Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 10:22, курсовая работа
Данная тема является актуальной, так как каждый из нас является физическим лицом и должен знать о налогах, взимаемых с него. Также в настоящее время законодательство Российской Федерации постоянно меняется и, на мой взгляд, важным является рассмотрение именно этого вопроса.
Основным элементом налоговой системы является администрирование. И от его эффективности зависит объем, полнота и своевременность пополнения бюджета. При этом, на главный инструмент администрирования- контроль- возложены эти и другие основные функции.
Введение………………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретические аспекты администрирования НДФЛ……………….….5
1.1 Характеристика современного законодательства в области НДФЛ. ……..5
1.2. Особенности организации контроля над исчислением
и уплатой налога на доходы физических лиц…………………………………..12
Глава 2. Анализ действующей практики взимания НДФЛ…………………….15
2.1. Анализ поступлений НДФЛ и проведенных налоговыми органами
проверок на предмет нарушения налогового законодательства. ……………..15
2.2. Анализ судебной практики по НДФЛ……………………………………....18
Глава 3. Пути совершенствования администрирования
налогообложения НДФЛ………………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………………….33
С целью
выявления индивидуальных
1. банковско-кредитных учреждений об открытых счетах;
2. таможенных
органов о юридических и
3. органов
Госавтоинспекции о
4. страховых
органов, осуществляющих страхование
рисков торгово-закупочных
5. территориальных
фондов имущества, сдающих в аренду
юридическим лицам и
-
6. железнодорожных
станций, портов, грузовых таможенных
терминалов – о лицах, в чьи
адреса приходят оптовые
7. органов,
регистрирующих физических лиц,
осуществляющих
8. органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных ;
9. органов,
осуществляющих регистрацию
10. органов,
осуществляющих регистрацию
11. органов,
осуществляющих учет и
12. от других источников, предоставляющих сведения в соответствии с законодательством – о фактах, подтверждающих наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и сборы.
По результатам проводимых налоговых проверок налоговый орган составляет
акт. По результатам рассмотрения акта и приложений к нему руководитель налогового органа или его заместитель выносит одно из следующих решений:
а) о
привлечении лица к
б) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и сборах;
в) о
проведении дополнительных
контроля.
Налоговые
органы призваны следить за
правильностью и
По ходу проверок могут быть выявлены налоговые правонарушения. Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. Налоговый кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов).
-
Глава 2. Анализ действующей практики взимания НДФЛ.
2.1. Анализ
поступлений НДФЛ и
Влияние кризиса на экономику в 2008 году проявилось в экономической рецессии, в снижении деловой активности экономических субъектов (в том числе в таких базовых отраслях городской экономики как торговля, строительство, сектор финансовых услуг и энергетика); в ухудшении условий кредитования и внешних заимствований; в сокращении оборота розничной торговли в связи со снижением спроса населения; в сокращении численности предприятий и рабочих мест. Это не могло не повлиять на объем доходов, в т.ч. и налоговых.
В 2009 года
наблюдалось постепенное
Стоит
заметить, что за 10 месяцев 2010 года
сумма налоговых доходов
(см. приложение 2-4.)
Таблица 6. Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ
по состоянию на дату
01.01.2009
01.01.2010
01.11.2010
налоговые доходы
59 491 431
56 542 226
55 291 902
НДФЛ
27 230 104
26 668 594
22 145 859
В т.ч. доходы:
резидентов в виде дивидендов
604 435
568 377
525 498
нерезидентов в виде дивидендов
12 588
16 403
11 881
облагаемые по ставке 13%
26 423 629
25 954 756
21 443 058
Нерезидентов
124 894
90 957
96 195
В виде выигрышей и призы
64 221
37 366
60 283
в виде процентов
19
351
-267
Прочие
318
384
9 211
Значение НДФЛ в структуре налоговых поступлений постоянно увеличивается. В объеме доходов региональных бюджетов 2009году НДФЛ вырос на фоне резкого снижения налога на прибыль. Увеличение доли НДФЛ по сравнению с прошлым периодом связанно с повышением зарплат бюджетников. Несмотря на то, что доля зарплат бюджетников всего 30%, а в реальном секторе зарплаты не выросли, рост НДФЛ составил 5%10.
Доля НДФЛ в общих налоговых доходах консолидированного бюджета составлял за рассматриваемый период от 40 до 47%. Из общей суммы поступлений НДФЛ в доходы местных бюджетов направлено в среднем более 55%. (см. приложение 5-7 )
-
В структуре самого НДФЛ преобладают доходы, облагаемые по стандартной ставке 13% . они составляют 97% всего подоходного налога. Следующие по значимости в структуре НДФЛ- это доходы полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций. Несмотря на то, что в абсолютном измерении их количество немного уменьшилось, доля в НДФЛ постепенно возрастает. Снижение этой части доходов произошло в результате финансового кризиса, влияние которого ощутимо и по сей день.
На третьем месте стоят доходы, полученные физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации. В 2008 году и в абсолютном и относительном измерении они составляли больше, чем в 2009 и 2010 годах, снизившись с 0,48% до 0,34%. Это связано с политикой проводимой государством и изменением законодательства.
И все же темпы изменения поступлений НДФЛ вызывают опасения. В 2009 году они упали, а рост в 2010 незначителен.
К факторам, негативно повлиявшим на поступление можно отнести11:
– Снижение темпов роста заработной платы;
– Безработица и скрытая безработица, уменьшение фонда оплаты труда;
– Увеличение задолженности;
– Инфляция, рост уровня потребительских цен;
– Изменения законодательства в части предоставления налоговых вычетов;
– Увеличение
стоимости жилой недвижимости
в течение последних
– Сокрытие доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду;
– Применение организациями различных схем ухода от налогообложения.
· На объемы поступлений от налога на доходы физических лиц негативно влияет и сокращение в условиях экономического кризиса количества предприятий и рабочих мест, а также выплат по заработной плате. Несмотря на двукратный рост безработицы, в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации на уровне 1,8-2% от экономически активного населения. Между уровнем налоговых поступлений и численностью незанятых трудовой деятельностью граждан наблюдается обратная количественная связь. При росте незанятых на 1%, поступления в бюджеты регионов НДФЛ снижаются на 0,016%. Отметим, что рост показателя номинальной заработной платы на 1 % сопровождается ростом поступлений НДФЛ на 1,01%.
Сдерживающим фактором увеличения поступления указанного налога является рост скрытых форм безработицы (административные отпуска, неполная рабочая неделя)
Рост
задолженности по заработной
плате наблюдался в
Кроме того, на поступления НДФЛ оказали влияние изменения федерального законодательства. Льготы и вычеты, установленные федеральным законодательством по налогу на доходы физических лиц занимают наибольшую долю налогового потенциала региона. Объем предоставленных стандартных, социальных, имущественных и -
профессиональных налоговых вычетов колеблется в диапазоне 93-95%. Объем вычетов в период. имел незначительный прирост в 0,4-0,8%, однако с 2009 года значительно увеличены размеры налоговых вычетов и величины пределов их применения, вследствие чего можно говорить об увеличении и доли вычетов в суммарном объеме поступлений по НДФЛ.
· Существенное
отрицательное влияние на
Недопоступление
значительных сумм НДФЛ от
физических лиц, получающих доходы
от сдачи недвижимого
Полноценный
налоговый контроль в
Кроме того, в нашей стране до сих пор ликвидированы далеко не все существующие схемы уклонения от уплаты налогов. Налогоплательщики – физические лица не только овладели азами налоговой науки, но и научились разбираться во всех хитросплетениях российского налогового законодательства. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и пытаться идти на шаг вперед, посредством совершенствования нормативно–правовой базы, оперативно перекрывая возможные каналы возникновения налоговых нарушений.
Но данные
сложности достаточно
Далее рассмотрим результаты контрольной работы налоговых органов.
Налоговые
инспекции проверяют
-
Количество проведенных выездных проверок в 2008 ,2009 и за первые 10 месяца 2010 года представлены в приложении 8-10.
Количество выездных проверок немного увеличивается. Процент выявленных при этом нарушений законодательства средний- от 36,5% до 39%.
Количество камеральных поверок намного превышает численность выездных, что связанно со спецификой налога.
Процент выявленных нарушений при проведении камеральных проверок в среднем около 10 %. Это доказывает, уровень работы налоговых инспекторов по начислению налога высок, притом, что общая налоговая грамотность населения продолжает расти.
По результатам проверок в 2008 году было доначислено и перечислено в бюджет 1 166 245 тыс.руб. Доля суммы начисленной при выездной проверке составляет 84%,, камеральной-около7% .
Информация о работе Пути совершенствования администрирования налогообложения НДФЛ