Контроль налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение контроля налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль.
Основные задачи, решаемые в данной работе:
-рассмотрение основных аспектов налогового контроля за соблюдением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль;
-выявление типичных нарушений налогового законодательства, выявляемых налоговыми органами при проверке налога на прибыль;
-изучение ответственности, предусмотренной за нарушение налогового законодательства;
-определение основных направлений совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимого налоговыми органами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 4
1.1. Сущность налога на прибыль 4
1.2. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налога на прибыль 8
2. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
2.1. Типичные нарушения налогового законодательства, выявляемые налоговыми органами при проверке налога на прибыль 15
2.2. Ответственность за нарушение налогового законодательства 21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ПРОВОДИМОЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ 25
3.1. Новации в налоговом законодательстве в 2014 году 25
3.2. Пути совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимые налоговыми органами 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая НК.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

Наблюдение хронометражным методом - это метод проверки, который будут использовать налоговые органы с целью установления фактической выручки (дохода) плательщика за период, в течение которого проводится наблюдение. Потом эти данные суммируются и на их основании выводится среднедневная выручка. Этот показатель инспектор сравнивает с данными из последней декларации плательщика. Если расхождение между  показателями среднедневной выручки  из таблицы  и декларации  составит 30% и более, инспектор скорректирует налоговую базу за прошлый период и доначислит налог.

В целях исключения влияния инфляции на результат сравнения среднедневных выручек (доходов) расчеты производятся в сопоставимых ценах с применением индекса дефлятора валового внутреннего продукта, устанавливаемого Национальным статистическим комитетом и действующего на дату начала проверки.

В 2013 году Министерством по налогам и сборам завершена работа по созданию специальной компьютерной кассовой системы (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса. С 1 декабря 2013 года информация, формируемая СККС, непрерывно актуализируется в режиме реального времени в целях ее использования для контроля за деятельностью в сфере игорного бизнеса. В ходе реализации проекта обеспечено подключение к СККС игровых автоматов, касс букмекерских контор, касс тотализаторов. В игорных заведениях установлены специальные кассовые терминалы, позволяющие контролировать фактический прием и выплату наличных денежных средств участникам азартных игр.

Для повышения качества и эффективности контрольной деятельности, а также совершенствования налогового администрирования в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие, что крупные плательщики обязаны будут представлять в налоговые органы дополнительную по сравнению с общеустановленной отчетность, которая является необходимым атрибутом налогового администрирования этого сегмента и применяется во всех странах.

Таким образом, налоговые органы будут располагать более полной информацией о плательщике, особенностях и перспективах его финансово-хозяйственной деятельности, его контрагентах и т.д. и смогут обеспечить более качественное налоговое сопровождение такого плательщика, оказывать оперативную и грамотную, с учетом конкретных ситуаций, методологическую и консультационную помощь.

Кроме того, сравнительный анализ данных бухгалтерской и налоговой отчетности позволит своевременно выявлять несоответствие размеров налоговых баз, отражаемых в налоговых декларациях, фактическим результатам финансово-хозяйственной деятельности таких плательщиков и, тем самым, снизить риски минимизации реальных доходов и уклонения от уплаты налогов в бюджет. Таким образом, суммы налогов будут поступать в бюджет в полном объеме.

Отмечу также, что особые правила налогового администрирования и контроля крупных плательщиков действуют в большинстве стран СНГ.

С 2014 года введено понятие инвестиционного вычета вместо так называемой амортизационной премии. Механизм амортизационной премии был введен с 2012 года с целью расширения инвестиционных возможностей организаций и компенсации отмененной льготы по налогу на прибыль в части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений.

Вместе с тем на практике амортизационная премия не получила широкого применения по причине сложности ее администрирования: различной методики определения амортизационных отчислений в налоговом и бухгалтерском учете.

С учетом необходимости повышения инвестиционных возможностей предприятий в связи с осуществлением масштабной модернизации производства с 1 января 2014 года так называемая амортизационная премия заменена на инвестиционный вычет, применение которого дает предприятию право на уменьшение налогооблагаемой прибыли путем единовременного отнесения на затраты части первоначальной стоимости основных средств, а также сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией в следующих пределах: по зданиям, сооружениям, устройствам передаточным, стоимости вложений в их реконструкцию – не более 10% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию); по машинам и оборудованию, по транспортным средствам, стоимости вложений в их реконструкцию – не более 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).

Применение инвестиционного вычета не требует проведения каких-либо последующих корректировок амортизационных отчислений, что значительно упрощает его администрирование.

Действовавшая в 2012-2013 годах система исчисления и уплаты налога на прибыль посредством применения авансовых платежей широко применяется в других странах и является достаточно простой для плательщиков и государства. Вместе с тем максимальная эффективность этой модели достигается в стабильных экономических условиях.

С учетом того, что Беларусь в 2013 году столкнулась с рядом сложностей в макроэкономических показателях, колебания которых были обусловлены, в том числе, внешними факторами, применяемая система уплаты авансовых платежей повлекла за собой негативные последствия как для плательщиков, так и для бюджета. Это связано с тем, что на практике более 80% плательщиков осуществляют уплату авансовых платежей по налогу на прибыль, рассчитанных исходя из сумм прибыли, за прошлый год. При экономическом спаде в текущем налоговом периоде это приводит к уплате организациями налога на прибыль в большем объеме по сравнению с фактическими результатами, то есть фактически за счет  собственных средств. И наоборот, при экономическом росте в текущем налоговом периоде в бюджет могут поступить меньшие суммы налога с учетом низкой налоговой базы прошлого года.

С учетом сложившейся ситуации, было принято решение установить с 2014 года в качестве отчетного периода по налогу на прибыль календарный квартал с уплатой налога ежеквартально исходя из фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности плательщиков. Данная мера направлена на обеспечение равномерного поступления налога на прибыль, а также недопущения отвлечения собственных средств организаций.

Вместе с тем не исключена возможность возврата к уплате налога на прибыль авансовыми платежами с учетом стабилизации экономической ситуации в последующем. [10]

 

 

    1. Пути совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимые налоговыми органами

 

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (с изм. и доп.) был принят в целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, определения единого порядка ее проведения, создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.

В целях обеспечения выполнения своей главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства - налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Анализ экономической литературы показал, что необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных  форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, что и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- использование  системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Совершенствование каждого из данных элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современного этапа экономического развития Республики Беларусь.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Как мне представляется, проверки таких налогоплательщиков в будущем должны стать обязательными.

Особенно актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов, усложнение применяемых белорусскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов Республики Беларусь, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможные определения размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях. [11]

Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Наиболее показательным является опыт применения таких методов в Германии. Действующее германское законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее распространенными из них являются следующие:

- метод общего  сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

а)учет изменения имущественного положения за отчетный период;

б)учет произведенного и личного потребления за отчетный период. Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

- метод, основанный  на анализе производственных  запасов.

Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Кроме этих методов применяются и некоторые другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно возрастает в связи со сложностями текущей ситуации в стране с собираемостью налогов.

Необходимо ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность бальной оценки, широко применяемой в Германии, состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору учитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Говоря об организации налогового контроля  в зарубежных станах, следует отметить, что во многих странах (в том числе и в Российской Федерации)  действует институт налоговой полиции.

Например, в Германии  налоговая полиция (служба, проводящая налоговые расследования) существует с 1934 года. В ФРГ нет  единого закона о налоговой полиции. Она подчиняется   административным предписаниям. В целом деятельность данной  службы  регламентируется налоговым законодательством, касающимся общего порядка налогообложения.

Согласно этому закону, к основным задачам налоговой полиции  в Германии относятся: расследование  налоговых  преступлений  и  нарушений  порядка исчисления и уплаты налогов; определение  базы  налогообложения   в   случаях   налоговых преступлений и нарушений порядка исчисления и уплаты налогов; выявление неизвестных налоговых преступлений и  обстоятельств, являющихся основанием для возникновения обязанности  уплаты  налога.

Информация о работе Контроль налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль