Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;

Содержание работы

Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом - налог.контроль.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшим критерием  эффективности налогового контроля является оценка качества работы налоговых органов. Для оценки работы,налоговых органов применяются различные показатели, источниками информации для получения и расчета которых является внутренняя отчетность налоговых органов.

В системе учета налоговых органов формируется информация, которая отражается в многочисленных формах статистической отчетности налоговых органов. В настоящее время налоговые органы составляют более 30-ти таких форм отчетности. Ф.Ф.Ханафеев отмечает также, что информация сводных отчетов, формируемых территориальными налоговыми органами, отправляется в адрес таких органов, как Управления Федерального казначейства, Министерства финансов, Пенсионного фонда, органам статистики и др.

Налоговый паспорт субъекта Российской Федерации (далее — Паспорт) - это документ, в котором приводится комплексная характеристика налогового потенциала и налоговой нагрузки региона. Он позволяет оценивать существующую налоговую базу региона, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов в динамике, разрабатывать прогноз поступления налогов и сборов на перспективу, как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.

Налоговый паспорт, составленный по отдельному региону, содержит более 500 показателей. Наиболее простая мера оценка относительного налогового потенциала территории - среднедушевые доходы населения. Он отражает реальную зависимость бюджетов органов власти территории от уровня доходов проживающего там населения.

Когда требуется более  полный учет налогооблагаемых ресурсов территории, используют такие показатели, как произведенный или полученный (располагаемый) доход либо совокупные налоговые ресурсы.

Поскольку Налоговый  паспорт региона объединяет систему показателей, характеризующих тенденции социально-экономического развития региона, его составление невозможно без участия статистических и экономических органов, а также без привлечения внутренней информации, формируемой в рамках и методами налогового учета и налогового контроля.

Структура Паспорта включает несколько разделов, отражающих полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налоговой базы.

Система показателей, используемых в каждом из разделов Паспорта, по возможности  построена с учетом их динамики, что позволяет определить тенденцию  и значимость воздействия отдельных  факторов на налоговые характеристики субъекта Российской Федерации. Приводится также источник или способ определения каждого показателя (данные статистической и (или) налоговой отчетности, расчеты и др.). Целесообразность использования большинства показателей, включенных в разделы Паспорта, в достаточной мере апробирована.

Несмотря на многообразие показателей, Налоговый паспорт  региона не позволяет создать  целостной картины эффективности  налогового контроля по следующим причинам:

  • во-первых, основные показатели контрольной работы налоговых органов, показанные в Налоговом паспорте, должны отражать эффективность налогового контроля;
  • во-вторых, Налоговый паспорт должен отражать эффективность всех форм налогового контроля, а не только эффективность выездных налоговых проверок;
  • в-третьих, Налоговый паспорт должен позволять оценить не просто в целом эффективность налогового контроля, но и в частности его экономичность, результативность и действенность.

В таблице 2 представлена система показателей, отражающих эффективность налогового контроля.

 

Таблица 2 –  Система показателей эффективности  налогового контроля

1

Показатели  экономичности

1.1

Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах (ед.)

 

из них: из них: организаций (ед.)

             физических лиц (ед.)

1.2

Количество сотрудников налоговых органов, занятых при проведении налоговых проверок (ед.)

 

из них: при проведении камеральных проверок (ед.)

             при проведении выездных проверок (ед.)

1.3

Расходы на содержание налоговых органов (млн.руб.)

 

из них: на одного сотрудника (млн.руб.)

1.4

Издержки, связанные с проведением налоговых проверок (млн.руб.)

1.5

Удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок в общей сумме расходов на содержание налоговых органов и издержек, связанных с проведением налоговых проверок (%)

1.6

Дополнительно начислено платежей по результатам налоговых проверок на одного сотрудника налогового органа, занятого при проведении налоговых проверок (млн.руб.)

 

из них: по камеральным налоговым проверкам (млн.руб.)

             по выездным налоговым проверкам (млн.руб.)

2.

Показатели  результативности

2.1

Количество проведенных камеральных налоговых проверок организаций (ед.)

2.2

Количество проведенных камеральных налоговых проверок физических лиц (ед.)

2.4

Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных проверок организаций (млн.руб.)

2.5

Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных проверок физических лиц (млн.руб.)

2.6

Количество проведенных выездных налоговых проверок организаций (ед.)

2.7

Количество проведенных выездных налоговых проверок физических лиц (ед.)

2.8

Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок организаций (млн.руб.)

2.9

Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок физических лиц (млн.руб.)

 

из них: по камеральным проверкам (млн. руб.)

            по выездным проверкам (млн.руб.)

2.10

Дополнительно начислено платежей на одну налоговую проверку по результатам налоговых проверок (млн.руб.)

 

из них: по камеральным проверкам (млн. руб.)

           по выездным проверкам (млн.руб.)

2.11

Удельный вес результативных камеральных налоговых проверок (%)

2.12

Удельный вес результативных выездных налоговых проверок (%)

2.13

Удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок в общей сумме поступлений администрируемых доходов в бюджетную систему РФ (%)

3.

Показатели  действенности

3.1

Количество камеральных налоговых проверок физических лиц, выявивших нарушения (ед.)

3.2

Количество камеральных налоговых проверок организаций, выявивших нарушения (ед.)

3.3

Количество выездных налоговых проверок физических лиц, выявивших нарушения (ед.)

3.4

Количество выездных налоговых проверок организаций, выявивших нарушения (ед.)

3.5

Количество жалоб, поданных налогоплательщиками на действия (бездействие) налоговых органов и их ненормативные акты

 

из них: в судебные органы


 

Эффективность контрольной  работы налогового органа в целом  может быть проанализирована по следующим показателям:

  • удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в общей сумме платежей, поступивших в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  • сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в расчете на одного сотрудника налогового органа (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий) за отчетный период.

Среди показателей организации  и проведения камеральных налоговых проверок можно выделить следующие:

  • удельный вес дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам от общей суммы дополнительно начисленных платежей по камеральным и выездным проверкам за отчетный период;
  • сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных налоговых проверок в расчете на одну проверку за отчетный период;
  • удельный вес результативных камеральных налоговых проверок в общем количестве проведенных камеральных налоговых проверок за отчетный период.

Среди показателей организации  и проведения выездных налоговых проверок можно выделить следующие:

  • удельный вес дополнительно начисленных платежей по выездным налоговым проверкам от общей суммы дополнительно начисленных платежей по камеральным и выездным проверкам за отчетный период;
  • удельный вес результативных выездных налоговых проверок в общем количестве проведенных выездных налоговых проверок за отчетный период;
  • удельный вес результативных выездных налоговых проверок юридических лиц в общем количестве проведенных выездных налоговых проверок юридических лиц за отчетный период;
  • удельный вес результативных выездных налоговых проверок физических лиц в общем количестве проведенных выездных налоговых проверок физических лиц за отчетный период;
  • сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок в расчете на одну проверку за отчетный период;
  • сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок юридических лиц в расчете на одну проверку за отчетный период;
  • сумма дополнительно начисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок физических лиц в расчете на одну проверку за отчетный период;
  • уровень охвата выездными налоговыми проверками организаций, подлежащих ликвидации и реорганизации;
  • уровень охвата выездными налоговыми проверками состоящих на учете крупнейших и основных налогоплательщиков;
  • процентное соотношение количества выездных налоговых проверок обособленных подразделений организаций, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации, к общему количеству выездных проверок организаций за отчетный период;
  • процентное соотношение количества встречных проверок, проведенных по запросам управлений ФНС России других субъектов, к общему количеству выездных проверок организаций за отчетный период.

Основными источниками  информации для получения и расчета вышеуказанных показателей являются следующие внутренние отчеты налоговых органов:

  • форма № 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов";
  • форма № 2-НМ "Отчет о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами самостоятельно и с участием органов внутренних дел".

Форма № 2-НК "Отчет  о результатах контрольной работы налоговых органов" является одним  из важнейших отчетов налоговой  инспекции.

Данная форма является квартальной и представляется 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (по состоянию на 1 января представляется на 5 дней позднее).

Вместе с отчетом  по форме № 2-НК наиболее объемным и  подробным документом, характеризующим  контрольную работу налоговых органов, является Аналитическая записка о результатах контрольной работы. Данная записка представляется один раз в полугодие, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В ней приводятся основные способы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, подробно анализируются ход и результаты контрольной работы по основным налогам, а также отражаются типичные нарушения налогового законодательства и способы их выявления.

Форма № 2-НМ "Отчет  о результатах проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах, проведенных налоговыми органами самостоятельно и с участием органов внутренних дел" является месячной и представляется 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом (по состоянию на 1 января представляется на 2 дня позднее).

В отчетности основные количественные показатели, приводятся в абсолютном выражении. Наибольший интерес для управления контрольной работы налоговых органов представляют следующие показатели:

- сумма, дополнительно начисленная инспекцией в ходе контрольной работы - в целом и в разрезе бюджетов, государственных внебюджетных фондов, категорий налогоплательщиков (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица), видов проверок (выездные и камеральные), характера платежей (налоги, пени, санкции);

- сумма, взысканная в бюджет по результатам контрольной работы (всего и в тех же разрезах);

- сумма недоимки и задолженности по налогам, пени и штрафам - всего и в разрезе бюджетов;

- количество налогоплательщиков, состоящих на учете — всего и по отдельным категориям.

Для того, чтобы оценить  контрольную работу отдельно взятой налоговой инспекции, необходимо воспользоваться внутренней отчетностью на основе которой рассчитать:

- выполнение установленных заданий по мобилизации средств в бюджетную систему Российской Федерации;

- темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года;

- соотношение суммы платежей, дополнительно начисленной в ходе контрольной работы и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;

- соотношение суммы платежей, фактически поступившей в бюджет в результате контрольной работы и суммы поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует реальную эффективность контрольной работы инспекции с учетом реальной налоговой базы;

- процент взыскания дополнительно начисленных сумм. Рассчитывается как отношение суммы, поступившей в бюджет в результате контрольной работы налоговой инспекции, к дополнительно начисленной в ходе этой работы сумме. Характеризует реальную эффективность контрольной работы налоговых инспекций;

- количество выездных налоговых проверок за отчетный период на одного сотрудника налоговой инспекции. Характеризует интенсивность работы инспекции на важнейшем направлении налогового контроля;

- удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Показывает эффективность выбора объектов для проверки и качество их проведения;

- сумма доначислений, приходящаяся на одну налоговую проверку. Позволяет анализировать эффективность контрольной работы в динамике и в сопоставлении с другими налоговыми инспекциями.

Опираясь на приведенную  систему показателей можно оценивать эффективность деятельности налоговой инспекции в сравнении с предыдущим отчетным периодом и с соответствующими периодами прошлых лет, то есть в динамике.

При анализе работы инспекции  в течение нескольких отчетных периодов целесообразно корректировать количественные показатели на индекс инфляции. Кроме того, необходимо учитывать изменения в налоговом законодательстве, составе контролируемых налогоплательщиков и штатной численности инспекции.

Количественные показатели работы налоговой инспекции определяются составом контролируемых ею налогоплательщиков, в частности, наличием крупных налогоплательщиков, их отраслевой принадлежностью. Качественные показатели инспекции в меньшей степени зависят от этого фактора, однако, на них сильное влияние может оказывать разница в нагрузке на одного налогового инспектора и в структуре плательщиков (прежде всего — в соотношении организаций и физических лиц, состоящих па учете).

Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования