Сущность налогов и принципы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 11:26, контрольная работа

Описание работы

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Функционирование государства предполагает необходимость существования налогов.
В связи с этим, о налоге можно говорить, как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой его части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями воспроизводства.

Файлы: 1 файл

налоги 2.docx

— 358.82 Кб (Скачать файл)

Сущность налогов и  принципы налогообложения 
 
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Функционирование государства предполагает необходимость существования налогов. 
 
В связи с этим, о налоге можно говорить, как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой его части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями воспроизводства. 
 
Причины возникновения налогов и их общественное назначение впервые исследованы А.Смитом и Д.Рикардо. Смит является основоположником научной теории налогообложения. Он считал, что налоги- это исключительно источник доходов государства. Рикардо же трактовал налоги как ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства: они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала страны. 
 
«В силу своего многообразия налоги исследуются с различных позиций и именно этим можно объяснить существование различных определений налога. Исходя из разных теоретических воззрений, налог рассматривается как категория: философская, экономическая, финансовая, правовая, политическая и социальная, что характеризует его многогранность»1. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используется государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога – это единство противоречий, разрешаемых созданием адекватных базису налоговых отношений. 
 
Но все же, что же такое налоги? Налоги – это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроком их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. 
 
Чепурин отмечает, что: «Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов - их принудительный характер»1. Он пояснял это, что физическое или юридическое лицо обязано по закону уплачивать налог, независимо от своего желания. 
 
В экономической литературе сложилось два подхода к определению налогов – широкий и узкий. «В рамках широкой трактовки налогов в данное понятие включаются не только собственно налоги в рамках приведенного выше определения, но и сборы, пошлины, парафискалитеты, а также взносы на социальное страхование. В рамках более узкого подхода проводится различие между собственно налогами, сборами (и пошлинами) и парафискалитетами. 
 
Парафискалитет – обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации»2
 
Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений? 
 
М.П.Владимирова отмечала, что «экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, созданного в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг»1.  
 
Перов же в свою очередь говорил, что «в экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений»2.  
 
Принципы, как исходные, основополагающие положения любого процесса и системы, позволяют характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы. И.А.Майбуров утверждал, что «принципы налогообложения – это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения»3. Следовательно, можно утверждать, что принципы налогообложения – это принципы построения налоговой системы. 
 
В различной экономической литературе можно встретить достаточно много вариантов принципов налогообложения, которые можно разделить на две группы:

  1.  
    принципы, определяющие отношения субъекта налога к налогообложению вообще;
  2.  
    принципы, определяющие построение налоговой системы в частности.

 
Принципы налогообложения 
 
Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие:

  •  
    однократность обложения объектов налоговыми платежами;
  •  
    всеобщность охвата налогообложением или обязательность уплаты налога;
  •  
    безвозмездность отчисления части дохода у субъекта налога в бюджет соответствующего территориального образования;
  •  
    добровольность уплаты и исчисления налога;
  •  
    установление минимума, свободного от обложения налогом;
  •  
    возвратность налога субъекту налога;
  •  
    территориальность налогообложения;
  •  
    умеренность распределения налогов;
  •  
    равномерность распределения налогов;
  •  
    справедливость налогообложения;
  •  
    социальная справедливость налогообложения;
  •  
    пропорциональность взимания налога;
  •  
    прогрессивность взимания налога;
  •  
    дифференцированность взимания налога;
  •  
    регрессивность взимания налога;
  •  
    самообложение налогом;
  •  
    резидентство или территориальность проживания субъекта налога;
  •  
    сбалансированность финансовых интересов государства и налогоплательщика;
  •  
    минимизация поступления налоговых средств в бюджет для покрытия расходов.

 
Принцип однократности  налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период. 
 
Принцип всеобщности означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами. 
 
Принцип безвозмездности – налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога, и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога. 
 
Принцип добровольности уплаты налога не является, по своей сути, добровольным, а носит не только обязательный и принудительный характер. Добровольность можно рассматривать только под углом зрения добровольности исчисления сумм платежей по налогам в соответствии с налоговым законодательством. 
 
Принцип возвратности означает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства. 
 
Принцип территориальности означает, что налогом облагаются только те доходы налогоплательщика, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. 
 
Принцип справедливости означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только законно установленную часть своего дохода. 
 
Принцип социальной справедливости заключается в том, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее бремя, чем организации и граждане с малыми доходами. 
 
Принцип пропорциональности означает, что с каждого налогоплательщика взимается единый процент налога с предмета налогообложения, т.е. взимание производится в равных долях от дохода. 
 
Принцип прогрессивности означает, что с ростом доходов налогоплательщиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная – деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. 
 
Принцип дифференцированности предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства, места происхождения капитала. 
 
Принцип регрессивности означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. 
 
Принцип соизмеримости – налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного минимума. 
 
Принцип необходимого минимума заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих функций за счет поступлений налоговых средств в бюджет. 
Принципы построения налоговой системы 
 
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения, можно выделить значительное количество. Перечислим основные из них:

  •  
    единства или единой законодательной и нормативной базы (все налоги вводятся и отменяются только органами государственной власти);
  •  
    стабильности налогового законодательства (предполагает внесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени);
  •  
    рациональности и оптимальности налоговой системы (позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума доходы на ее организационное построение, содержание и обеспечение);
  •  
    организационно-правового построения и организации налоговой системы (разграничение прав и обязанностей между различными уровнями власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм);
  •  
    единоначалия и централизации управления налоговой системы (предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения);
  •  
    максимальной эффективности налоговой системы (заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы).

 
И.А.Майбуров отмечал, что принципы налогообложения делятся на экономические, юридические и организационные. К экономическим принципам он относил: «принцип справедливости; принцип  эффективности; принцип соизмеримости; принцип учета интересов; принцип  множественности»1. К юридическим: «принцип нейтральности; принцип установления налогов законами; принцип отрицания обратной силы налогового закона; принцип приоритетности налогового законодательства; принцип наличия всех элементов налога в законе»2. И к организационным по его мнению относятся: «принцип единства налоговой системы; принцип подвижности (эластичности); принцип стабильности; принцип налогового федерализма; принцип гласности; принцип одновременности обложения»1
 
В большинстве литературы упоминаются такие принципы, как принцип равенства и справедливости. Американский экономист С.Фишер в своих работах говорил, что «традиционно различают два основных аспекта этого признака: горизонтальный и вертикальный»2. К основным принципам также относятся: принцип эффективности, соразмерности налогов, принцип множественности, всеобщности и универсализации и многие другие, которых, на самом деле, существует большое количество.  
1.3. Классификация и роль налогов в экономике 
 
Классификация налогов – это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но, прежде всего, практическую направленность и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, таковым являются налоги в общей системе налогообложения. 
 
Анализ многих работ экономистов, занимающихся проблемой налогообложения, свидетельствует, что в вопросах классификации налогов лежат разные подходы. Однако, обобщая их, можно выделить ряд характерных признаков, которые наиболее полно раскрывают систему налогообложения и характеризуют налоги как элементы системы. 
 
В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:

  •  
    иерархию уровня власти или уровень управления и власти;
  •  
    объект обложения или сферы изъятия;
  •  
    полноту прав использования налоговых сумм;
  •  
    субъект уплаты налога;
  •  
    способ изъятия дохода;
  •  
    метод обложения (по ставке);
  •  
    способ обложения;
  •  
    назначение (функция) налога;
  •  
    характер построения налоговых ставок и т.д.

 
По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.  
 
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; государственная пошлина.  
 
К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес. 
 
К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц. 
 
По объекту вложения или сфере изъятия налоги можно подразделить на налоги, изымаемые с имущества, земли, ренты, капитала, работ, услуг, товаров, средств потребления и д.р. 
 
По источнику уплаты налоги подразделяются на налоги, взимаемые с дохода, выручки, себестоимости продукции и т.д.  
 
По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на закрепленные и регулирующие.  
 
Закрепленный налог представляет собой налог, который полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступает в соответствующий бюджет, за которым он закреплен. 
 
Регулирующий налог – это налог, используемый для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденном в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период. 
 
По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц.  
 
По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и косвенные.  
 
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности налогоплательщика. Прямые налоги можно подразделить на реальные и личные.  
 
В.Г.Пансков отмечал, что «примером прямых налогов в России могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц. В данном случае основанием для налогообложения служат владение и пользование доходами и имуществом»1
 
Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика. 
 
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются с источника дохода. 
 
Косвенные налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров, т.е. взимаются в процессе потребления товаров. Их можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины. 
 
К универсальным налогам относят налог на добавленную стоимость, которым облагают все товары и услуги. 
 
Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства. 
 
Монопольные налоги – это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д.  
 
Таможенные пошлины – это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу. 
 
По методу обложения (Майбуров называет его также «классификацией по применяемой ставке»1) М.Н. Чепурин подразделял налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные. По его мнению, «прогрессивный налог означает, что ставки растут по мере роста дохода. Тот, кто получает больший доход, уплачивает не только большую сумму налога в абсолютном выражении, но и большую часть своего дохода. Регрессивный налог означает, что у налогоплательщиков налог составляет большую часть низких доходов и меньшую часть высоких доходов. Пропорциональный налог означает, что налоговая ставка остается неизменной, независимо от размера дохода»2. Также в данной классификации И.М.Александров выделял «линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые налоги»3.  
 
По способу обложения налоги подразделяют на кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные.  
 
По назначению налоги подразделяют на общие (абстрактные) и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсии, дорожный, медицинский, страховой и т.д.). 
 
Границы деления признаков условны и поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющих доминирующее значение применительно к данной группе. В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку. 
 
«Учетно-экономическая целесообразность изучения налоговой нагрузки на предприятие диктует иную группировку налогов, а именно:

  •  
    налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  •  
    налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
  •  
    налоги, относимые на финансовые результаты предприятия;
  •  
    налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика»1.

 
В рыночной экономике налоги выполняют  столь важную роль, что можно с  уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой  системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная  рыночная экономика невозможна. 
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?  
Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет.  
 
В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции – фискальную и экономическую1, полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйственные субъекты. 
 
Фискальная функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Н.В.Миляков отмечал, что «именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ»2
 
Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако поскольку взимание налога является прерогативой государства, оно получает возможность воздействовать на социально-экономические процессы с помощью механизма налогообложения, что предопределило разнообразие классической функции налогов.  
 
Пансков говорил, что «наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция»3. Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство. 
 
Регулирующая функция или по-другому ее называют экономической, она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения. 
 
Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.  
 
Контрольная (или выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов. 
 
Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительное равенство между налоговыми функциями. 
 
Изменение ставок налогообложения обычно оказывает на экономику многостороннее воздействие. Налоговый мультипликатор позволяет измерить меру этого воздействия. Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид: 
 
 
 
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов

Информация о работе Сущность налогов и принципы налогообложения