Современные методы и инструменты оценки коммерческой эффективности инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основных методик расчета и оценки показателей рентабельности в современных условиях, изучение динамики уровня рентабельности полиграфических предприятий и факторов, на нее влияющих, а также разработка практических рекомендаций по повышению рентабельности полиграфических предприятий. Кроме того, значительное внимание уделено теоретическому обоснованию проблемы исследования, сравнительному анализу существующих на настоящий момент методик расчета показателей рентабельности и их всестороннего анализа.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
- изучены факторы прибыли от продаж и показатели рентабельности организации
- рассмотрены современные методы и инструменты оценки коммерческой эффективности инновационных проектов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие рентабельности торговой организации 5
Глава 2. Оценки показателей рентабельности организации 10
Глава 3. Современные методы и инструменты оценки коммерческой эффективности инновационных проектов 18
3.1. Современные подходы оценки коммерческой эффективности
инновационных проектов 18
3.2. Метод реальных опционов 21
3.3. Интегрированные показатели оценки эффективности
инновационных проектов 23
Заключение 31
Библиографический список 36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ апрель 2013.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

- ошибочные  закупки устаревших товаров (каждый товар имеет свой "жизненный цикл", и закупщику не следует опираться исключительно на предыдущий опыт - это может привести к образованию неликвидов);

- другие причины,  связанные со складской деятельностью  (порча товаров из-за повреждений,  повышенной влажности; брак, не замененный поставщиком по рекламациям; оприходование по ошибке; пересортица в поставках; потери на складе из-за небрежности в указании адресов, обнаруженные при инвентаризации). [10]

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Цена реализации является интенсивным фактором роста  прибыли, однако темпы ее увеличения не должны приводить к опережающему темпу сокращения объемов продаж, иначе будет иметь место снижение величины прибыли.

Выделяют две  методики факторного анализа прибыли  от продажи (П).

1. Отечественная  методика:

П = К x (Ц - С),

где К - количество проданной продукции, ед.;

Ц - цена реализации, руб.;

С - себестоимость  единицы продукции, руб.

Алгоритм расчета  количественного влияния факторов методом абсолютных разниц:

 

Δ П    = П - П

            общ    ф    пл

    в  том числе изменение прибыли  за счет:

    - объема  продаж: Δ П = (К - К ) x (Ц   - С );

                             к     ф    пл      пл    пл

    - цены  реализации: Δ П = Кф x (Ц - Ц );

                               ц          ф    пл

    - себестоимости  продукции: Δ П = К x (С   - С ),

                                       с    ф     пл    ф

где ф, пл - плановые и фактические значения показателей, для текущего анализа можно брать данные за отчетный год (вместо фактических данных) и прошлый год (вместо плановых данных).

2. Методика маржинального  анализа (директ-костинг: CVP). Ее преимущество  заключаются в более достоверном определении степени влияния факторов с учетом взаимосвязи объема продаж и переменных затрат:

    П  = К x (Ц - Пер ) - П ,

    где  К - количество проданной продукции;

    Ц  - цена реализации;

    Пер  - удельные переменные затраты  (в расчете на единицу продукции);

    П  - сумма постоянных затрат.

Постоянные  затраты не зависят от объема производства (проценты по кредитам, амортизация  при линейном методе начисления, расходы  по аренде и др.).

Переменные  затраты меняются прямо пропорционально  изменениям объема производства товаров (работ, услуг) (затраты на сырье и материалы, сдельная заработная плата). Степень реагирования издержек на изменение объема производства можно найти делением изменения затрат за период на изменение объема производства. Если результат равен нулю, то в организации характер затрат - постоянные, равен единице - пропорциональные затраты, меньше единицы - дигрессивные и больше единицы - прогрессивные.

Чтобы обеспечить снижение себестоимости и повышение  прибыли, необходимо выполнять следующее условие: темпы снижения дигрессивных расходов должны превышать темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.

Однако не всегда все затраты можно разделить  на постоянные и переменные. Существуют так называемые условно постоянные или условно переменные затраты. Например, оплата электроэнергии (используется и в технологическом процессе, и на нужды организации), зарплата продавцов (состоит из оклада и процентов от выручки).

Факторный анализ проводится методом цепных подстановок:

    Δ Побщ = Пф - Ппл,

    Пусл  = Кф x (Цпл - ПерЗпл) - ПЗпл,

        1

    Пусл  = Кф x (Цф - ПерЗпл) - ПЗпл,

        2

    Пусл  = Кф x (Цф - ПерЗф) - ПЗпл.

        3

    Изменение  прибыли за счет факторов:

    - объема продаж: Δ Пк = Пусл  - Ппл;

                                     1

    - цены  реализации: Δ Пц = Пусл  - Пусл ;

                                       2       1

    - удельных  переменных затрат: Δ ППер  = Пусл  - Пусл ;

                                             3       3       2

    - суммы  постоянных затрат: Δ ПП  = Пф - Пусл .

                                        3            3

Пример факторного анализа прибыли от продажи товара А по отечественной и зарубежной методикам находит отражение в таблице.

Исходные и  расчетные данные

факторного  анализа прибыли от продажи товара А

 

┌──────────────────────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐

│            Показатель            │Базисный год│Отчетный год│ Абсолютное │

│                                  │            │            │  изменение │

├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│1. Объем реализации, ед.          │    8 782   │    9 823   │    1 041   │

├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│2. Цена реализации, руб.          │      75,15 │      91,34 │      16,19 │

├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│3. Себестоимость 1 ед., руб.      │      84,81 │      86,04 │       1,23 │

├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│4. В том числе удельные переменные│      63,60 │      68,83 │       5,23 │

│затраты, руб.                     │            │            │            │

├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│5. Сумма постоянных затрат, руб.  │ 186 266,22 │ 169 053,83 │ -17 212,39 │

├──────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│6. Прибыль (убыток), руб.         │ -84 834,12 │  52 061,90 │ 136 896,02 │

├──────────────────────────────────┼────────────┴────────────┼────────────┤

│7. Изменение прибыли (убытка),    │            X            │ 136 896,02 │

│всего, руб.                       │                         │            │

├──────────────────────────────────┤                         ├────────────┤

│в том числе за счет:              │                         │            │

│отечественная методика:           │                         │            │

│- объема продаж                   │                         │ -10 056,06 │

├──────────────────────────────────┤                         ├────────────┤

│- цены реализации                 │                         │ 159 034,37 │

├──────────────────────────────────┤                         ├────────────┤

│- себестоимости продукции         │                         │ -12 082,29 │

├──────────────────────────────────┤                         ├────────────┤

│зарубежная методика:              │                         │            │

│- объема продаж                   │                         │  12 023,55 │

├──────────────────────────────────┤                         ├────────────┤

│- цены реализации                 │                         │ 159 034,37 │

├──────────────────────────────────┤                         ├────────────┤

│- удельных переменных затрат      │                         │ -51 374,29 │

├──────────────────────────────────┤                         ├────────────┤

│- суммы постоянных затрат         │                         │  17 212,39 │

└──────────────────────────────────┴─────────────────────────┴────────────┘

 

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.

Расчетные данные позволяют констатировать, что в  отчетном году по сравнению с прошлым  годом от продажи товара А получена прибыль, которая с учетом покрытия убытка прошлого года увеличилась на 1 363 896,02 руб. На ее рост существенное влияние оказало повышение цены реализации на 159 034,37 руб. За счет количества проданной продукции прибыль снизилась на 10 056,06 руб., а за счет роста себестоимости единицы продукции на 1,23 руб. - на 12 082,29 руб. Так как при продаже анализируемой продукции в базисном году был получен убыток, то увеличение объема продаж в расчетных данных способствует не росту, а сокращению дохода.

Если проводить  анализ расчетных значений показателей  по зарубежной методике, то видно, что снижение суммы постоянных затрат оказывает положительное влияние на сумму 17 212,39 руб., а рост переменных издержек приводит к снижению прибыли на 51 374,29 руб. Таким образом, организации следует уделить внимание прежде всего переменным затратам и сдерживать их рост.

При факторном  анализе прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по предприятию  в расчет включают структуру реализованной  продукции, которая может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов товаров в общем объеме ее продажи, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельных или убыточных товаров общая сумма прибыли уменьшится.

Факторная модель прибыли от продажи продукции (работ, услуг) в целом по организации по методике директ-костинг:

 

             n

    П  = В x SUM (УдВ  x ДМД ) - ПЗ,

            i=1     i      i

    где  П - величина прибыли;

    В  - выручка от продажи;

    УдВ  - удельный вес в общей сумме  выручки i-го вида товара;

       i

    ДМД  - доля маржинального дохода i-го  вида товара в выручке;

       i

           (Ц  - ПерЗ )

             i       i

    ДМД  = ------------,

       i        Ц

                 i

    где  Ц  - цена реализации i-го вида  товара;

         i

     ПерЗ  - удельные переменные затраты  i-го вида товара;

         i

    ПЗ - сумма постоянных  расходов.

По расчетным  значениям показателей разрабатывают  приоритетные направления роста  прибыли от продажи продукции (работ, услуг).

Методика факторного анализа прибыли от продажи по определенным формам бухгалтерской отчетности [3].

1. Расчет выручки  отчетного года в сопоставимых ценах (Вос):

          Выручка отчетного года

    Вос = ----------------------.

             Индекс роста цен

2. Расчет прироста выручки за счет изменения объема производства (Δ Во):

Δ Во = Выручка отчетного года в сопоставимых ценах - Выручка предыдущего года.

3. Расчет прироста  выручки за счет изменения  цен (Δ Вц):

Δ Вц = Выручка отчетного года - Выручка отчетного года в сопоставимых ценах.

Расчет удельного  веса прибыли отчетного и предыдущего  года в выручке (маржа прибыли) (М):

        Прибыль от продаж

    М = -----------------.

             Выручка

4. Расчет показателей  ресурсоемкости предыдущего и  отчетного года в разрезе элементов затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты) (РЕ):

         Затраты организации (по элементам)

    РЕ = ----------------------------------.

                       Выручка

 

5. Расчет изменений  ресурсоемкости по элементам  затрат (Δ РЕ):

 

Δ РЕ = Ресурсоемкость отчетного года - Ресурсоемкость предыдущего года.

Расчет прироста прибыли от изменения объема продаж (Δ По):

Δ По = Δ Во x М (предыдущего года).

Расчет прироста прибыли от изменения цен (Δ Пц):

Δ Пц = Δ Вц x М (предыдущего года).

Расчет прироста прибыли от изменения ресурсоемкости (в разрезе перечисленных элементов) (Δ Пре):

Δ Пре = Δ РЕ x В (отчетного периода).

Расчет общего изменения прибыли (Δ Побщ):

Δ Побщ = Δ По + Δ Пц + Δ Пме + Δ Пзе + Δ Пае + Δ Ппр,

где Δ Пме - изменение прибыли за счет материалоемкости;

Δ Пзе - изменение прибыли за счет изменения зарплатоемкости;

Δ Пае - изменение прибыли за счет амортизациоемкости;

Δ Ппр - изменение прибыли за счет ресурсоемкости по прочим затратам.

6. Проверка правильности  расчетов осуществляется сравнением  прироста прибыли за счет факторов  и абсолютного изменения прибыли по периодам:

Δ П = П отчетный год - П предыдущий год;

Δ П = Δ Побщ.

Если прибыль от продаж растет за счет увеличения объема продаж и снижения ресурсоемкости, то можно говорить об эффективном менеджменте финансовых результатов деятельности организации.

Информация о работе Современные методы и инструменты оценки коммерческой эффективности инновационных проектов