Контроль налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение контроля налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль.
Основные задачи, решаемые в данной работе:
-рассмотрение основных аспектов налогового контроля за соблюдением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль;
-выявление типичных нарушений налогового законодательства, выявляемых налоговыми органами при проверке налога на прибыль;
-изучение ответственности, предусмотренной за нарушение налогового законодательства;
-определение основных направлений совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимого налоговыми органами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 4
1.1. Сущность налога на прибыль 4
1.2. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налога на прибыль 8
2. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
2.1. Типичные нарушения налогового законодательства, выявляемые налоговыми органами при проверке налога на прибыль 15
2.2. Ответственность за нарушение налогового законодательства 21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ПРОВОДИМОЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ 25
3.1. Новации в налоговом законодательстве в 2014 году 25
3.2. Пути совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимые налоговыми органами 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая НК.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

Эти затраты определяются как разница между суммой затрат, сложившейся за отчетный месяц с учетом переходящих остатков на начало месяца, и суммой затрат, относящихся к остаткам товаров на конец отчетного месяца. Часть этих затрат плательщика принимается при исчислении базы налога на прибыль с учетом норм, устанавливаемых законодательством.

Прибыль, облагаемая налогом, уменьшается на сумму налога на недвижимость, уплачиваемого от остаточной стоимости основных средств и исчисленного в соответствии с законодательством РБ, а также льгот. Таким образом, при осуществлении налогового контроля необходим анализ налоговых баз для налога на недвижимость и обоснованности применения льгот.

Льготы по налогообложению при исчислении налога на прибыль по результатам деятельности простого товарищества и хозяйственной группы не предоставляются.

В случае реализации, безвозмездной передачи, ликвидации, сдачи в аренду части объектов основных средств, участвующих в предпринимательской деятельности, по которым была предоставлена льгота, сумма налога на прибыль, подлежащая внесению в бюджет, в связи с указанными обстоятельствами определяется пропорционально удельному весу стоимости указанной части основных средств к их общей стоимости. Следовательно, данный вопрос подлежит специальному контролю в ходе проверки.

Организации, одновременно применяющие различные ставки налога на прибыль, а также осуществляющие виды деятельности, облагаемые налогом, от уплаты которого они освобождены с использование сумм налога по целевому назначению в связи с льготным налогообложением, обязаны обеспечить раздельный учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и затрат по соответствующим видам деятельности для определения налоговой базы (облагаемой налогом прибыли) по данным видам деятельности и в целом по деятельности организации. [5]

 

 

 

 

  1. Типичные нарушения налогового законодательства, выявляемые налоговыми органами при проверке налога на прибыль и ответственность за нарушения налогового законодательства

2.1. Типичные нарушения  налогового законодательства, выявляемые  налоговыми органами при проверке  налога на прибыль

 

При исчислении налога на прибыль и его уплате не исключаются ошибки со стороны налоговых агентов, которые приводят к излишней уплате налога или его неуплате, неполной или несвоевременной уплате.

 

Ошибки налогового учета можно разделить на две группы:

    1. технические ошибки;
    2. ошибки применения норм налогового законодательства.

Наиболее типичные технические ошибки при заполнении форм налоговой отчетности таковы:

- расчеты по налогам и обязательным платежам должны заполняться в сумах. Нередко налогоплательщики заполняют их в тысячах сумах. При этом нельзя забывать, что финансовая отчетность (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о денежных потоках, отчет о собственном капитале, отчет движения основных средств, расшифровка дебиторско-кредиторской задолженности) представляется в тысячах сумах;

- неправильное заполнение или незаполнение всех реквизитов налогоплательщика. В частности, часто не указываются: полное и сокращенное наименование предприятия, ИНН, юридический адрес, телефоны, Ф.И.О. директора и главного бухгалтера, их подписи и ИНН, период, за который представляется отчетность и т.д.;

- при заполнении форм расчетов налогов и обязательных платежей заполняются не все приложения либо они заполняются неправильно, особенно в части использования льгот по налогообложению или отражения прочих доходов.

Устранить технические ошибки несложно, в случае их обнаружения вносятся исправления в налоговые регистры, и они сдаются заново.

Налоговым органам и самим налогоплательщикам куда сложнее обнаружить ошибки применения норм налогового законодательства. Таких ошибок гораздо больше, однако, их можно сгруппировать. Это ошибки, связанные с:

-неправильным ведением бухгалтерского учета, повлекшим неправильное исчисление налогов и обязательных платежей;

-исчислением налогооблагаемой базы налога или обязательного платежа;

-неправильным применением ставок налогов и обязательных платежей;

-применением льгот, вычетов, освобождений по налогам и обязательным платежам;

-исполнением экспортно-импортных операций;

-неправильным режимом налогообложения.

В ходе проведения проверок налоговыми органами за отчетный период выявлены следующие типичные нарушения законодательства по налогу на прибыль:

-отсутствует учет объекта налогообложения или ведется с нарушениями;

-сокрытие (занижение) объекта налогообложения;

-неправомерно используются льготы;

-не предоставлены или несвоевременно представлены документы и сведения в налоговые органы;

-завышены расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, сделки с участием фирм-однодневок (документально неподтвержденные расходы, отсутствие реальных операций у контрагентов, недостоверные сведения в документах);

-занижена налоговая база в результате реализации товаров /работ, услуг/ взаимозависимым лицам, внешнеторговые сделки по ценам ниже рыночных, или цен на однородные товары, работы, услуги;

-занижена выручка от реализации при расхождении данных в декларациях, с данными бухгалтерского учета и первичными документами;

-занижены внереализационные доходы на сумму задолженности, которая подлежит списанию в связи с истечением срока исковой давности;

-проценты по договорам займа не отражены в составе внереализационных доходов;

-неправомерное отнесение на расходы документально неподтвержденных расходов;

-признание расходов, которые не связаны с деятельностью, которая направлена на получение доходов (например, участие в спартакиадах, профсоюзных собраниях, без приглашений организаторов, отсутствие тематики мероприятий);

-суммы материальной помощи, премий, которые выплачены не за производственные результаты, учтены в составе расходов организации. В коллективных, трудовых договорах отсутствуют положении о премировании в организации;

-учет расходов по содержанию объектов, не используемых в производственной деятельности (услуги по эксплуатации, охране офиса);

-учет в составе расходов услуг по содержанию, эксплуатации, страхованию помещений, собственником или арендатором которых не является организация (нет договора аренды);

-завышение расходов на амортизацию основных средств, которые не подвержены влиянию агрессивной среды, повышенному износу;

-неправильное отнесение основных средств к амортизационным группам, в результате чего завышены суммы амортизационных отчислений;

-в состав расходов включены единовременно затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию основных средств;

-включение расходов сумм арендных платежей, в случае отсутствия договора аренды, или подтверждения принадлежности имущества арендодателю на праве собственности;

-учтены в составе прочих расходов суммы командировочных расходов (например, лиц, которые не являются работниками организации, оплата доп. услуг в отелях –питание, мини-бар и т.д.) которые не относятся к расходам по проживанию. Оплата полисов дополнительного страхования ответственности перевозчика при приобретении билетов;

-внереализационные расходы завышены на сумму дебиторской задолженности с неистекшим сроком исковой давности, на сумму убытков, по неподтвержденным безнадежным долгам с истекшим сроком исковой давности;

-в составе внереализационных расходов неправомерно единовременно учтены суммы убытка, которые получены от реализации основных средств;

-в составе внереализационных расходов неправомерно учтены суммы санкций (штрафы, пени), перечисляемых в бюджет, штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями;

-учтены расходы, которые не относятся к данному налоговому периоду, в том числе в расходы на ремонт основных средств; расходы, которые надлежит распределять по налоговым периодам, учтены единовременно (например, по сделкам, когда невозможно определить связь между доходами и расходами; приобретение лицензий с определенным сроком действия, когда расходы относятся к нескольким налоговым периодам);

-отсутствие раздельного учета по видам деятельности в результате чего, завышены расходы;

-в декларации по налогу на прибыль неправильно исчислены ранее начисленные суммы авансовых платежей, в результате чего, произошло занижение суммы налога на прибыль к доплате;

-расходы, относящиеся на остатки незавершенного производства, на остатки нереализованной продукции, учтены в сумме прямых расходов в текущем периоде;

-суммы, относящиеся к прямым расходам, включены в состав косвенных расходов, в результате чего произошло занижение налоговой базы. [7]

 

Рассмотрим некоторые типичные ситуации нарушения налогового законодательства по налогу на прибыль. 

 

Ситуация 1

 

Суть нарушения. 

Совместное  предприятие  применяло  льготу  по налогу  на прибыль от реализации продукции собственного производства начиная  с января  2013  г.,  т.е.  с  момента получения выручки от реализации  продукции и объявления прибыли от реализации. Сертификат продукции   собственного   производства   получен   в  установленном законодательством порядке 1 марта 2013 г.

 

Обоснование нарушения. 

Пунктом 5  Инструкции  об  особенностях исчисления  и  уплаты  налогов  на  прибыль  и  доходы коммерческими организациями     с    иностранными    инвестициями,    утвержденной постановлением  МНС  РБ  от  31.01.2005 № 12 (с изм. и доп.), определено, что отсчет трехлетнего  периода,  в течение которого коммерческая организация с иностранными  инвестициями  вправе  использовать льготу по налогу на прибыль,  производится  с  1-го  месяца  (включительно),  в  котором возникла   облагаемая   налогом   прибыль,   включающая  прибыль  от реализации товаров (работ, услуг).

 Право   на   получение   льготы   может  быть  реализовано  при представлении  в  налоговый орган сертификата продукции собственного производства,  сертификата  работ и услуг собственного производства, выданных  соответствующими органами и в отношении периода, в котором действует такой сертификат, но не более установленного для настоящей льготы  трехлетнего  периода.  Ввиду того, что сертификат продукции собственного  производства  действителен  с  1 марта 2013 г., расчет суммы  льготируемой  прибыли  необходимо  было производить начиная с этой даты.

 

 

Ситуация 2. Каждое юридическое лицо обязано представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль

 
Суть нарушения

Отдел образования райисполкома является юридическим лицом. Централизованная бухгалтерия отдела образования обслуживает 100 школ, детских садов и других учреждений образования, являющихся юридическими лицами. В целях упрощения налогового администрирования отдел образования исчисляет и уплачивает платежи в бюджет, в т.ч. налог на прибыль, в целом за все учреждения образования и представляет одну общую по всем учреждениям образования налоговую декларацию по налогу на прибыль.

 
Действия контролирующих органов

Налоговая инспекция в ходе проверки отдела образования потребовала от централизованной бухгалтерии отдела образования исчислять платежи в бюджет и представлять налоговые декларации отдельно по каждому из 100 учреждений образования.

 
Обоснование нарушения

Обратимся к подп. 1.21 п. 1 ст. 1 Кодекса РБ об образовании: учреждение образования – это юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности.

Учреждением признают организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или частично (п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему (п. 1 ст. 279 ГК).

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Создание, реорганизация и ликвидация учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, осуществляются в соответствии с Положением о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2004 № 913.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин)признают организации, на которых в соответствии с НК, таможенным законодательством Таможенного союза, законами по вопросам таможенного регулирования в Республике Беларусь и (или) актами Президента возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п. 1 ст. 13 НК). Под организациями понимают в т.ч. юридические лица Республики Беларусь.

Юридическим лицом признают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и прошла в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признана таковым законодательным актом (п. 1 ст. 44 ГК).

Информация о работе Контроль налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль