Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической работы. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;

Содержание работы

Введение
Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля
Содержание налогового контроля
Формы и методы налогового контроля
Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля
Организация учёта и анализа налоговых поступлений в территориальном органе ФНС
Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя
Содержание учётно-аналитической работы ИФНС
Анализ налоговых поступлений
Совершенствование анализа налоговых поступлений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом - налог.контроль.doc

— 741.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение

4

1.

Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля

7

1.1.

Содержание налогового контроля

7

1.2.

Формы и методы  налогового контроля

19

1.3.

Учёт и анализ налоговых поступлений в системе расчётно-аналитических методов налогового контроля

28

2.

Организация учёта  и анализа налоговых поступлений  в территориальном органе ФНС

34

2.1.

Организационно-правовая характеристика ИФНС по Промышленному  району г.Ставрополя

34

2.2.

Содержание  учётно-аналитической работы ИФНС

41

2.3.

Анализ налоговых  поступлений

60

     

3.

Совершенствование анализа налоговых поступлений

69

3.1.

 

69

3.2.

 

79

 

Заключение

98

 

Список использованной литературы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

  106 

 

Приложения

110


 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 г.г.» определено, что налоговая политика в России должна быть нацелена на решении двух основных задач – модернизацию экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Реализация целей и задач налоговой политики призвана обеспечить: достижение стратегической цели «Формирование и функционирование эффективной налоговой системы»; тактических задач «Повышение собираемости налогов», «Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием и неопределённостью трактовки налогового законодательства», что будет способствовать дальнейшему институциональному развитию налогового администрирования и улучшению работы с налогоплательщиками.

При этом, в Бюджетном  послании говориться о возрастании  роли и значения налогового контроля, в решении целей и задач современной налоговой политики.

Недопущение неплатежей в бюджет и уклонения от налогообложения  возложено именно на налоговый контроль, эффективность осуществления которого во многом определяет нормальное функционирование налоговой системы и обеспечение стабильности доходной базы бюджетов всех уровней Российской Федерации. Поэтому тема настоящего исследования представляется актуальной, несмотря на высокую степень изученности проблем налогового контроля.

Формами реализации государственного налогового контроля, обусловленного контролирующей ролью налогов, являются наблюдение, учёт, мониторинг, получение и анализ информации об отклонениях налоговых поступлений от заданных параметров, анализ и оценка принятых решений в области налогообложения. Анализ налоговых поступлений, осуществляемый по данным их учёта в территориальных органах ФНС, имеет важное значение в определении тенденций собираемости налогов и сборов, что определило актуальность темы дипломной работы.

Значительный вклад  в решение проблем формирования современной налоговой системы, становления налогового администрирования и контроля в Российской Федерации внесли следующие современные российские ученые: Аронов A.B., Брызгалин A.B., Врублевская О.В., Гончаренко Л.И., Горский И.В., Дадашев А.З., Кашин В.А., Кваша Ю.Ф., Красницкий В.А., Майбуров И.А., Миляков Н.В., Миронова O.A., Нестеров Г.Г., Ногина О.А., Пансков В.Г., Парыгина В.А., Романовский М.В., Сердюков А.Э., Тедеев A.A., Терзиди A.B., Ханафеев Ф.Ф., Черник Д.Г. и многие другие.

Тем не менее, вопросы  учёта и анализа налоговых  поступлений в системе налогового контроля нуждаются в более глубоком и комплексном изучении.

Цель дипломной работы состоит в исследовании практики учёта и анализа налоговых  поступлений в системе налогового контроля районной ИФНС и разработке теоретических и методических вопросов повышения эффективности аналитической  работы.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать приоритетные направления налогового контроля, формирующие его содержание;
  • проанализировать формы и методы налогового контроля и определить содержание методического инструментария для его реализации в системе налогового администрирования;
  • исследовать концептуальную модель системы учёта и анализа налоговых поступлений;
  • определить критерии эффективности системы анализа налоговых поступлений районной ИФНС;
  • сделать выводы и предложения по результатам исследования.

Предметом исследования в выпускной квалификационной работе являются теоретические и методические вопросы налогового контроля, системы учёта и анализа налоговых поступлений.

Объектом исследования в дипломной работе является деятельность ИФНС по Промышленному району г.Ставрополя.

Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы экономической теории, истории и теории налогообложения, организации налоговой системы, налогового администрирования, налогового контроля. В работе также использовано законодательство Российской Федерации в сфере налогообложения.

В процессе исследования применялись общенаучные методы исследования: исторический и логический подходы к оценке экономических явлений, связанных с теорией, политикой и практикой налогообложения, моделирование, сравнение и другие.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложений; выполнена на 109 страницах, содержит 2 таблицы, 11 рисунков.

1. Теоретические основы учёта и анализа налоговых поступлений в системе налогового контроля

1.1. Содержание налогового контроля

 

Содержание налогового контроля во многом определяется приоритетами государства в сфере управления социально-экономическими процессами. В зависимости от того, что государством выдвигается на передний план (формирование доходной части бюджета для удовлетворения социально-экономических потребностей общества или усиление административной составляющей) можно говорить о содержании налогового контроля.

А.Л.Апель рассматривая налоговый контроль отмечает, что он проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ [2].

А.В.Брызгалин налоговый контроль определяет как установленную законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет и внебюджетные фонды [15].

Грачева Е.Ю. и Соколова Э.Д., определяя налоговый контроль как общегосударственный финансовый контроль, отмечают, что он может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетные фонды [4].

Есть точка зрения, что налоговый контроль — это  функция налоговых органов, а также сложный, комплексный процесс, который регулируется нормами Налогового кодекса и других нормативных актов, как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях. Налоговый контроль - сплошной, осуществляемый без особого повода, основной момент в нем - обеспечение выполнения требований действующего налогового законодательства участниками налоговых правоотношений [16].

Можно отметить, что встречаются  и специфические определения налогового контроля. Например, И.Р.Пайзулаев определяет налоговый контроль как составную часть государственного налогового контроля, которая представляет собой совокупность мероприятий по проверке финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью обеспечения правильного, полного и своевременного исполнения ими требований налогового законодательства, а также оптимизации деятельности налогоплательщиков [27]. Данное определение подразумевает наличие помимо государственного налогового контроля налоговый контроль другой ведомственной принадлежности, что не может не вызывать вопросов.

Староверова О.В. и Эриашвили  Н.Д. налоговый контроль рассматривают, на наш взгляд, чрезвычайно узко, ограничивая его проведением налоговых проверок, получением объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотром помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) [33].

С 2006 года в п. 1 ст. 82 НК РФ дано определение понятия "налоговый контроль": налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Как и любой вид  контроля, налоговый контроль осуществляется в особом правовом режиме и имеет собственное организационное обеспечение. Посредством организационно-правового комплекса определяются сфера и границы применения, а также инструментарий налогового контроля. Этот комплекс является обязательным условием и одним из необходимых атрибутов налогового контроля. Таким образом, можно говорить о наличии у налогового контроля собственной организационно-правовой составляющей.

Организационная составляющая налогового контроля может быть охарактеризована как взаимосвязанная система мероприятий и процедур, действий и операций, приемов и способов, посредством применения которых достигается непосредственное решение задач налогового контроля, а также осуществляется руководство этим процессом (приложение 5).

В условиях российской правовой системы правомерно и определение налогового контроля в качестве одного из элементов системы государственного управления. Действующее на территории Российской Федерации законодательство предоставляет полномочия в сфере осуществления налогового контроля только субъектам государственной власти.

Контроль, реализуемый  в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, осуществляется посредством функционирования налоговых органах в специфическом правовом поле в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля при соблюдении установленных законодательством условий и ограничений для выполнения контрольных процедур.

Налоговый контроль представляет собой деятельность обладающих соответствующей  компетенцией налоговых и иных органов с использованием специальных форм и методов, ориентированную на создание совершенной системы налогообложения, достижение такого уровня налоговой дисциплины, прп которой исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства, снижаются налоговые риски.

Цели налогового контроля конкретизируется в следующих задачах:

  • обеспечение правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов;
  • обеспечение неотвратимости наказания нарушителей налогового законодательства;
  • предупреждение нарушений налогового законодательства;
  • возмещение ущерба, причиненного государству в результате применения налогового законодательства.

Кроме того, в процессе осуществления налогового контроля могут быть выявлены признаки административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Цели и задачи налогового контроля могут быть достигнуты исключительно посредством каких-либо действий или какой-либо деятельности того или иного субъекта, но при этом сам налоговый контроль не становится тождественным этим действиям или деятельности и не ограничивается проведением проверок — его инструментарий значительно шире.

Информация о работе Формы и методы налогового контроля, пути совершенствования