Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа
Целью работы является исследование сроков исполнения налогового обязательства и их изменение.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
- рассмотреть понятие налоговой обязанности;
- рассмотреть исполнение налоговой обязанности
- определить срок и порядок исполнения налогового обязательства;
- изучить изменение сроков и обжалование действий налоговых органов.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности....................................................................................................5
. Понятие налоговой обязанности..........................................................5
. Исполнение налоговой обязанности…………………………….…...9
Глава II. Сроки исполнения налогового обязательства………………...18
. Срок и порядок исполнения налогового обязательства...................18
2.2.Изменение сроков и обжалование действий налоговых органов.........................................................................................................21
Заключение..................................................................................................35
Список литературы.....................................................................................37
По общему правилу ст. 45 НК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
По общему правилу российским налоговым законодательством не допускается уплата налогов третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов.
В
исключительных случаях, установленных
только налоговым законодательством,
исполнение налоговой обязанности
может быть возложено на других лиц.
Например, возможны ситуации возложения
обязанности по исчислению, удержанию
и перечисления налогов в бюджет
на налоговых агентов (ст. 24 НК), уплата
налога правопреемником
Срок
исполнения налоговой обязанности
устанавливается налоговым
Неисполнение
физическим лицом или организацией
налоговой обязанности в
- в случае неисполнения этого требования — применять меры принуждения.
Наличие данного положения в ст. 45 НК свидетельствует о том, что уплата налога может пониматься в двух значениях:
-
в качестве действия самого
налогоплательщика (
-
в качестве действия
По
общему правилу моментом исполнения
налогоплательщиком (плательщиком сбора,
налоговым агентом) своей обязанности
по уплате налога служит момент предъявления
в банк поручения на уплату налога.
Аналогичное правило
-
в порядке зачета
-
при взимании налога у
Следовательно, НК также различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет и как действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Однако относительно определения момента уплаты налога нормы НК имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Согласно п. 1 ст. 40 НК налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Таким образом, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК.
В соответствии с НК, ГК (ст. 140), Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 27) и Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ст. 1) налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации - рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.
Налоговое
законодательство устанавливает различный,
зависящий от статуса налогоплательщика
порядок принудительного
-
обязанность по уплате налога
основана на изменении
-
пропуска налоговым органом
Принудительное
исполнение налоговой обязанности
(взыскание налога) производится по
решению налогового органа посредством
направления в банк, в котором
открыты счета
Однако
налоговым законодательством не
установлен предельный срок, в течение
которого налоговый орган может
ожидать добровольного
Обязательным правилом бесспорного взыскания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.
Направленное в банк инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет подлежит безусловному исполнению банком не позднее одного операционного дня в очередности, установленной ст. 855 ГК. Применяя названную норму ГК, следует учитывать, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» правило абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК признано неконституционным.
Постановление
Конституционного Суда РФ послужило
основанием для фактического изменения
очередности исполнения банком инкассового
поручения налогового органа. Начиная
с 1999 г. и до настоящего времени применяется
порядок списания денежных средств
со счета налогоплательщика, определяемый
ежегодными законами о федеральном
бюджете. В частности, ст. 37 Федерального
закона от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2002 год» устанавливает, что
в целях обеспечения
Налоговый орган вправе выставить инкассовое поручение, как на рублевый, так и на валютный счет налогоплательщика. Налоговый кодекс не допускает обращения взыскания на ссудные, депозитные и бюджетные счета налогоплательщиков или налоговых агентов.
В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения налоговой недоимки налоговый орган вправе принять одно из двух решений:
-
продолжить обращение
-
взыскать налог за счет иного
имущества налогоплательщика
Взыскание
налога или сбора за счет иного
имущества налогоплательщика
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации производится на основании решения, вынесенного руководителем (его заместителем) налогового органа. Данное решение подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа, заверяется гербовой печатью и в течение трех дней направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет исполнительное производство по общим правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», но с учетом особенностей, предусмотренных налоговым законодательством.
Налоговым кодексом устанавливается двухмесячный срок для совершения судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, направленных на взыскание суммы налоговой недоимки.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации производится в определенной последовательности. В первую очередь обращается взыскание на наличные денежные средства.
Затем подлежит взысканию имущество, непосредственно не участвующее в производственном цикле организации, в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений.
В третью очередь налоговая недоимка удовлетворяется за счет готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих или не предназначенных для прямого участия в производстве. При недостаточности для погашения налогового долга денежных средств, вырученных по результатам обращения взыскания на перечисленное имущество, реализуются сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также основные средства организации - станки, оборудование, здания, сооружения.
В
последнюю очередь подлежит изъятию
и реализации в счет погашения
налоговой недоимки имущество, переданное
по договору во владение, пользование
или распоряжение другим лицам без
перехода к ним права собственности
на это имущество. Однако обращение
взыскания на такое имущество
возможно при условии, что для
обеспечения исполнения обязанности
по уплате налога соответствующие договоры
между недоимщиком и другими
лицами были расторгнуты или признаны
недействительными в порядке, установленном
действующим налоговым и
Относительно взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица определены судебные процедуры в порядке искового производства.
Исковое заявление о взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица подается в течение шести месяцев после истечения срока, установленного налоговым органом для добровольного исполнения налоговой обязанности. Подсудность подачи искового заявления в данной ситуации соответствует общему правилу: исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица, являющихся индивидуальными предпринимателями, подается в арбитражный суд. Исковые заявления о взыскании налоговой задолженности за счет имущества иных физических лиц подаются в суд общей юрисдикции. Согласно подсудности иска дело о взыскании налогового долга рассматривается в рамках арбитражного или гражданского процессов.