Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

 

Насущная необходимость  дальнейшего проведения налоговой  реформы в нашей стране бесспорна, но важно определить стратегию ее проведения. Главным является усиление регулирующей функции налогов, направленной на согласование интересов государства  и предпринимателей, поощрение товаропроизводителей, осуществление рациональной региональной экономической политики и устранение противоречий в действующем законодательстве. [22, 8]

 Повышение  конкурентоспособности российской экономики и качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований.

С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики: [33, 3]

1) отказ от  увеличения номинального налогового  бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику, которое будет возможно в рамках обеспечения устойчивости бюджетной системы.

 С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов предполагается как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.

2) унификация  налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Как уже говорилось выше, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. [33, 5]

Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно  функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью  адаптации широко используемых инструментов налоговой политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. [30, 145]

В среднесрочной  перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:

1) совершенствование  подходов к проведению налоговых  проверок;

2) повышение  уровня информационного обеспечения  и автоматизации налоговых органов;

3) обеспечение  информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;

4) совершенствование  системы государственной регистрации  юридических лиц.

Также следует  выделить комплекс вопросов, связанных  с изменением системы налогообложения  доходов от труда, однако решение этих вопросов необходимо осуществлять одновременно с принятием концептуальных решений о развитии системы пенсионного и социально обеспечения, пенсионного, социального и медицинского страхования в долгосрочной перспективе. [33, 6]

В последнее  время Правительство озаботилось проблемами научно-технического прогресса. Ставка на интенсивные факторы экономического развития представляется неизбежной в свете накапливающегося отставания производственного потенциала и необходимости достойного вхождения нашей страны в мировую экономику. Особое значение для РФ будет иметь практическое внедрение результатов НИОКР и осуществление на этой основе модернизации производства и структурной перестройки. Именно инновационная составляющая определяет в настоящее время качество роста любой страны.  В этих условиях активно разрабатываются меры по предоставлению предпринимательству самой широкой поддержки в области научных исследований и инноваций. Среди таких мер совершенно оправданно немаловажное место будет принадлежать налогам.

В ходе налоговой реформы  очень важно поддерживать стабильность налогового законодательства. Корректировку  налоговой системы нужно осуществлять безболезненно для налогоплательщиков. Недопустимо каждый месяц вносить  изменения в налоговое законодательство. Целесообразно накапливать необходимые изменения и дополнения, рассматривать их вместе с проектами бюджетов. [28, 30]

Представители Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой  службы РФ исходят из необходимости  сохранения действующей системы  налогообложения, предполагая постепенно вносить изменения в те или иные ее подсистемы и блоки в зависимости от проявления в них явных сбоев. Однако при этом практически неизменными остаются отношения собственности, принципы государственного устройства, технологическое состояние производства, система распределения материальных и финансовых ресурсов, оплата труда и т. п. Следствием этого являются неизбежно возникающие через определенное время новые диспропорции в системе налогообложения. [28, 31]

Гипотетически возможен выбор другого пути – создание системы налогообложения классического образца и попытка встроить ее в ту же неизменную институциональную структуру общества. Однако достижение желаемого результата – урегулирование финансовых интересов разных собственников (субъектов сфер «бизнес» и «бюджет») – при данном подходе представляется также маловероятным.

Более перспективен третий путь: изменение структуры налогового потенциала и системы управления налогообложением, сопровождаемое выявлением наиболее негативных тенденций развития экономики и разработкой программы их устранения. Одновременно требуется жесткий мониторинг системы распределения доходов государства, усиление контроля за движением финансовых потоков в стране.

В числе наиболее актуальных направлений налоговой реформы можно выделить следующие: [27, 31]

1) комплексность проведения  реформы налоговой системы: все  предусмотренные в ней механизмы  должны запускаться одновременно  и в полном объеме. Для этого  надо принять два принципиальных  политических решения:

а) существенно (примерно на треть) уменьшить налоговую нагрузку, в основном путем снижения налоговых  ставок и в первую очередь для  товаропроизводителей;

б) одновременно с этим обеспечить уплату всех налогов каждым налогоплательщиком в соответствии с законом.

2) текущие корректировки  законодательства – это абсолютно  нормальное явление в любом  налоговом хозяйстве, но речь  не может идти о перестройке  основ налоговой системы, «модернизации  всей налоговой системы», «категорическом  продолжении налоговой реформы»;

3) повышение уровня справедливости налоговой системы за счет:

а) выравнивания условий  налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего, на основе отказа от необоснованных льгот и исключений);

б) отмены неэффективных  и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;

в) исключения из самих  механизмов применения налогов и  сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание.

4) упрощение налоговой  системы путем установления исчерпывающего  перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;

5) обеспечение стабильности  налоговой системы, а также  предсказуемости объемов платежей  для налогоплательщиков на длительный период. Реализация этой цели, в частности, должно способствовать установление на федеральном уровне исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, а также предельных значений их ставок.

Вместе с тем необходимо сохранить льготы, вязанные с решением задач структурной перестройки экономики и стимулирования инвестиций. Подобные льготы должны иметь временный и направленный характер, причем, что особенно важно, их следует предоставлять участникам экономической деятельности. [27, 32]

6) изменение структуры  налогов за счет постепенного  отказа от тех из них, которые  дополнительно облагают прирост  доходов и прибыли, заработной  платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные  стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций;

7) совершенствование системы налоговых ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится в первую очередь к налогу на прибыль. Можно ввести его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. В этом случае бюджетные поступления не сократятся;

8) отмена всех налогов  прямо или косвенно связанных  с заработной платой;

9) отказ от налогообложения  малого бизнеса. Разумеется, подобная  мера должна распространяться  лишь на настоящие малые предприятия,  где: их учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управлении; среди учредителей нет юридических лиц; число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5 – 10 человек, а оборот не превышает установленного максимума;   

10) должная гибкость  налоговой системы не может  быть обеспечена исключительно  законодательной властью, которая  не в силах оперативно реагировать  на возникающие проблемы. Исполнительная  власть должна иметь возможность  в рамках закона корректировать, уточнять, дополнять, разъяснять те или иные положения, обобщать появляющиеся вопросы и решать их в своих инструкциях. Официальные методические циркуляры Минфина России должны прийти на смену (разумеется, в строгом соответствии с законодательством) не только частным ответам налоговых и финансовых органов на запросы налогоплательщиков, но и быстро прогрессирующему фактическому налоготворчеству судов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное в данной работе исследование показало, что  от  того насколько целесообразно, эффективно и стабильно функционирует налоговая система в рамках налоговых взаимоотношений, зависит обеспеченность государства необходимыми денежными средствами, а значит и максимальное выполнение поставленных перед ним функций и задач; также, его социальное и экономическое развитие.

В настоящее время  налоговые взаимоотношения и  составляющие их элементы, не достигли максимальной точки своего развития и продолжают оставаться  в состоянии реформирования, то есть в состоянии нестабильности и неустойчивости. Поскольку зачастую проводимые реформы не ведут к достижению желаемых результатов.

Вносимые уточнения  и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки  других элементов системы налогообложения. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов.      Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

Все это резко усложняет, запутывает и увеличивает поток  информации по налогообложению, за которым сложно уследить.

Во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы и т. д.

Совершенствование налоговых взаимоотношений – наиболее трудная область деятельности правительственных и властных органов РФ.

Поэтому нельзя не сказать, что так же к настоящему времени  достигнуты определенные результаты: наблюдается снижение налоговой нагрузки; увеличение объема налоговых поступлений практически по всем видам налогов; наблюдается положительный и стабильный темп роста по таким налогам, как: налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налоговым платежам от организаций находящихся на упрощенной системе налогообложения и организаций, уплачивающих единый налог на вмененный доход, земельный налог; упрощение налоговой системы и налоговых взаимоотношений; совершенствование работы налоговых органов и налогового администрирования; освобождение налоговой системы от малоэффективных налогов.

Принимая во внимание интеграционные процессы в мировой  экономике и необходимость привлечения  инвестиций в российскую экономику и учитывая определенную степень нестабильности налоговой системы и налоговых взаимоотношений назрела необходимость стабилизации данного положения и обеспечения постоянства и устойчивости поступления бюджетных доходов.

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе