Контроль налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2015 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение контроля налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль.
Основные задачи, решаемые в данной работе:
-рассмотрение основных аспектов налогового контроля за соблюдением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль;
-выявление типичных нарушений налогового законодательства, выявляемых налоговыми органами при проверке налога на прибыль;
-изучение ответственности, предусмотренной за нарушение налогового законодательства;
-определение основных направлений совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимого налоговыми органами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ 4
1.1. Сущность налога на прибыль 4
1.2. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налога на прибыль 8
2. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРОВЕРКЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 15
2.1. Типичные нарушения налогового законодательства, выявляемые налоговыми органами при проверке налога на прибыль 15
2.2. Ответственность за нарушение налогового законодательства 21
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ПРОВОДИМОЕ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ 25
3.1. Новации в налоговом законодательстве в 2014 году 25
3.2. Пути совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимые налоговыми органами 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсовая НК.docx

— 72.24 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра налогов и налогообложения

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине: Налоговый контроль      

 на тему: Контроль налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль

 

 

 

Студент                                                       В.М. Пачук

ФФБД, 4 курс, РФН-2     (подпись)

(дата)

 

Руководитель                                                  Е.С. Филиппович

канд. экон. наук,    (подпись)

доцент     (дата)

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

 

содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налог на прибыль является одним из основных налогов в обложении юридических лиц. Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение по поводу сбалансированности налогообложения и поступления и поступления денежных средств в бюджеты всех уровней. Такая сбалансированность возможна лишь при непосредственном участии в данном контроле государственных органов и органов местного самоуправления, занимающихся непосредственным налоговым контролем и сбором налогов. Контроль за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль возложен на Инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Целью данной работы является изучение контроля налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль. 

Основные задачи, решаемые в данной работе: 

-рассмотрение основных аспектов налогового контроля за соблюдением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль;

-выявление типичных нарушений налогового законодательства, выявляемых налоговыми органами при проверке налога на прибыль;

-изучение ответственности, предусмотренной за нарушение налогового законодательства;

-определение основных направлений совершенствования контроля правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, проводимого налоговыми органами.

Объектом изучения данной курсовой работы является налоговый контроль — контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Предметом изучения курсовой работы выступают теоритические и практические проблемы повышения эффективности налогового контроля в условиях проводимых в Республике Беларусь социально-экономических преобразований.

В ходе работы изучалась учебная литература отечественных авторов, статьи экономических журналов, законы и нормативные акты, регламентирующие налоговый контроль, а также Интернет-публикации. 

При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: метод системного анализа, комплексного исследования.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных источников. Курсовая работа выполнена на 37 страницах компьютерного текста.

  1. Основные аспекты налогового контроля за соблюдением порядка исчисления и уплаты налога на прибыль.

 

    1. Сущность налога на прибыль

Налог на прибыль является одной из основных современных форм налогового изъятия. Он занимает особое место в налоговых системах разных стран, так как напрямую уменьшает прибыль, которая является целью предпринимательской деятельности. Поэтому через этот налог государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики в целом и отдельных субъектов хозяйствования. Особенности его применения обусловлены теми или иными приоритетами конкретного государства или его экономическим положением.

По своей экономической сущности налог на прибыль является формой изъятия части чистого дохода, созданного производительным трудом и поступающего в государственный бюджет.

Налог на прибыль относится к группе прямых и пропорциональных налогов, поскольку его сумма, с одной стороны, зависит от конечных финансовых результатов деятельности организаций, а с другой—непосредственно относится на уменьшение их доходов. В отличие от косвенных налогов, которые не связаны с результатами финансово-хозяйственной деятельности субъекта и при использовании которых фискальный эффект достигается даже в условиях убыточной деятельности, налог на прибыль учитывает уровень платежеспособности налогоплательщика. При этом налоговый метод обложения прибыли обеспечивает правовую защиту имущественных интересов предприятия независимо от формы собственности. Он строится на стабильных и долговременных финансовых отношениях с бюджетом и обеспечивает полную самостоятельность предприятия в распоряжении прибылью после его уплаты.

Являясь частью налоговой системы государства, налог на прибыль учитывает особенности налогообложения различных видов доходов хозяйствующих субъектов, направленные на выполнение основных функций налогов. Функциональная определенность налогообложения предопределяет особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя таким образом налоговую политику государства.

Налогу на прибыль объективно присуща фискальная функция. Наряду с налогом на добавленную стоимость он является важнейшим источником бюджетных поступлений, так как на его долю приходится значительная часть от их общей суммы. [1]

Согласно Закону РБ от 14 июля 2014 года №188-З Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2013 год наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 5246,8 млрд. рублей, или 101,0 процента уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость –– 39 356,3 млрд. рублей, или 100,9 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности –– 23 327,5 млрд. рублей, или 100,6 процента уточненного годового плана. [2]

Кроме того, налог на прибыль широко используется в практике регулирования межбюджетных отношений. Ежегодно с принятием закона о бюджете устанавливаются пропорции его распределения по звеньям бюджетной системы. Так, в Законе РБ «О республиканском бюджете на 2014 год утверждены нормативы отчислений от налога на прибыль, уплачиваемого организациями, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, и организациями, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей) принадлежит Республике Беларусь, а также организациями, являющимися участниками холдингов, в уставных фондах управляющих компаний которых 50 и более процентов акций (долей) находится в республиканской собственности и передано республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в управление, получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, в доход республиканского бюджета — в размере 100 процентов. [3]

Основное функциональное предназначение налога на прибыль—стимулирование инвестиционных процессов в сфере производства продукции (работ, услуг), а также законного наращивания капитала. Вместе с тем из-за жесткой зависимости размера налога и уровня его воздействия на экономику изъятие значительной части прибыли в бюджет подрывает стимулы частнопредпринимательской производственной деятельности. В связи с этим фискальная функция налога на прибыль является вторичной, что предопределяет относительно низкую его долю налоговых поступлений по сравнению с НДС и подоходным налогом почти во всех странах с развитой рыночной экономикой. Таким образом, в современном формировании налога на прибыль регулирующая функция превалирует над фискальной.

Согласно Налоговому кодексу РБ, плательщиками налога на прибыль являются организации РБ, иностранные и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы.

Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы.

Валовой прибылью признается:

-для белорусских организаций – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;

-для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, – сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Не являются объектом налогообложения налогом на прибыль:

-доходы, получаемые эмитентами от размещения акций;

-прибыль от отчуждения находящегося в государственной собственности имущества, при котором полученные денежные средства подлежат распределению в установленном законодательством порядке;

-прибыль от реализации предприятия как имущественного комплекса должника в процедуре конкурсного производства;

-прибыль государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых из бюджета, от реализации изделий, изготовленных в рамках лечебно-трудовой деятельности и на занятиях в кружках по интересам, а также при проведении мероприятий по развитию доступных трудовых навыков инвалидов.

Не являются объектом налогообложения налогом на прибыль дивиденды, начисленные:

-общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих» и «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» унитарными предприятиями, собственниками имущества которых являются эти объединения;

-венчурным организациям, Белорусскому инновационному фонду инновационными организациями.

От налогообложения налогом на прибыль освобождается:

-прибыль организаций от реализации произведенных ими протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации и обслуживания инвалидов;

-валовая прибыль организаций уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

-валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности) организаций, использующих труд инвалидов, если средняя численность инвалидов в них в среднем за период с начала года по отчетный период включительно составляет не менее 50% от средней численности работников в этот же период.

-прибыль организаций, полученная от реализации произведенных ими продуктов детского питания;

-прибыль, полученная страховыми организациями в результате инвестирования средств страховых резервов по договорам добровольного страхования, относящегося к страхованию жизни, направляемая на увеличение накоплений на лицевых счетах застрахованных лиц;

-прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, – в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов и др. в соответствии со ст. 140 НК РБ.

Основная ставка налога на прибыль устанавливается в размере 18%. Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50%, уплачивают налог на прибыль по ставке 10%. По ставке 5% уплачивают налог на прибыль члены научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке. Ставка налога на прибыль по дивидендам, а также по доходам учредителей в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам, устанавливается в размере 12 %. Научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10%. Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров, облагается налогом на прибыль по ставке 10%.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Отчетным периодом налога на прибыль признается календарный квартал. Отчетным периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц. Налоговая декларация (расчет) по налогу на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата налога на прибыль производится в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. [4]

 

 

 

    1. Налоговый контроль за исчислением и уплатой налога на прибыль

 

Налоговый контроль — это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Контроль уплаты налога на прибыль осуществляется в ходе камеральных проверок (на основании поданной декларации, посредством анализа ее данных) и выездных налоговых проверок.

Информация о работе Контроль налоговых органов за полнотой исчисления и своевременностью уплаты налога на прибыль