Экономическая сущность налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:12, лекция

Описание работы

Экономическая сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством части валового общественного продукта для формирования бюджета. В современном обществе налоги выступают основной формой доходов государства и расходуются на реализацию различных гос.функций (экономич, социальной, правоохранительной, оборонной и др)
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

NALOGI.docx

— 139.18 Кб (Скачать файл)
  1. Экономическая сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством части валового общественного продукта для формирования бюджета. В современном обществе налоги выступают основной формой доходов государства и расходуются на реализацию различных гос.функций (экономич, социальной, правоохранительной, оборонной и др)

 

(из инета) Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков (с ЮЛ и ФЛ) по ставке установленной законодательством.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру.Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть национального дохода, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

  1. Понятие налога и сбора, сходства и различия.(ст.8 НК) 

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Отличие налога от сбора: Налог –индивидуально безвозмездно

Сбор – в интересах плательщика, напр.пошлина на паспорт.

3) Юридические признаки налога:

1. Законность установления

2. Обязательность уплаты

3. Индивидуальная безвозмездность (нет благодарности)

4. Процедурный хар-р взимания, расчета базы, ставки и т.д

5. Принудительность 

4) Классические принципы организации налогов:

- нал.сис-ма базируется на правовой основе;

-основывается на единых  принципах;

-осуществляется единый  контроль со стороны налоговых  органов;

-оплата налогов происходит  в сроки по налоговому календарю;

-налогоплательщикам создают  равные налоговые «стартовые»  условия для открытия и расширения  бизнеса;

- в обществе обеспечивается  справедливое распределение налогового  бремени

 

 

5) Современные принципы налогообложения.(ч1,гл1,ст.3) (не сходится инф-ия в НК, книге и в лекциях между собой)

1) стабильность – система  должна действовать в течение  ряда лет до очередной налоговой  реформы;

2) единство – по Конституции  РФ не допускается установление  налогов, ограничивающих свободное  перемещение товаров и финансовых  средств внутри страны, а также  введение оегиональных налогов, позволяющих пополнять бюджеты одних территорий за счет других;

3) множественность – налоговая  система должна быть основана  на совокупности дифференцированных  налогов в целях проведения  более целесообразной государственной  политики в сфере налогообложения;

4)эластичность (быстрое изменение  в сторону уменьшения или увеличения  налогового бремени);

5)Ограничение введения  дополнительных налогов территориальными  образованиями РФ, а также увеличения  ставок налоговых платежей.

6) Виды налогов и сборов. (ч.1, гл.2, ст.12)

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы установлены НК и обязательны к оплате на всей территории РФ Все элементы налогообложения по данному виду налогов определены НК РФ и одинаковы на всей территории РФ.

Региональные налоги, устанавливаемые в соответствии с НК и вводимые в действие законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога представительные органы власти субъектов РФ определяют: 1)налоговые льготы,2)нал.ставку в пределах устанавливаемых НК,3)порядок и сроки уплаты налога,4) форму отчетности по данному налогу.

Местные налоги, устанавливаемые и вводимые в действие в соотв.с НК РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

 

7) Классификация  налогов по способу установления  и изменения.(общая инф-я ст.17)

В зависимости от органа устанавляющего налоги (изменяющего):

- Федеральные налоги (13ст.НК РФ) По способу установления, установлены НК РФ. Не обязательно явл-ся по способу начисления в бюджет федеральный, поступать может и в фед.бюджет и в региональный. Распределение по бюджетам регулируется бюджетным кодексом.

- Региональные налоги. Также описаны в НК (ст.14 НК) – налог на им-во организации (гл.30 НК), налог на игорный бизнес (гл.29 НК), транспортный налог (28 гл НК). Для того, чтобы действовать в регионах, должен быть региональных закон о том, что данный налог взимается на данной территории. Штрафы на сбор налога не должны превышать сами сборы.(?)

По транспортному налогу регионы имеют право повышать\понижать до 10 раз ставку по налогу.

С 1.01.2014 по трансп.налогу введены повышающие коэффициенты для автомобилей стоимостью выше 3 млн.рублей. Регионы могут давать доп.льготы; порядок уплаты.

Налог на им-во орг-ий должен быть регионально законен. Максимум 2,2% от средней стоимости налогооблогаемого им-ва. Регион имеет право понизить ставку, установить льготы и порядок уплаты.

-Местные налоги (15ст.НК РФ). Земельный налог (31гл) налог на им-во физ-лиц. Земельный входит в НК; налог на им-во физ лиц регулируется ФЗ и не входит в НК РФ. Регион закона не нужна местная управа принимает акт.

Тонкость, касаемо МСК и СПБ – у местных органов власти нет законодат.актов по налогам. Здесь местные налоги = региональные налоги.Если местные органы власти не выпустили акт, региональные органы имеют право выпустить свой акт

В России есть специальные налоговые режимы, в основном касающиеся субъектов малого предпринимательства. Эти режимы имеют признаки и фед-х, и регион-х, и мест-х налогов

 

(из  инета) В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, подразделяют: 
 
1. Это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (к числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины).  
2. Региональные налоги. Устанавливаются законодательными органами субъектов РФ, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания (среди региональных можно выделить налог на недвижимость, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и др.).  
3. Местные налоги. То есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты, в отличие от федеральных и региональных налогов (среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу). 

 

8) Обязательные  элементы налога.

1. Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое  законом возложено платить налог.

2. Объект налогообложения (факты, события, состояния) – напр. Получение прибыли, реализация

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

3. Налоговая база –  количественное выражение объекта  н\обл. Основа для исчисления. Может  выражаться в натуральных и  денежных единицах.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются настоящим Кодексом

9. Виды налоговых баз

 

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате водного налога – обьем воды, площадь предоставляемого водного пространства, при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

 

10. Обязательные элементы  налога: налоговый период, ставка, порядок  исчисления и уплаты.

Налоговый период – период времени, за который формируется налоговая база. За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

Налоговая ставка – это размер налога на единицу налоговой базы. Ставки могут быть твердыми(в ден.единицах), процентные, смешанные(напр.по акцизам на сигареты)

 

11. Виды налоговых ставок.

Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

Различают процентные и твердые налоговые ставки.

Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

Ровные(плоские) – не изменяются

Прогрессивными – чем выше НБ, тем выше ставка

Регрессивными  - чем выше НБ, тем выше ставка(например взносы в фонды – при накоплении суммы 628 тыс.руб на человека, ставка уменьшается. Взносы – это не налог, но по сути - налог)

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

12. Способы уплаты налогов.

Существует несколько способов уплаты налогов.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

Информация о работе Экономическая сущность налогообложения