Экономическая сущность налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:12, лекция

Описание работы

Экономическая сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством части валового общественного продукта для формирования бюджета. В современном обществе налоги выступают основной формой доходов государства и расходуются на реализацию различных гос.функций (экономич, социальной, правоохранительной, оборонной и др)
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

NALOGI.docx

— 139.18 Кб (Скачать файл)

5. Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются  настоящим Кодексом. 

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги  и сборы, не предусмотренные настоящим  Кодексом. 

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. 

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

 

 

 Статья 13. Федеральные налоги и сборы  

К федеральным налогам и сборам относятся:  

1) налог на добавленную стоимость; 

2) акцизы; 

3) налог на доходы физических лиц; 

5) налог на прибыль организаций; 

6) налог на добычу полезных ископаемых;  

8) водный налог; 

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;  

10) государственная пошлина. 

Статья 14. Региональные налоги 

К региональным налогам относятся: 

1) налог на имущество организаций; 

2) налог на игорный бизнес; 

3) транспортный налог. 

Статья 15. Местные налоги 

К местным налогам относятся: 

1) земельный налог; 

2) налог на имущество физических лиц.

 
18.Порядок установления и введения в действие региональных и местных налогов.

Гл.2 ст 12

3. Региональными налогами признаются  налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и законами субъектов  Российской Федерации о налогах  и обязательны к уплате на  территориях соответствующих субъектов  Российской Федерации, если иное  не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. 

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах. 

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. 

4. Местными налогами признаются  налоги, которые установлены настоящим  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов  муниципальных образований о  налогах и обязательны к уплате  на территориях соответствующих  муниципальных образований, если  иное не предусмотрено настоящим  пунктом и пунктом 7 настоящей статьи. 

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. 

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.  

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации. 

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом. 

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

 

19.Налоговое законодательство  РФ и предмет его регулирования.

Гл.1 ст1-ст3

 
 Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах 

1. Законодательство Российской  Федерации о налогах и сборах  состоит из настоящего Кодекса  и принятых в соответствии  с ним федеральных законов  о налогах и сборах. 

2. Настоящий Кодекс устанавливает  систему налогов и сборов, а  также общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации, в том числе: 

1) виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации; 

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов; 

3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов субъектов  Российской Федерации и местных  налогов; 

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах; 

5) формы и методы налогового  контроля; 

6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений; 

7) порядок обжалования актов  налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

 

 

 3. Действие настоящего Кодекса  распространяется на отношения  по установлению, введению и взиманию  сборов в тех случаях, когда  это прямо предусмотрено настоящим  Кодексом. 

4. Законодательство субъектов Российской  Федерации о налогах и сборах  состоит из законов субъектов  Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с  настоящим Кодексом. 

5. Нормативные правовые акты  муниципальных образований о  местных налогах и сборах принимаются  представительными органами муниципальных  образований в соответствии с  настоящим Кодексом. 

6. Указанные в настоящей статье  законы и другие нормативные  правовые акты именуются в  тексте настоящего Кодекса "законодательство  о налогах и сборах". 

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. 

Статья 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах 

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.  

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

Статья 3. Основные начала законодательства о налогах и сборах 

1. Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога. 

2. Налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться исходя  из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных  критериев. 

3. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными. Недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав. 

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.  

5. Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ.  

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.  

6. При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить. 

7. Все неустранимые  сомнения, противоречия и неясности  актов законодательства о налогах  и сборах толкуются в пользу  налогоплательщика (плательщика сборов).

20.Налоговые отношения  и их участники.

Гл.1 ст 9

Налоговые отношения согласно НК РФ-это отношения власти и подчинения.

Общие принципы налогооблажения:

-основные виды налогов,сборов,взимаемых в РФ

-основания возникновения (изменения,прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

-права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых органов ,других участников налоговых отношений

-ответственность за совершение  налоговых правонарушений

-порядок обжалования  действий налоговых органов и  их должностных лиц

НК определяет участников отношений,регулируемых законодательсвом о налогах и сборах:

1.Налогоплательщики и  плательщики сборов

2.государство в  лице  представляющих его интересы  налоговых органов

3.налоговые агенты и  сборщики налогов и сборов, которые  выступают в отношения с налогоплательщиками  в качестве фискальных агентов  государства.

Обязанность платить налоги закреплена в ст 57 Конституции РФ и распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью  своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну.

21.Налоговый Кодекс  РФ: состав и предмет регулирования.

Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий системуналогов и сборов в Российской Федерации.

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).

Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Информация о работе Экономическая сущность налогообложения