или в организационную систему, охватывающую проектирование и реализацию продукции или услуг, могут вкрасться несоответствия. Это привело к необходимости развития стандартов и руководящих документов на системы качества, дополняющих требования к продукции или услуге, установленных в технических условиях.

 

 

1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ  СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

    1. Сущность стандартизации

 

Стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Эта  деятельность  проявляется  в  процессе разработки,  опубликования и применения стандартов.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются: повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному  назначению;  устранение  барьеров  в  торговле  и  содействие  научно-техническому сотрудничеству.

Признаки стандартизации:

1) упорядочение;

2)  повторяемость; 

3) всеобщность. 

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Объект стандартизации – это объект, который подлежит стандартизации.

Для отражения понятия  «объект стандартизации» в широком смысле принято выражение «продукция, процесс или услуга», которое следует понимать как относящееся в равной степени к любому изделию, материалу, системе, процедуре, функции, методу, деятельности, а также программному обеспечению.

Стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего  и  многократного  использования  правила,  общие  принципы  или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и которые направлены на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Метод стандартизации: нахождение оптимальных путей и решение повторяющихся задач и принятие их в качестве норм и правил, применяемых в ходе решения аналогичных задач.

Как вид деятельности стандартизация занимается выработкой и применением норм и понятий в сферах повторяющихся явлений, происходящих в техносфере.

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

  • защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
  • повышения конкурентоспособности продукции (услуг);
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • единства измерений;
  • национальной безопасности;
  • устранения технических барьеров в торговле;
  • рационального использования ресурсов.

 

Техническое нормирование и  стандартизация основываются на принципах:

  • обязательности применения технических регламентов;
  • доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;
  • приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
  • использования современных достижений науки и техники;
  • обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов;
  • добровольного применения государственных стандартов.

 

1.2 Уровни стандартизации 

 

Стандартизация может  осуществляться на разных уровнях (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1.1 - Уровни стандартизации

 

 

Уровень стандартизации – форма участия в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или экономического признака.

Международная  стандартизация – стандартизация,  участие  в  которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Региональная  стандартизация – стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического, политического или экономического района мира.

Национальная  стандартизация – стандартизация на уровне одной конкретной страны. При этом внутри страны стандартизация может осуществляться на двух уровнях: отраслевом и предприятия.

Отраслевая  стандартизация – стандартизация,  которая  проводится  на уровне отрасли.

Стандартизация  субъекта хозяйствования (предприятия) – стандартизация, которая проводится на уровне предприятия (организации).

 

    1. Виды стандартов

 

В зависимости от особенностей объекта стандартизации и содержания устанавливаемых в нем требований стандарты подразделяются на следующие виды:

- основополагающий – имеет широкую область распространения или содержит общие положения для определенной области;

- терминов и определений  – распространяется на термины, к которым даются определения, а в некоторых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т.д.;

- на методы испытаний  – устанавливает методы испытаний, иногда дополнен  другими  положениями,  касающимися  испытаний,  как,  например,  отбор проб, использование статистических методов и порядок проведения испытаний;

- на продукцию – устанавливает  требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию может включать кроме требования соответствия назначению непосредственно или с помощью ссылки такие аспекты, как термины и определения, отбор проб, испытания, упаковывание и этикетирование, а иногда технологические требования. Он может быть полным или неполным в зависимости от того, устанавливает ли он все или только часть необходимых требований. В этом смысле различают стандарты размеров, стандарты на материалы и стандарты правил поставки;

- на процесс – устанавливает  требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению;

- на услугу – устанавливает  требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению. Стандарты на услугу могут быть разработаны в таких областях, как стирка белья, гостиничное хозяйство, транспорт, автосервис, связь, страхование, банковское дело, торговля и т.д.;

- на совместимость –  устанавливает требования, касающиеся совместимости продукции или систем в местах их сочленения.

 

 

    1. Цели стандартизации

 

Цели стандартизации можно  подразделить на общие и конкретные. Общие цели вытекают из определения термина «стандартизация». Конкретными целями, обеспечивающими соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению, могут быть:

1 Соответствие назначению  – способность изделия, процесса или услуги выполнять определенную функцию при заданных условиях.

2 Совместимость – пригодность  продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.

3 Взаимозаменяемость –  пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

4 Управление многообразием  (унификация) – выбор оптимального числа размеров или видов продукции, процессов или услуг, необходимых для удовлетворения основных потребностей. Управление многообразием  обычно  связано  с сокращением многообразия.

5 Безопасность – отсутствие  недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба.

6 Охрана окружающей среды  – защита окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, процессов и услуг.

7 Защита продукции –  предохранение продукции от воздействия климатических или других неблагоприятных условий при ее использовании, транспортировке или хранении.

Реализация одних целей  может осуществляться одновременно с реализацией других.

 

1.5 Принципы международной  стандартизации 

 

Всемирной торговой организацией одобрены шесть принципов, которые подлежит соблюдать международным организациям по стандартизации:

1 Прозрачность. Вся необходимая  информация о текущих рабочих программах рассмотрении отзывов на стандарты и окончательных результатах может быть доступной для всех заинтересованных сторон.

2  Открытость.  Участие   в  деятельности  международной  организации  по стандартизации должно быть открыто для всех на беспристрастной основе. Такого рода открытость касается политики и каждой стадии разработки стандартов: предложений и принятия новых рабочих тем, технических дискуссий по характеру  предложений,  передачи  замечаний  на  проекты  документов,  пере-

смотра действующих стандартов, голосования и принятия стандартов, их распространения.

3 Объективность и консенсус.  Все национальные органы по стандартизации должны иметь широкие возможности для содействия разработке международных  стандартов,  а  сам  процесс  не  может предоставлять привилегии или благоприятствовать интересам конкретного поставщика страны или региона (т. е. все равны: у каждой страны по одному голосу).

Процедуры консенсуса должны быть направлены на учет позиций всех вовлеченных сторон и согласование противоречивых аргументов.

Консенсус – общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. (Консенсус не обязательно предполагает полное единодушие).

Объективность включает доступ к участию в работе, передачу замечаний на проекты, рассмотрение сформулированных точек зрения, принятие решений путем консенсуса, получение информации и документов, распространение международных стандартов, назначение платы за документы, право принятия международных стандартов в качестве национальных и пересмотр международных стандартов.

4  Результативность  и   целесообразность.  Для  облегчения  международной торговли  и  предотвращения  торговых  барьеров  международные  стандарты должны быть целенаправленными и эффективно реагировать на изменения в сферах регулирования рынка, а также на прогресс в области науки и технологии. Они не должны деформировать глобальный рынок и препятствовать честной конкуренции. В них не должно быть предпочтения характеристикам или

требованиям, выдвигаемым  отдельными странами, если существуют иные потребности или интересы других стран или регионов. По возможности в основе международных стандартов должны лежать эксплуатационные, а не конструктивные или относительные характеристики.

5 Согласованность. Во  избежание разработки противоречивых международных стандартов необходимо, чтобы международные организации по стандартизации не допускали дублирования или перекрытия работ, выполняемых другими международными организациями. Для этого следует проводить координацию и кооперацию с этими организациями. Также и сами международные

Информация о работе Стандартизация РБ