Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 10:22, курсовая работа
Данная тема является актуальной, так как каждый из нас является физическим лицом и должен знать о налогах, взимаемых с него. Также в настоящее время законодательство Российской Федерации постоянно меняется и, на мой взгляд, важным является рассмотрение именно этого вопроса.
Основным элементом налоговой системы является администрирование. И от его эффективности зависит объем, полнота и своевременность пополнения бюджета. При этом, на главный инструмент администрирования- контроль- возложены эти и другие основные функции.
Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретические аспекты администрирования НДФЛ……………….….5
1.1 Характеристика современного законодательства в области НДФЛ. ……..5
1.2. Особенности организации контроля над исчислением
и уплатой налога на доходы физических лиц…………………………………..12
Глава 2. Анализ действующей практики взимания НДФЛ…………………….15
2.1. Анализ поступлений НДФЛ и проведенных налоговыми органами
проверок на предмет нарушения налогового законодательства. ……………..15
2.2. Анализ судебной практики по НДФЛ……………………………………....18
Глава 3. Пути совершенствования администрирования
налогообложения НДФЛ………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………….33
Решения суда.
Районный
суд признал этот отказ
Впоследствии Верховный суд субъекта РФ решение районного суда отменил и отправил дело на новое рассмотрение в тот же районный суд.
По итогам
повторного рассмотрения дела
районный суд обязал налоговую
инспекцию предоставить
В декабре 2009 года дело было истребовано Верховным судом РФ. Он подтвердил, что налоговая инспекция правомерно отказала в предоставлении имущественного вычета в большем размере (в размере 1 млн. руб.). Ведь к моменту предъявления требований налогоплательщик уже полностью использовал имущественный вычет в сумме 500 000 руб., а повторное предоставление имущественного вычета действующим налоговым законодательством не допускается (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ)
(Определение Верховного суда РФ от 12.05.2010 № 31-В10-1)
Обычно возмещение НДФЛ проходит без особых проблем после предоставления в ИФНС полного комплекта документов.
Однако
так происходит не всегда. Иногда
возмещение НДФЛ становится
В частности,
налоговая служба «любит»
- заявление
на вычет по НДФЛ в связи
с покупкой квартиры, при этом
в договоре купли-продажи
-
-заявление
на вычет по НДФЛ в связи
с покупкой квартиры, при этом
в договоре купли-продажи
- заявление
на вычет по НДФЛ в связи
с покупкой квартиры, при этом
продавцом не выдана расписка
в получении денег, факт получения
отмечен только в договоре
купли-продажи квартиры или
- заявление на вычет по НДФЛ в связи с покупкой квартиры, при этом в договоре купли-продажи квартиры в качестве покупателя указан несовершеннолетний ребенок.
Во всех этих случаях налоговый орган, как правило, отказывает в возмещении НДФЛ, и тогда есть несколько вариантов:
- не получать возмещение НДФЛ/вычет НДФЛ;
- обжаловать решение ИФНС об отказе в возмещении НДФЛ/вычете НДФЛ в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС;
- обжаловать решение ИФНС об отказе в возмещении НДФЛ/вычете НДФЛ в суд.
Следует отметить, что обжалование отказа в возмещении НДФЛ в вышестоящий налоговый орган – это право налогоплательщика, однако этот способ неэффективен в большинстве случаев. Как показывает практика, вышестоящий налоговый орган практически никогда не отменяет решения нижестоящих, т.к. те, в свою очередь, при принятии решений руководствуются исключительно указаниями вышестоящего налогового органа.
Единственным эффективным способом в данном случае является обжалование отказа налогового органа в возмещении НДФЛ/вычете НДФЛ в суд. После принятия решения суда об отмене решения налогового органа остается только получить исполнительный лист и сдать его в налоговый орган, который обязан выполнить решение суда.
Из всего количества возбужденных дел в пользу налоговых органов было вынесено 71% дел с юридическими лицами, с индивидуальными предпринимателями-47%, а в спорах с физическими лицами-99%. То есть, в среднем в 98% рассматриваемых дел суды принимают решения в пользу налоговых органов.
Это объясняется, с одной стороны, повышением качества проводимых проверок и материалов, подготавливаемых налоговиками для рассмотрения в суде, а с другой -- возросшей квалификацией работников.
Большое
количество споров выигранных
у физ.лиц объясняется тем, что
граждане до сих пор слабо
ознакомлены с налоговым
Если говорить о суммах рассмотренных требований в пользу налоговых органов, то стоит заметить что на них приходится около 46% общей суммы требований, в частности, в спорах с юр.лицами-42%, индивидуальными предпринимателями- 48%, физ.лицами- 93%.
Это
возникает из-за несравнимо
-
Глава 3.
Пути совершенствования
Как известно, налоги обеспечивают фискальные потребности государства и служат эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать налогообложение в целом и в частности налогообложение доходов граждан. Правительство РФ постоянно принимает изменения в налоговом законодательстве.
Таблица 7. Налог на доходы физических лиц17
Суть изменений
Как было раньше
Как стало с 2010г
Изменен порядок налогообложения матпомощи (п. 8 ст. 217 Налогового кодекса РФ)
Единовременная матпомощь при рождении ребенка в сумме не больше 50 000 руб. не облагалась НДФЛ независимо от того, сколько лет прошло с момента рождения (усыновления) малыша
НДФЛ не нужно удерживать с единовременной матпомощи при рождении (усыновлении) ребенка, если она выплачена нанимателем в течение первого года после рождения (усыновления) малыша. Предельная сумма такой поддержки в 2010 году — 50 000 руб. на каждого ребенка
Не облагалась НДФЛ только та единовременная матпомощь, которую организация оказала: — работнику в связи со смертью члена семьи; — членам семьи работника в связи с его смертью
Теперь это правило распространяется и на бывших работников компании, вышедших на пенсию
Увеличился вычет, предоставляемый при продаже объектов (кроме недвижимости), которыми владели менее трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ)
Доходы от реализации имущества (кроме недвижимости), которым владели менее трех лет, можно было уменьшить на 125 000 руб. либо на сумму расходов по его приобретению
Доходы от реализации имущества (кроме недвижимости), которым владели менее трех лет, можно уменьшить на 250 000 руб. либо на сумму расходов по приобретению этих объектов
Изменены правила получения соц. вычетов по взносам по договору негосударственного пенсионного обеспечения или -
добровольного пенсионного страхования (п. 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ)
-
Социальный вычет по НДФЛ граждане могли получить, только когда завершится соответствующий налоговый период
Если взносы по соответствующим договорам работодатель удерживал из зарплаты сотрудника и перечислял в соответствующие фонды, социальный вычет работник может получить у налогового агента до конца налогового периода
-
Изменен порядок налогообложения доходов от реализации легковых автомобилей (п. 17.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ)
При продаже транспортных средств, находившихся в собственности три года и более, можно было заявить имущественный вычет, равный полученному доходу
Доходы от продажи автомобилей не облагаются НДФЛ, если до снятия с регистрационного учета автомобиль был зарегистрирован на данное физлицо в течение трех лет и более. По таким доходам не нужно подавать налоговую декларацию. Если же автомобиль был в собственности менее трех лет, по-прежнему остается возможность либо заявить вычет, либо уменьшить сумму дохода на документально подтвержденные расходы
Эти
и другие изменения
создание совершенной законодательной налоговой базы;
построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;
создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;
упрощение системы налогов;
повышение справедливости в обложении доходов, мер по увеличению вычетов для бедных слоев населения и среднего класса;
упрощение системы исчисления налога на доходы;
создание нейтральной системы обложения доходов, оказывающих минимальное воздействие на экономический выбор плательщика;
устранение методов налогового регулирования, тормозящих развитие человеческого потенциала и введение налогового стимулирования роста благосостояния граждан;
содействие к перераспределению доходов населения в пользу сбережений;
совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых продолжение
1 2 3
поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости (например, введение прогрессивного налогообложения);
создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.
улучшение системы налогового администрирования, внедрение электронных способов подачи и обработки налоговых деклараций.
-
В то
же время кардинальная ломка
или замена налогового
Предлагается адаптировать налоговую систему в Российской Федерации и исчислять налог следующим способом. Организацией налогообложения в стране занимаются налоговые службы, собирают платежи и контролируют правильность уплаты. Налогообложение опирается на обязательную государственную систему бухучета, основывается на декларации о доходах и контроле над ее правильным составлением. На сегодняшний момент подоходный налог с заработной платы удерживается у источника, при этом не заполняется налоговая декларация лицом наемного труда. На администрирование подоходного налога окажут влияние изменения, связанные с новым механизмом налогообложения совокупного дохода семьи. Только после этого можно определить налоговую ставку, под которую попадает данный доход. Налоговая служба рассчитывает налогооблагаемую базу по данному налогу и начисляет его, а далее по уже существующей схеме, собирает платежи и контролирует правильность уплаты.
Налог на доходы физических лиц в полном объеме поступает в местный бюджет. Налог взимается по прогрессивной шкале, т.к. плоская шкала налога способствует увеличению социального неравенства. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и дифференциация ставок в зависимости от статуса налогоплательщика. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год18.
Одной из самых важнейших на сегодняшний день проблем, оставить без внимания которую просто невозможно, является, введённая в 2001 году, «плоская» шкала обложения индивидуальных доходов. Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения. И в этих условиях данная шкала выглядит не совсем логично, поскольку из-за этого просто невозможна реализация распределительной функции НДФЛ. Вся суть в том, что при использовании соответствующей универсальной ставки (13 %) игнорируется наличие у определённого контингента граждан крупных (сверхкрупных) доходов и исключается их повышенное налоговое изъятие. B перечне аргументов противников прогрессии подоходного налогообложения наиболее часто фигурируют следующие:
1. При «плоской»
шкале более состоятельные
2. Использование единой сниженной ставки НДФЛ противодействует применению получивших широкое распространение «серых» форм выплаты заработной платы, связанных с сокрытием фактического фонда оплаты труда, т.е. с фальсификацией налоговой базы. Однако не секрет, что соответствующее ее занижение провоцируется не -
только и не столько уровнем ставок подоходного налога, сколько действовавшими до принятия 23-ей главы НК РФ критически высокими ставками отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
3. Ликвидация прогрессии налогообложения доходов физических лиц устраняет стимулы сокрытия наиболее богатыми слоями общества своих огромных денежных доходов. Авторы данного аргумента, с одной стороны, указывают на тот факт, что до 2001 г. примерно 95 % бюджетных доходов от налога приходились на его вычеты из доходов граждан, и только 5 % поступали по итоговым годовым декларациям. С другой стороны, – приводят цифры существенного прироста поступлений в консолидированный бюджет от НДФЛ, начиная с первого года использования «плоской» шкалы. Действительно, в первые
три
года они выросли, однако и
это не веское доказательство.
С 2001 года, во–первых, началось обложение
НДФЛ работников
Информация о работе Пути совершенствования администрирования налогообложения НДФЛ