Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;

Содержание работы

Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом - налог.контроль.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

 

Исследование проблем  формирования механизма налогового контроля и методов его реализации в региональной системе налогового администрирования позволило сделать следующие выводы:

1. Дифференцированный  подход к трактовке понятия  "контроль" и его содержанию  обуславливает классификацию его видов. Критериями классификации являются: 1 — объем обследуемой деятельности, 2 — время проведения, 3 — субъекты, осуществляющие контроль и характер их полномочий.

Институциональная природа  категорий: государственный контроль, финансовый контроль, вид контроля и др. позволяет идентифицировать государственное управление во всех сферах его экономического развития, в том числе и в сфере налогообложения. Известно, что институциональные теории призваны рассматривать взаимосвязь различных институтов и их элементов.

Институт контроля включает: экономический, хозяйственный, административный, технический и финансовый контроль, в котором особое место занимает государственный финансовый контроль. Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации. Тесная связь финансового контроля с контролем за исполнением бюджета позволила рассмотреть возможность обоснования финансового контроля в качестве основной предпосылки становления и развития налогового контроля.

Принципы государственного финансового контроля включают две  группы: 1 - принципы организации государственного финансового контроля; 2 - принципы осуществления государственного финансового контроля:

    1. Реализация форм и методов контроля обеспечивается органами государственного финансового контроля, исполняющими президентский, парламентский, административный и независимый контроль. В этой системе органов особое место занимают налоговые органы, призванные обеспечивать реализацию налогового контроля.

Задачи налогового контроля должны быть соотнесены с основными  направлениями совершенствования отечественной налоговой системы.

Реализовать задачи налогового контроля без определения основополагающих принципов невозможно. Анализ современной налоговой литературы позволяет систематизировать эти принципы, выделив среди них семь (массовость, регулярность, всеобъемлемость, превентивность, действенность и реальность, прозрачность, независимость) и дополнить их восьмым - принципом делегирования ответственности, осуществляемым на практике при взаимодействии разных уровней управления налоговых органов.

3. Контроль, реализуемый в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, осуществляется посредством функционирования налоговых органах в специфическом правовом поле в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля при соблюдении установленных законодательством условий и ограничений для выполнения контрольных процедур.

Налоговый контроль представляет собой деятельность обладающих соответствующей  компетенцией налоговых и иных органов с использованием специальных форм и методов, ориентированную на создание совершенной системы налогообложения, достижение такого уровня налоговой дисциплины, при которой исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства, снижаются налоговые риски. Определение главной цели налогового контроля в широком его понимании диктуется налоговой политикой. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно- распорядительных отношений.

В экономической литературе налоговая политика определяется как  система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов. Содержание и цели налоговой политики обусловлены следующими факторами: социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов. В процессе разработки налоговой политики:

  • прогнозируются основные тенденции развития налогов;
  • формируются концепции их использования;
  • намечаются принципы организации налоговых отношений;
  • составляются целевые программы в целях концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях социально-экономического развития.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых налоговой политикой задач выделяют налоговую стратегию и налоговую тактику, которые в свою очередь являются определяющими при формировании приоритетных и текущих задач налогового контроля. Реализацию налоговой политики часто рассматривают через налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм, методов и инструментов управления налогообложением. В этой связи автор делает предположение, что налоговый контроль может быть представлен структурным элементом налогового механизма, и его содержание будет включать: наблюдение за функционированием подконтрольных объектов; анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов; принятие мер по предотвращению нарушений законодательства; учет конкретных нарушений, выявление их причин и условий; пресечение противоправной деятельности; выявление виновных и привлечение их к ответственности.

4. Условия, в которых осуществляется налоговый контроль, во многом обуславливают его политическую, экономическую и социальную среду. Каждый регион в России имеет свои отличительные особенности и, поэтому налоговое администрирование, осуществляемое в регионе, формирует свои, отчасти специфические, задачи налогового контроля.

Характеристика региональной системы налогового администрирования Ставропольского края выполнена на основе анализа следующих тенденций:

  • количество выездных налоговых проверок организаций увеличивается (в 2011 году по сравнению с 2010 годом - на 1%), а количество выездных налоговых проверок физических лиц снижается (в 2011 году по сравнению с 2010 годом - на 40%);
  • эффективность проведения выездных налоговых проверок физических лиц растет: доначисления по проверкам в 2011 году увеличились по сравнению с 2010 годом более чем в 4,5 раза. В целом по результатам выездных налоговых проверок доначисления в 2011 году превысили в 1,8 раза уровень 2010 года;
  • количество проведенных камеральных налоговых проверок за 2011 год уменьшается (за 2011 год по сравнению с 2010 годом - на 4%), а эффективность проведенных камеральных проверок растет - доначисленные платежи за этот же период выросли в 1,4 раза;
  • повышается уровень работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров, что приводит к уменьшению платежей по решениям вышестоящего налогового органа и по решениям судебных органов, что удовлетворяет заявления налогоплательщиков;
  • повышается эффективность контроля за соблюдением действующего законодательства по применению контрольно-кассовой техники (ККТ): за 2011 год взыскано около 1,5 млн. рублей штрафных санкций, предъявленных налогоплательщикам за нарушение законодательства о ККТ.

Региональная среда  и региональная система налогового администрирования характеризуются не только перечисленными тенденциями, но и конкретными показателями контрольной работы.

Основные проблемы, связанные  с развитием налогового администрирования и совершенствованием налогового контроля, включают: 1 — совершенствование регистрации и учета налогоплательщиков; 2 - совершенствование регламента работы налоговых органов с налогоплательщиками; 3 - эффективная организация деятельности налоговых органов на местах; приведены мероприятия, обеспечивающие решение указанных проблем.

  1. Многообразие подходов к характеристике методов налогового контроля обуславливает содержание его активных и пассивных форм. К активной форме налогового контроля относятся камеральная и выездная налоговые проверки.

Анализ содержания активных и пассивных форм налогового контроля позволяет выделить различные методы налогового контроля (расчетно- аналитические, информативные, методы документального и фактического контроля), а также различные процедуры выемки документов, осмотра помещений, инвентаризации имущества и других. Совокупность всех процедур объединена в систему "инструментарий налогового контроля".

  1. Регулирование механизма налогового контроля осуществляется в системе налогового администрирования через установленные правовые и законодательные нормы на каждом из выделенных уровней управления налоговыми органами, которых насчитывается четыре: 1 - ФНС России; 2 - Межрегиональные инспекции по Федеральным округам и Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам; 3 - Региональные управления ФНС России; 4 - Инспекции ФНС России по городам и районам, районам в городах и межрайонные инспекции). Третий и четвертый уровни относятся к регионам.

Для достижения целей  механизм налогового контроля должен иметь нормативно-правовую основу, определяющую: содержание налоговых правоотношений, субъекты и объекты налоговых правоотношений; принципы организации деятельности налоговых органов.

  1. Налоговый потенциал или потенциальная способность регионов генерировать доходы бюджета за счет налоговых поступлений формируется с помощью совокупности методов, применение которых позволяет измерить фискальный, стратегический и функциональный (тактический) налоговые потенциалы. Выделение разновидностей в оценке налогового потенциала, позволяет сделать вывод о том, что фискальный потенциал характеризуется величиной поступивших налогов и сборов вследствие осуществления контрольных мероприятий.
  2. Важнейшим критерием эффективности налогового контроля является оценка качества работы налоговых органов. Для оценки работы налоговых органов применяются различные показатели, источниками информации для получения и расчета которых является внутренняя отчетность налоговых органов. Эффективность проведения налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок можно определить на основе анализа следующих показателей контрольной работы: эффективности контрольной работы налоговых органов; показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок; показателей организации и проведения выездных налоговых проверок.

В свою очередь, эффективность  контрольной работы налогового органа в целом может быть проанализирована динамикой и сравнительным анализом следующих показателей:

- удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в общей сумме платежей, поступивших в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

- сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в расчете на одного сотрудника налогового органа (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) за отчетный период.

Основными источниками  информации для получения и расчета  вышеуказанных показателей являются следующие внутренние отчеты налоговых органов: форма № 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов" и форма № 2-НМ "Отчет о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами самостоятельно и с участием органов внутренних дел".

9. Контрольная работа отдельно взятого налогового органа может быть оценена системой предлагаемых показателей:

- выполнение установленных заданий по мобилизации средств в бюджетную систему Российской Федерации;

- темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года;

- соотношение суммы платежей, дополнительно начисленной в ходе контрольной работы и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;

- соотношение суммы платежей, фактически поступившей в бюджет в результате контрольной работы и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует реальную эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;

- процент взыскания дополнительно начисленных сумм. Рассчитывается как отношение суммы, поступившей в бюджет в результате контрольной работы налоговой инспекции, к дополнительно начисленной в ходе этой работы сумме. Характеризует реальную эффективность контрольной работы налоговых инспекций;

- количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции. Характеризует интенсивность работы инспекции на важнейшем направлении налогового контроля;

- удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Показывает эффективность выбора объектов для проверки и качество их проведения;

- сумма доначислений, приходящаяся на одну налоговую проверку. Позволяет анализировать эффективность контрольной работы в динамике и в сопоставлении с другими налоговыми инспекциями.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования