Срок исполнения налогового обязательства. Изменение сроков и обжалование действий налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование сроков исполнения налогового обязательства и их изменение.
К задачам проведенного исследования можно отнести следующие:
- рассмотреть понятие налоговой обязанности;
- рассмотреть исполнение налоговой обязанности
- определить срок и порядок исполнения налогового обязательства;
- изучить изменение сроков и обжалование действий налоговых органов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности....................................................................................................5
. Понятие налоговой обязанности..........................................................5
. Исполнение налоговой обязанности…………………………….…...9
Глава II. Сроки исполнения налогового обязательства………………...18
. Срок и порядок исполнения налогового обязательства...................18
2.2.Изменение сроков и обжалование действий налоговых органов.........................................................................................................21
Заключение..................................................................................................35
Список литературы.....................................................................................37

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 63.89 Кб (Скачать файл)

     Последовательность  обращения взыскания на имущество  налогоплательщика - физического лица соответствует очередности взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации.

     Не  подлежит взысканию имущество налогоплательщика (налогового агента), предназначенное  для повседневного личного пользования  физическим лицом или членами  его семьи.

     Взыскание налога или сбора за счет имущества  налогоплательщика или налогового агента осуществляется в два этапа. Во-первых, имущество должно быть реализовано  судебным приставом-исполнителем. При  этом НК запрещает должностным лицам  налоговых органов приобретать  имущество, реализуемое в порядке  исполнения решения о принудительном взыскании налога. Во-вторых, за счет вырученных денежных сумм должна быть погашена налоговая задолженность  частного субъекта. Налоговая обязанность  физического лица или организации  считается исполненной только при  выполнении названных условий. [15]

     Характерные особенности исполнения налоговой  обязанности установлены относительно ликвидируемых и реорганизуемых организаций.

     Исполнение  обязанности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов  при ликвидации организации отличается от общего порядка:

     - наличием налогового представителя ликвидируемой организации в лице ликвидационной комиссии. Однако возложение на ликвидационную комиссию исполнения обязанности ликвидируемой организации по уплате налогов не означает изменения стороны в налоговом правоотношении. Обязанным субъектом и, следовательно, надлежащим ответчиком будет оставаться сама ликвидируемая организация;

     - применением порядка субсидиарной ответственности учредителей (участников) ликвидируемой организации по ее налоговым долгам. Данная особенность означает, что в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации;

     - очередностью исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов: задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в четвертую очередь (ст. 64 ГК).

     Исполнение  обязанности по уплате налогов и  сборов при реорганизации юридического лица возлагается на его правопреемника, который признается таковым в  соответствии с гражданским законодательством. Вместе с тем НК устанавливает  различные способы перехода налогового долга, зависящие от содержания налоговой  обязанности реорганизуемой организации. Так, задолженность по налогам и  причитающиеся пени подлежат безоговорочному  погашению правопреемником независимо от того, были ли известны правопреемнику факты и обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) реорганизованным юридическим лицом своих налоговых обязанностей. При этом правопреемник обязан уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

     В отличие от сумм неуплаченных налогов  и пеней налоговые санкции  правопреемник обязан уплатить только при условии, что данные штрафы были наложены на реорганизуемое лицо до завершения его реорганизаций. 
 
 
 
 

     Глава II. Сроки исполнения налогового обязательства

     2.1. Срок и порядок исполнения налогового обязательства

     В соответствии со статьей 57 НК сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК.

     При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК.

     Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также  указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки  совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, устанавливаются  НК применительно к каждому такому действию.

     В случаях, когда расчет налоговой  базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает  не ранее даты получения налогового уведомления.

     Порядок уплаты налогов и сборов определен в статье 58 НК РФ.  
          Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

     Подлежащая  уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

     В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. [16]

     Уплата  налога производится в наличной или  безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые  агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу  местной администрации либо через  организацию федеральной почтовой связи. В этом случае местная администрация  и организация федеральной почтовой связи обязаны: принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно  и своевременно перечислять их в  бюджетную систему Российской Федерации  на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата  за прием денежных средств не взимается; вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему  Российской Федерации по каждому  налогоплательщику (налоговому агенту); выдавать при приеме денежных средств  налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов; представлять в  налоговые органы (должностным лицам  налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств  в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации. Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. В случае если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

     Конкретный  порядок уплаты налога устанавливается  применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов  устанавливается НК. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК.

     Налогоплательщик  обязан уплатить налог в течение  одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный  период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.  
          Правила, предусмотренные 58 статьи НК РФ, применяются также в отношении порядка уплаты сборов и авансовых платежей.  
 

     2.2. Изменение сроков и обжалование действий налоговых органов 

     Статья 61 НК РФ определяет условия для изменения  срока уплаты налога или сбора.

     Изменением  срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок и допускается в порядке, установленном 9 главой НК. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности). Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 НК.

       Изменение срока уплаты налога  и сбора осуществляется в форме  отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 НК, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 НК либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 НК.

     Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

     В статье 62 НК отражены обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

     - возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

     - проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

     - имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

     При наличии на момент вынесения решения  об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 НК, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица. Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном НК.

     Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются (ст.63 НК РФ):

     - по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;

     - по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

     - по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

     - по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

     - по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Информация о работе Срок исполнения налогового обязательства. Изменение сроков и обжалование действий налоговых органов