Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

4) теперь при применении УСН учитываются расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также расходы на приобретение прав пользования данными результатами интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; [29, 33]

5) налогоплательщики, применяющие УСН, вправе учесть расходы на НИОКР;

6) расходы на хранение, обслуживание и транспортировку товаров признаются по мере фактической оплаты этих расходов;

7) сумма единого налога не может учитываться в расходах;

8) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, вправе учитывать расходы на обслуживание ККТ и по вывозу твердых бытовых отходов;

9) при частичной оплате ОС и НМА расходы учитываются по мере их оплаты;

10) при возврате покупателям ранее полученной предоплаты продавец должен уменьшить на сумму возврата доходы того периода, в котором возврат был произведен;

11) участники договора простого товарищества, применяющие УСН и ведущие общий учет операций, должны уплачивать НДС по операциям товарищества.

За введением данных изменений последовал ряд вопросов касающихся особенностей применения УСН.

Каков порядок признания  расходов на строительство пристройки (склад и гараж) к существующему зданию при применении налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»? [32, 34]

Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ (в ред. Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.2 и 26.3 части второй НК РФ») расходы на приобретение, достройку, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенные в период применения УСН, принимаются налогоплательщиками с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом, данные расходы определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ, согласно которому к работам по достройке, дооборудованию  и т. д. относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и другими новыми качествами. [32, 35]

Таким образом, работы по строительству пристройки можно  отнести к работам, связанным  с достройкой здания, и соответственно расходы налогоплательщика на достройку основных средств будут учитываться в порядке предусмотренным подпунктом 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ. При исчислении налога налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, после оплаты и ввода в эксплуатацию основных средств может учесть такие расходы равными долями начиная с квартала, в котором произошел их ввод в эксплуатацию.

Изменения в порядке  определения расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, предусмотренные Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2008 года. Поэтому налогоплательщики, применяющие УСН, вправе учесть их при исчислении налога по итогам налогового периода за 2007 год.

В какие сроки необходимо представлять декларации индивидуальному  предпринимателю, прекратившему свою деятельность в октябре 2007 года и вновь зарегистрированному в декабре 2007 года? Может ли вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, выбрать объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, если ранее применялся объект налогообложения в виде доходов? [31, 34]

В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН  в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае индивидуальный предприниматель имеет право применять УСН с даты его постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет.

Согласно п. 2 ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения  осуществляется самим налогоплательщиком.

Учитывая вышеизложенное, если индивидуальный предприниматель  был снят с учета в налоговом  органе в связи с прекращением предпринимательской деятельности, а затем в том же календарном году вновь зарегистрировался в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, то он вправе выбрать объект налогообложения самостоятельно, в том числе в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Что касается сроков подачи налоговой декларации, то в соответствии с п. 2 ст. 346.23 НК РФ налогоплательщики  – индивидуальные предприниматели  по истечении налогового периода  представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства.

ЗАО было образовано в 2003 году, в 2003 – 2004 годах оно применяло  УСН с объектом налогообложения  в виде доходов. В 2005 году оно перешло  на общий режим налогообложения.

Может ли ЗАО включить в расходы по налогу на прибыль амортизационные отчисления по основным средствам, которые были приобретены в период применения УСН? [32, 26]

Согласно положениям главы 26.2  НК РФ определение остаточной стоимости основных средств, приобретенных  в период применения УСН с объектом налогообложения в вид доходов, при переходе налогоплательщика на общий режим налогообложения не предусмотрено.

Также следует отметить, что с 1 января 2008 года согласно положениям ст. 346.17 НК РФ при переходе налогоплательщиков, применяющих УСН, с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются. [32, 28]

 Поэтому, если налогоплательщик, применяющий УСН, перешел с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не определяется на дату такого перехода. Не устанавливается остаточная стоимость таких основных средств и на дату перехода с УСН с объектом налогообложения в виде доходов на общий режим налогообложения.        

Если организация перешла  с общего режима налогообложения  на УСН с объектом налогообложения  в виде доходов, а затем перешла  на УСН с объектом налогообложения  в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, остаточная стоимость основных средств, приобретенных в период применения общего режима налогообложения, также не определяется на дату такого перехода. [32, 30]

Согласно п. 3 ст. 346.25 НК РФ (в ред. от  17.05.2007 № 85-ФЗ) если организация  переходит с УСН на общий режим  налогообложения и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение  которых не перенесены на расходы за период применения УСН в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 настоящего Кодекса, в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения стоимости этих основных средств и нематериальных активов на сумму расходов, определяемую за период применения УСН, в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Проследим за динамикой поступлений налоговых платежей от организаций, работающих на УСН (табл. 5). [26, 33]

 

Таблица 5 – Поступления  налоговых платежей от организаций, работающих на УСН в 2005 – 2007 гг.

Период

Поступления налоговых  платежей, (тыс. руб.)

Темп роста, %

2005 год

238818

83,2

2006 год

350543

117,2

2007 год

423567

143,6


 

Представим данные таблицы в виде графика (рис. 6).

Рисунок 6 – Динамика поступлений налоговых платежей от организаций, работающих на УСН за 2005 – 2007 гг.

Из рис. 6 видно, что с 2005 года по 2007 год объем поступлений и темп роста налоговых платежей возрастает равномерно, в результате чего, можно судить о положительном влиянии изменения законодательства.

 По словам многих экономистов, особых проблем у малых предприятий, работающих на УСН и представляющих собой простые формы хозяйствования, нет.

 Все проблемы начинаются  в тот момент, когда у компании  начинает расти выручка и превышает  установленный критерий доходов.  В этом случае ограничение в 20 млн рублей является сдерживающим фактором. [23, 116]

В настоящее время вопрос повышения планки доходности предприятия, которая дает ему право работать на УСН, является дискуссионным. Есть предложения поднять ее и до 50, и до 70, и до 100 млн рублей.

Но как убеждены многие экономисты, планки доходов должны быть дифференцированными для различных видов деятельности. Так для производственных компаний планка доходов может быть на уровне 100 млн рублей, а для торговли достаточно 20 млн рублей.

При этом отпадет необходимость существования другого специального налогового режима – единого налога на вмененный доход. Предложения же по простому повышению планки доходности являются нерациональными, так как в этом случае обезличивается малый бизнес, из-за разных показателей рентабельности в разных отраслях.

Таким образом, одно из направлений законодательной работы в сфере реформирования УСН связано с корректировкой планки дохода, дающей право работать на этой системе. [21, 117]

Еще одно направление работы в данной области связано с предоставлением предприятиям, работающим на УСН, права платить НДС. В этом случае бизнес, оставаясь на упрощенной системе налогообложения, сможет сам решить, выгодно ли ему будет платить налог на добавленную стоимость и тем самым привлечь клиентов-плательщиков НДС.

Кроме того, обсуждаются в настоящее время и предложения налоговых инспекций по ужесточению критериев перехода малых предприятий на УСН. Дело в том, что налоговые инспекции, видят в большом количестве предприятий, перешедших на УСН, угрозу недостаточного обеспечения бюджетов всех уровней.

В рамках проведения налоговой  политики в среднесрочной перспективе  будет обеспечено положение, при  котором с учетом того обстоятельства, что специальные налоговые режимы – это исключение из общего режима налогообложения, не будет расширена область их применения. [21, 118]

В целях ограничения  применения специальных налоговых  режимов, придания им более целевого характера при подготовке изменений  в Налоговый кодекс будут приняты  следующие решения:

1) необходимо уточнить критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности для предоставления права применения специальных налоговых режимов таким образом, чтобы выгоды от использования таких режимов действительно получали представители малого предпринимательства;

2) для повышения объективности устанавливаемых размеров единого налога на вмененный доход, следует разработать порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым указанным налогом, на основании отраслевых исследований базовой доходности, результаты которых должны использоваться для корректировки базовой доходности не реже, чем раз в три года без применения корректирующего коэффициента - дефлятора К1;

3) в целях облегчения административной нагрузки следует предусмотреть уменьшение объема представляемой налогоплательщиками отчетности, закрепив обязанность представления налоговых деклараций только по итогам налогового периода.

    1. Развитие налогообложения на муниципальном уровне

 

В рамках развития налогообложения  на муниципальном уровне федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ» были внесены изменения в главу 31 «Земельный налог» НК РФ. Рассмотрим эти изменения.

Пункт 1 ст. 391 НК РФ дополнен положением следующего содержания: «налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территории нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию. [23, 34]

 При этом налоговая  база в отношении доли земельного  участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка». [23, 35]

Изменениями, внесенными Законом № 216-ФЗ в п. 1 ст. 391 НК РФ, установлен порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований. Необходимость установления такого порядка объясняется следующим.

В соответствии со ст. 398 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог. [23, 35]

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе