Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;

Содержание работы

Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом - налог.контроль.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 8 - Основные этапы камеральной налоговой проверки



 

 

Современная камеральная  налоговая проверка не ограничивается рамками предварительной проверки налоговой и бухгалтерской отчетности. В системе налогового администрирования она выполняет две самостоятельные задачи налогового контроля.

Во-первых, камеральная налоговая проверка является формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом не просто осуществляется контроль за правильностью арифметических подсчетов, а именно оценивается достоверность показателей налоговой отчетности на основе всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике, плательщике сбора и налоговом агенте, в том числе полученной из внешних источников.

Во-вторых, камеральная  налоговая проверка выступает как основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, с учетом того, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоемкой формой налогового контроля. Министерство финансов России нацеливает налоговые органы на назначение выездных налоговых проверок в случаях, когда возможности камеральных налоговых проверок исчерпаны и для проведения контрольных мероприятий требуется присутствие должностного лица налогового органа непосредственно на проверяемом объекте.

Особой формой текущего налогового контроля можно назвать проверку за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники.

Указанная форма налогового контроля не определена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Контроль за применением  контрольно-кассовой техники можно отнести к активной форме налогового контроля.

Последующий налоговый контроль реализуется в форме проведения выездной налоговой проверки.

В Налоговом кодексе  Российской Федерации отсутствует определение понятия "выездная налоговая проверка".

Выездную налоговую  проверку можно отнести к активной форме налогового контроля.

Целью выездной налоговой  проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, а также документальное подтверждение налоговым органом фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.

Налоговым кодексом Российской Федерации прямо определен предмет выездной налоговой проверки, которым является деятельность налогоплательщика в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов (абз.1 п.4 ст.89 НК РФ).

Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет подробного перечня объектов выездной налоговой проверки (в отличие от подробного описания перечня объектов камеральной налоговой проверки). Налоговый кодекс Российской Федерации содержит правило общего содержания, согласно которого такая проверка может проводиться как по одному, так и по нескольким налогам (п.З ст.89 НК РФ).

Весьма важным подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок являются их планирование и подготовка. Ключевыми задачами этого этапа проведения выездных налоговых проверок являются:

  • рациональный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
  • подготовка и утверждение плана проведения выездных налоговых проверок в предстоящем квартале.

Налоговый кодекс Российской Федерации не регламентирует порядок проведения планирования и подготовки выездных налоговых проверок.

Целью планирования выездных налоговых проверок является концентрация контрольных мероприятий на зонах риска, обеспечение качества контрольных мероприятий, а также мотивирование налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.

Планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, перечень которых стал общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Единая, открытая и понятная для налогоплательщиков и налоговых органов система планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах:

    1. режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков;
    2. своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
    3. неотвратимость наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах;
    4. обоснованность выбора объектов проверки.

В соответствии с новым  подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Вместе с тем налогоплательщик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить это преимущество самостоятельно путем выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Таким образом, планирование выездных налоговых проверок в соответствии Концепций системы планирования выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов: налогоплательщики стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а налоговые органы — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Кроме того, процедура  планирования и подготовки выездной налоговой проверки определена Регламентом  планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденным ФНС России. Указанный Регламент официально опубликован не был — предназначен исключительно для служебного пользования должностными лицами налоговых органов (имеет гриф "дсп").

Планирование выездных налоговых проверок представляет собой  комплекс работ, включающий:

  • определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;
  • определение сроков проведения выездных налоговых проверок;
  • определение видов налогов и сборов и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;
  • определение кадровых ресурсов, необходимых для проведения выездных налоговых проверок.

Цель планирования выездных налоговых проверок состоит в  обеспечении оптимального выбора налогоплательщиков для проведения таких проверок, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов и сборов, пени и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения выездных налоговых проверок.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговым органом и его сотрудниками.

Корректировка плана  проведения выездных налоговых проверок может проводиться на основании решения руководителя налогового органа при наличии следующих оснований:

  • получение срочных заданий от вышестоящих налоговых органов;
  • наличие поручений правоохранительных органов;
  • наличие мотивированных запросов других налоговых органов о проведении выездной налоговой проверки;
  • отсутствие возможности для проведения выездной налоговой проверки в связи с временным отсутствием руководителя или главного бухгалтера налогоплательщика-организации (индивидуального предпринимателя) и их представителей (отпуска, болезни и т.д.).

Контроль за выполнением  плана проведения выездных налоговых  проверок осуществляется руководителем налогового органа.

В целях обеспечения  максимальной эффективности и создания благоприятных условий предстоящей выездной налоговой проверки на стадии ее подготовки должны быть решены необходимые организационные вопросы, связанные с ее проведением. Так, на данной стадии должна быть собрана вся недостающая информация о налогоплательщике, которая может быть использована при проведении проверки. На стадии подготовки может быть решен вопрос о привлечении к проведению выездной налоговой проверки правоохранительных органов, если в утвержденном плане их участие в такой проверке не предусмотрено.

Выездная налоговая  проверка проводится на основании решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, процедура вынесения которого определена в п. 2 ст. 89 НК РФ.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая  проверка проводится на территории (в  помещении) налогоплательщика, в исключительном случае (когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки) - по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Срок проведения выездной налоговой проверки установлен в  абз. 2 п. 3 ст. 89 НК РФ и не может превышать двух месяцев (указанный срок в исключительных случаях может быть продлен до четырех или шести месяцев) со дня вынесения решения о назначении проверки. Дата вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки является началом срока, отведенного для проведения выездной налоговой проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

Анализируя нормы ст. 89 НК РФ, можно выделить несколько классификаций выездной налоговой проверки, имеющих особенности не только в плане организации и проведения, но и на уровне правового регулирования (рисунок 9).

Рисунок 9 - Классификация выездной налоговой проверки



 

 

В качестве вопросов выездной налоговой проверки могут фигурировать как проверка одного отдельного налога (такая проверка будет тематической), так и вопросы соблюдения налогового законодательства в целом (такая проверка будет комплексной).

Процедура проведения выездной налоговой проверки определена Регламентом  проведения выездных налоговых проверок, утвержденным ФНС России. Указанный  Регламент официально опубликован не был - предназначен исключительно для служебного пользования должностными лицами налоговых органов (имеет гриф "дсп").

Порядок оформления процедуры  проведения выездной налоговой проверки представлен алгоритмом в приложении 5. Порядок вынесения решения по результатам проведенной налоговой проверки является общим, характерным как для камеральной, так и для выездной налоговой проверки.

В неразрывном единстве с формами налогового контроля существуют методы налогового контроля.

Налоговым кодексом Российской Федерации не дано определения методов налогового контроля.

А.С.Титов считает, что  к числу методов налогового контроля следует отнести [35]:

  • арифметический счет;
  • экономический анализ;
  • проверку на основе показателей контрагентов (встречную проверку);
  • метод экстраполяции (проверка на основе данных об аналогичном налогоплательщике).

Дадашев А.З. и Пайзулаев  И.Р. под методами налогового контроля понимают совокупность способов и приемов, используемых налоговыми органами в  процессе контрольной деятельности. На их взгляд, все методы, применяемые в налоговом контроле, можно классифицировать на три основные группы [23]:

- общенаучные методы исследования объектов налогового контроля (анализ и синтез, аналогия, моделирование, сравнение);

- специальные методы (инвентаризация имущества, проверка первичных документов, выемка предметов и документов, осмотр помещений и территорий, экспертиза и т.д.);

- методы получения дополнительной информации у проверяемых лиц (письменный и устный опросы должностных лиц, допрос свидетелей и т.д.).

Козырин А.Н. и другие относят к методам налогового контроля [21]:

- налоговые проверки;

- иные методы.

Л.И.Гончаренко под методами налогового контроля понимает совокупность приемов и способов, с помощью  которых соответствующие органы осуществляют налоговый контроль [21]. При проведении налогового контроля уполномоченными органами применяются общенаучные (диалектический подход, принципы исторического, логического и системного анализа и синтеза) и специально-правовые (методы экономического анализа и статистических группировок, метод сравнения, финансово-расчетные методы, визуальный осмотр, выборочная проверка документов) методы.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования