Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;
Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы
Специалисты по теории управления трактуют контроль как особую стадию управленческого цикла. С.О.Шохин считает, что подобный подход отражает только одну грань рассматриваемого явления и поэтому не может претендовать на научную полноту [39]. Более обоснованно рассматривать контроль в качестве неотъемлемой составляющей процесса принятия и реализации управленческих решений на всем его протяжении.
Некоторые ученые характеризуют контроль как самостоятельный процесс. Так, Н.П.Ефимова считает, что в широком смысле контроль - это процесс, обеспечивающий функционирование объекта в соответствии с принятыми управленческими решениями, направленными на успешное достижение поставленных целей [12]. Н.Д.Погосян определяет контроль как совокупность регулярных и непрерывных процессов, посредством которых их участники в легитимной форме обеспечивают эффективное функционирование государственного сектора, а также деятельность иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности [12].
Оба определения содержат указание на цель контроля, но не отражают ни содержания, ни способов осуществления контроля. Вообще процесс - это деятельность, направленная на достижение поставленных целей путем решения определенных задач и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники. Такой подход к сущности контроля чрезмерно широк, поскольку не дает возможности получить представление об основных его характеристиках. Не принимается во внимание тот факт, что контроль является и способом получения информации о состоянии объекта, позволяющей оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений.
Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления, то есть особого вида деятельности субъекта, имеющего целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления. Например, В.Г.Афанасьев считает, что "контроль — это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям - законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д., выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники органов контроля определяют пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы" [39].
Аналогичного мнения придерживаются Шохин С.О. и Воронина Л.И. [39]. Они полагают, что контроль может быть охарактеризован как одна из функций управления, представляющая собой систему наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры к улучшению положения дел. Сущность и назначение контроля состоят:
Сущность контроля и его содержание во многом раскрываются при помощи классификации его видов, которая представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Классификация видов контроля
Каждый из видов контроля характеризуется десятью элементами: 1 - цель контроля; 2 - задачи контроля; 3 - субъект контроля; 4 - субъект, принимающий решение по результатам контроля (это может быть субъект контроля или субъект, в интересах которого контроль осуществляется); 5 - объект контроля; 6 - предмет контроля; 7 - принципы контроля; 8 - методы контроля; 9 - техника и технология контроля; 10 - процесс контроля.
Институциональная природа категорий: государственный контроль, финансовый контроль, вид контроля и др. позволяет идентифицировать государственное управление во всех сферах экономического его развития, в том числе и в сфере налогообложения. Известно, что институциональные теории призваны рассматривать взаимосвязь различных институтов и их элементов.
Институт контроля включает экономический, хозяйственный, административный, технический и финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль занимает особое место в системе государственного контроля и распространяется в основном на формирование доходной и расходной частей федерального бюджета. По нашему мнению, финансовый контроль является основной предпосылкой возникновения налогового контроля, поэтому принципы и сущность финансового контроля являются значимым объектом исследования. Рассмотрим основные его характеристики.
Основным функциональным назначением финансового контроля, осуществляемого в интересах общества, является контроль за исполнением бюджета, поскольку последний представляет собой форму образования и расходования общественных средств для обеспечения деятельности органов власти по проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации.
Согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля (1977 год) [11], организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
В широком смысле под государственным финансовым контролем понимается совокупность мероприятий, обеспечивающих проверку соблюдения норм правового регулирования. К таким мероприятиям можно отнести, в частности, наблюдение, определение или выявление фактически полученных финансовых показателей деятельности. Финансовый контроль имеет ту особенность, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией или расходованием денежных средств, то есть с использованием финансовых ресурсов.
Многие современные исследователи государственного финансового контроля рассматривают его как способ обеспечения законности в финансовой сфере н достоверности данных, представленных в бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов, что близко к определению финансового контроля как формы регулирования определенных финансово- производственных отношений. Контроль является и способом организации обратных связей, благодаря которым орган управления получает информацию о результатах оказанного им на объект воздействия.
В отечественной экономической теории термин "финансовый контроль" употребляется обычно в более специфическом значении: государственный финансовый контроль - это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.
Понятие "государственный финансовый контроль" можно определить:
Каждая система может
быть охарактеризована с точки зрения
целого комплекса признаков, основными
из которых можно назвать
Система государственного финансового контроля обладает целостной структурой, получившей закрепление в системе нормативно-правовых актов. Все элементы этой системы взаимосвязаны друг с другом: с одной стороны, они изменяются под воздействием друг друга и системы в целом, а с другой, обладают способностью воздействовать на саму систему и изменять ее (рисунок 3).
Определение целей и задач государственного управления
Рисунок 3 - Структура системы государственного финансового контроля
Правовые основы государственного финансового контроля закрепляют Конституция России, Бюджетный кодекс России, Налоговый кодекс России, иные федеральные законы, указы Президента России, постановления Правительства России и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Выделяют две группы принципов государственного финансового контроля, наиболее полно отраженных в российском законодательстве, на которых строятся организация и деятельность осуществляющих его государственных органов:
1 группа – это принципы организации государственного финансового контроля:
2 группа — это принципы осуществления государственного финансового контроля:
Формы государственного финансового контроля законодательно закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Для конкретной реализации контрольных мероприятий органы государственного финансового контроля в соответствии с их компетенцией используют определенные методы государственного финансового контроля (рисунок 4).
Рисунок 4 - Формы и методы государственного финансового контроля
Органы государственного финансового контроля представлены в приложении 4.
Таким образом, государственный финансовый контроль представляет собой проверку соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль, выполняя превентивную функцию, способствует не только принятию оптимальных решений в сфере управления финансами, но и является одним из условий своевременной корректировки тактики и стратегии финансовой деятельности государственных органов, поскольку представляет собой основную форму обратной связи в экономике.
В рамках государственного финансового контроля специфические задачи по обеспечению пополнения доходной части бюджетов, своевременности и правильности расчетов юридических и физических лиц с государством решают налоговые органы.
Задачи налогового контроля, решаемые налоговыми органами, должны решаться в рамках реализации права государства защищать его финансовые интересы в части формирования доходов государственного бюджета и финансовые интересы хозяйствующих субъектов. Последнее реализуется в рамках налогового регулирования "через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер" [10].
Реализовать задачи налогового контроля невозможно без определения основополагающих принципов. Анализ современной налоговой литературы позволил нам систематизировать эти принципы (таблица 1).
Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования