Пути совершенствования администрирования налогообложения НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Данная тема является актуальной, так как каждый из нас является физическим лицом и должен знать о налогах, взимаемых с него. Также в настоящее время законодательство Российской Федерации постоянно меняется и, на мой взгляд, важным является рассмотрение именно этого вопроса.

Основным элементом налоговой системы является администрирование. И от его эффективности зависит объем, полнота и своевременность пополнения бюджета. При этом, на главный инструмент администрирования- контроль- возложены эти и другие основные функции.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…..3

Глава 1. Теоретические аспекты администрирования НДФЛ……………….….5

1.1 Характеристика современного законодательства в области НДФЛ. ……..5

1.2. Особенности организации контроля над исчислением

и уплатой налога на доходы физических лиц…………………………………..12
Глава 2. Анализ действующей практики взимания НДФЛ…………………….15

2.1. Анализ поступлений НДФЛ и проведенных налоговыми органами

проверок на предмет нарушения налогового законодательства. ……………..15

2.2. Анализ судебной практики по НДФЛ……………………………………....18
Глава 3. Пути совершенствования администрирования

налогообложения НДФЛ………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

1 вариант.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

 

 С целью  выявления индивидуальных предпринимателей, уклоняющихся от постановки на  учет в налоговых органах, изучается и анализируется информация, получаемой из внешних источников в соответствии со ст. 85 Налогового Кодекса:

 

1. банковско-кредитных  учреждений об открытых счетах;

 

2. таможенных  органов о юридических и физических  лицах, совершающих экспортно-импортные операции в крупных размерах на территории таможни, а также лицах, получающих по импорту и экспортирующих крупные партии товаров;

 

3. органов  Госавтоинспекции о перевозимых  юридическими и физическими лицами  крупных партиях товаров, пользующихся  повышенным спросом;

 

4. страховых  органов, осуществляющих страхование  рисков торгово-закупочных операций, товаров и имущества;

 

5. территориальных  фондов имущества, сдающих в аренду  юридическим лицам и предпринимателям  нежилые помещения, а также значительные  площади жилых помещений муниципальной собственности;

 

 -

 

6. железнодорожных  станций, портов, грузовых таможенных  терминалов – о лицах, в чьи  адреса приходят оптовые партии  грузов;

 

7. органов, регистрирующих физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,

 

8. органов, выдающих лицензии, свидетельства  или иные подобные документы  физическим лицам, осуществляющим  на свой риск деятельность, направленную  на систематическое получение  дохода от оказания платных ;

 

9. органов, осуществляющих регистрацию физических  лиц по месту жительства;

 

10. органов, осуществляющих регистрацию рождения  и смерти физических лиц, о  фактах рождения и смерти физических  лиц;

 

11. органов, осуществляющих учет и регистрацию  недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах;

 

12. от других  источников, предоставляющих сведения  в соответствии с законодательством – о фактах, подтверждающих наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и сборы.

 

 По результатам  проводимых налоговых проверок  налоговый орган составляет

акт. По результатам рассмотрения акта и приложений к нему руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из следующих решений:

 

 а) о  привлечении лица к ответственности  за нарушение законодательства  о налогах и сборах;

 

 б) об  отказе в привлечении лица  к ответственности за нарушение

законодательства о налогах и сборах;

 

 в) о  проведении дополнительных мероприятий  налогового

контроля.

 Налоговые  органы призваны следить за  правильностью и своевременностью  налоговых выплат, в том числе  путем предъявления санкций и  пеней.

 

 По ходу  проверок могут быть выявлены налоговые правонарушения. Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов).

 

-

 

 Глава 2. Анализ действующей практики взимания НДФЛ.

2.1. Анализ  поступлений НДФЛ и проведенных  налоговыми органами проверок  на предмет нарушения налогового  законодательства.

 

 

Влияние кризиса на экономику в 2008 году проявилось в экономической рецессии, в снижении деловой активности экономических субъектов (в том числе в таких базовых отраслях городской экономики как торговля, строительство, сектор финансовых услуг и энергетика); в ухудшении условий кредитования и внешних заимствований; в сокращении оборота розничной торговли в связи со снижением спроса населения; в сокращении численности предприятий и рабочих мест. Это не могло не повлиять на объем доходов, в т.ч. и налоговых.

 

 В 2009 года  наблюдалось постепенное оживление  деловой активности предприятий  реального сектора экономики, которое продолжилось в 2010, что в большей степени обусловлено объективными экономическими факторами, такими как небольшое ослабление рубля по сравнению с прошлым периодом и, как следствие, удорожание импортной продукции, а также использование накопленных предприятиями в докризисный период материальных запасов.

 

 Стоит  заметить, что за 10 месяцев 2010 года  сумма налоговых доходов практически  равна сумме поступлений за 2009 год, что говорит о положительном  росте экономики, которая имеет  возможность развиваться, и в том числе, за счет роста поступлений НДФЛ.

 

(см. приложение 2-4.)

 

 

Таблица 6. Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ

по состоянию на дату 

01.01.2009 

01.01.2010 

01.11.2010

 

налоговые доходы 

59 491 431 

56 542 226 

55 291 902

 

НДФЛ 

27 230 104 

26 668 594 

22 145 859

 

В т.ч. доходы: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

резидентов в виде дивидендов 

604 435 

568 377 

525 498

 

нерезидентов в виде дивидендов 

12 588 

16 403 

11 881

 

 облагаемые  по ставке 13% 

26 423 629 

25 954 756 

21 443 058

 

Нерезидентов 

124 894 

90 957 

96 195

 

 В виде  выигрышей и призы 

64 221 

37 366 

60 283

 

в виде процентов 

19 

351 

-267

 

Прочие 

318 

384 

9 211

 

 

 

Значение НДФЛ в структуре налоговых поступлений постоянно увеличивается. В объеме доходов региональных бюджетов 2009году НДФЛ вырос на фоне резкого снижения налога на прибыль. Увеличение доли НДФЛ по сравнению с прошлым периодом связанно с повышением зарплат бюджетников. Несмотря на то, что доля зарплат бюджетников всего 30%, а в реальном секторе зарплаты не выросли, рост НДФЛ составил 5%10.

 

 

Доля НДФЛ в общих налоговых доходах консолидированного бюджета составлял за рассматриваемый период от 40 до 47%. Из общей суммы поступлений НДФЛ в доходы местных бюджетов направлено в среднем более 55%. (см. приложение 5-7 )

 

-

 

В структуре самого НДФЛ преобладают доходы, облагаемые по стандартной ставке 13% . они составляют 97% всего подоходного налога. Следующие по значимости в структуре НДФЛ- это доходы полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций. Несмотря на то, что в абсолютном измерении их количество немного уменьшилось, доля в НДФЛ постепенно возрастает. Снижение этой части доходов произошло в результате финансового кризиса, влияние которого ощутимо и по сей день.

 

На третьем месте стоят доходы, полученные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. В 2008 году и в абсолютном и относительном измерении они составляли больше, чем в 2009 и 2010 годах, снизившись с 0,48% до 0,34%. Это связано с политикой проводимой государством и изменением законодательства.

 

И все же темпы изменения поступлений НДФЛ вызывают опасения. В 2009 году они упали, а рост в 2010 незначителен.

 

 

К факторам, негативно повлиявшим на поступление можно отнести11:

 

 – Снижение  темпов роста заработной платы;

 

 – Безработица  и скрытая безработица, уменьшение  фонда оплаты труда;

 

 – Увеличение  задолженности;

 

 – Инфляция, рост уровня потребительских  цен;

 

 – Изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;

 

 – Увеличение  стоимости жилой недвижимости  в течение последних нескольких  лет;

 

 – Сокрытие  доходов от сдачи недвижимого  имущества в аренду;

 

 – Применение  организациями различных схем  ухода от налогообложения.

 

 

· На объемы поступлений от налога на доходы физических лиц негативно влияет и сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате. Несмотря на двукратный рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации на уровне 1,8-2% от экономически активного населения. Между уровнем налоговых поступлений и численностью незанятых трудовой деятельностью граждан наблюдается обратная количественная связь. При росте незанятых на 1%, поступления в бюджеты регионов НДФЛ снижаются на 0,016%. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%.

Сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя)

 

 Рост  задолженности по заработной  плате наблюдался в промышленности, науке, строительстве и транспорте. При увеличении задолженности  по заработной плате на 1%, поступления НДФЛ в бюджеты сокращается на 0,03%, так как с задержкой заработной платы, как правило, связана неблагополучная финансовая ситуация в организациях, акционерных обществах, а следовательно у физических лиц – крупных налогоплательщиков, например, в связи с неполучением дивидендов.

 

Кроме того, на поступления НДФЛ оказали влияние изменения федерального законодательства. Льготы и вычеты, установленные федеральным законодательством по налогу на доходы физических лиц занимают наибольшую долю налогового потенциала региона. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и -

 

 профессиональных  налоговых вычетов колеблется  в диапазоне 93-95%. Объем вычетов  в период. имел незначительный  прирост в 0,4-0,8%, однако с 2009 года  значительно увеличены размеры налоговых вычетов и величины пределов их применения, вследствие чего можно говорить об увеличении и доли вычетов в суммарном объеме поступлений по НДФЛ.

 

 · Существенное  отрицательное влияние на результативный  показатель поступлений НДФЛ  оказывает рост объемов строительства и удорожание жилых домов. При росте жилищного строительства на 1%, величина поступлений НДФЛ в бюджетную систему уменьшается на 0,14%. Это объясняется возможностью получения налогового вычета физическими лицами при приобретении недвижимости. В виду значительного увеличения стоимости жилья за последние 5 лет, оно все чаще приобретается в совместную собственность двумя-тремя лицами. При этом каждый собственник жилья имеет право на вышеуказанный вычет, что еще более сокращает поступления НДФЛ в бюджетную систему.

 

 Недопоступление  значительных сумм НДФЛ от  физических лиц, получающих доходы  от сдачи недвижимого имущества  в аренду. Доля доходов населения  от операций по сдаче в аренду  помещений от общего объема  доходов населения, по данным налоговой службы, составляет всего 0,2% и будет снижаться под влиянием общей экономической ситуации, потому что основная масса таких доходов находится в тени. По некоторым оценкам не более 4% граждан сдающих жилье в аренду декларируют соответствующие доходы. Причем, самые добросовестные плательщики налога на доходы физических лиц - это люди, сдающие дорогое элитное жилье. В этом сегменте доля неофициально сдаваемых квартир составляет не более 15 процентов. Самая большая доля неплательщиков, по данным агентств недвижимости, в экономклассе.

 

 Полноценный  налоговый контроль в отношении  таких физических лиц затруднен  в связи с отсутствием информации  о сдаваемых объектах и полученных  доходах. Из-за этого казна ежегодно  недополучает огромные суммы.

 Кроме  того, в нашей стране до сих пор ликвидированы далеко не все существующие схемы уклонения от уплаты налогов. Налогоплательщики – физические лица не только овладели азами налоговой науки, но и научились разбираться во всех хитросплетениях российского налогового законодательства. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед, посредством совершенствования нормативно–правовой базы, оперативно перекрывая возможные каналы возникновения налоговых нарушений.

 Но данные  сложности достаточно эффективно  решаются налоговыми органами  посредством проведения проверок  организаций, имеющих признаки выплаты  «серой» зарплаты, выявление организаций, не заключающих с работниками трудовых или гражданско-правовых договоров, организаций, в которых официальная заработная плата работников ниже среднеотраслевого уровня, а также проверок физических лиц. При осуществлении контрольных мероприятий в отношении физических лиц эффективным является использование информации из внешних источников, прежде всего о собственниках имущества. Возложение на налоговых агентов функций исчисления и удержания налогов со всех выплачиваемых ими доходов гражданам является действенной мерой по перекрытию каналов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов.

Далее рассмотрим результаты контрольной работы налоговых органов.

 

 Налоговые  инспекции проверяют правильность  исчисления и своевременность  уплаты налога с доходов, удерживаемых  налоговыми агентами-организациями и доходов исчисляемых самостоятельно ИП и другими лицами занимающимися частной практикой.

 

-

 

Количество проведенных выездных проверок в 2008 ,2009 и за первые 10 месяца 2010 года представлены в приложении 8-10.

 

 Количество  выездных проверок немного увеличивается. Процент выявленных при этом нарушений законодательства средний- от 36,5% до 39%.

 

Количество камеральных поверок намного превышает численность выездных, что связанно со спецификой налога.

 

Процент выявленных нарушений при проведении камеральных проверок в среднем около 10 %. Это доказывает, уровень работы налоговых инспекторов по начислению налога высок, притом, что общая налоговая грамотность населения продолжает расти.

 

 

По результатам проверок в 2008 году было доначислено и перечислено в бюджет 1 166 245 тыс.руб. Доля суммы начисленной при выездной проверке составляет 84%,, камеральной-около7% .

Информация о работе Пути совершенствования администрирования налогообложения НДФЛ