Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Ставки центральных налогов на прибыль как правило являются пропорциональными, их уровень в зависимости от применения систем зачетов колеблется от 28% в Швеции до 53,2% в Италии. [12, 115]

Доля корпорационного  налога в структуре обязательных отчислений (платежей) в развитых странах составляет 5 –10%, что в несколько раз меньше доли поступлений по подоходному налогу с физических лиц. Это связано со стремлением государств облагать налогами главным образом доходы, перераспределяемые на нужды личного потребления, стимулируя инвестиционную активность.

Налогообложение имущества  в развитых странах осуществляется на основе двух групп налогов: налогов  на совокупную стоимость имущества. И налогов на отдельные виды имущества. Налоги на совокупную стоимость имущества  в свою очередь, подразделяются на налоги на личное состояние физических лиц и на налоги на имущество юридических лиц.

Налог на личное состояние  может взиматься либо по единой ставке, либо в соответствии со шкалой прогрессивного налогообложения. Единая ставка налогообложения. Единая ставка налогообложения применяется в Германии, Бельгии, Исландии и Люксембурге. Система прогрессивного налогообложения действует в Швеции, Финляндии, Норвегии, Испании и Швейцарии. [12, 120]

В структуре общих  налоговых поступлений доля налогов на личное состояние редко превышает 0,5%.

Специальные поимущественные  налоги являются исторически самыми устоявшимися налогами. Доля поступлений  по этим налогам в общем объеме налоговых поступлений в развитых странах сильно различается. Так, если в Великобритании эта доля составляет свыше 10%, то в Бельгии, Греции, Австрии, Италии, Люксембурге, Турции, Финляндии, Швейцарии и Швеции, Испании она не превышает 1%. К странам с высокой долей поступлений по налогам на отдельные виды имущества относятся США (свыше 9%), Канада (свыше 8%), Новая Зеландия (около 6%), Австралия (почти 5%), Ирландия (2,5%), Франция (около 2%). [12, 123]

Налогообложение имущества, особенно отдельных его видов, зачастую не связано с подоходным налогообложением. Нередко этим занимаются отдельные службы. Например, в США специалисты, производящие оценку стоимости недвижимого имущества, даже не имеют доступа к информации о доходах налогоплательщиков. Поимущественным налогообложением занимаются налоговые органы отдельных штатов, а налогообложение доходов осуществляется федеральным органом – Службой внутренних доходов. Кроме того, в США обложение отдельных видов имущества может быть отнесено к компетенции местных органов самоуправления (муниципалитетов, графств). [12, 125]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на  федеральном уровне

 

К настоящему времени  в Российской Федерации в целом  закончено формирование основ современной  налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. [16, 35]

Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для  данного этапа проблем, среди  которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (уровень развития судебной системы, институт защиты права собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования эффективной налоговой системы и здоровых налоговых отношений.

Проведение институциональных  реформ, направленных на повышение  конкурентоспособности российской экономики, повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. [16, 38]

Налогу на добавленную  стоимость традиционно уделяется  особое внимание при формулировании мер в области налоговой политики, так как данный налог является основным налоговым источником доходов  федерального бюджета (в 2007 году – 37%) (рис.1), и в силу этого обстоятельства любые проблемы с его администрированием чрезвычайно чувствительны как для государства, так и для налогоплательщиков. [24, 24]

Рисунок 1 – Структура  поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году (в %)

 

Прежде всего, в значительном количестве статей части второй НК РФ уточнено понятие «день», под  которым с 1 января 2007 г. понимается строго календарный день.

Изменился порядок возмещения НДС: налоговый орган теперь обязан принять решение о возмещении этого налога в течение семи дней со дня проведения камеральной проверки, если при ее проведении не будет выявлено нарушения законодательства (ст. 176 НК РФ).

  С начала 2008 года  так же вступили в силу изменения, внесенные в главу 21. основные нововведения дополнили уже существующие положения главы 21, но есть и такие которые изменили содержание некоторых статей полностью.

С 1 января 2008 года налоговый  период по НДС устанавливается как  квартал.  [2, 65]  

 Поправки, внесенные в п. 6 ст. 145 НК РФ Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ уточнили, какие документы должны быть представлены в налоговый орган организациями и предпринимателями, перешедшими на общий режим налогообложения с УСН и с ЕСНХ, для освобождения от  НДС.  Таким организациям и предпринимателям достаточно представить только выписку из книги учета доходов и расходов. [24, 25]

С 1 января 2008 г. изменился  порядок налогообложения операций лома и отходов черных и цветных  металлов. Реализация лома и отходов цветных металлов по-прежнему не будет облагаться НДС, но отказаться от применения льготы налогоплательщики уже не смогут. Реализация лома и отходов черных металлов облагается в НДС в общеустановленном порядке.

Перечень льготируемых операций, установленный в ст. 149 НК РФ, дополнился тремя новыми: [2, 70]

1) реализация исключительных  прав на изобретения, полезные  модели, промышленные образцы, программы  для ЭВМ, базы данных, топологии  интегральных микросхем, секреты  производства (ноу-хау) и прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (пп. «а» п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ);

2) выполнение организациями  научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций  и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, перечисленные п. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ;

3) уступка (приобретение) прав (требований) кредитора по обязательствам, вытекающим из договоров по  предоставлению займов в денежной  форме и (или) кредитных договоров, а так же по исполнению заемщиком обязательств пред новым кредитором по первоначальному договору, лежащему в основе договора уступки (пп. «б» п. 1 ст. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2007 № 195-ФЗ). С 1 января 2008 г. помимо лечебно-производственных (трудовых) мастерских при противотуберкулезных, психиатрических, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, будут освобождены от уплаты НДС и государственные унитарные предприятия при этих учреждениях (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.05.2007 № 85-ФЗ).

Так же с 1 января 2008 г. реализация драгоценных металлов в слитках Центральным банком РФ и банками Центральному банку РФ и банкам, будет льготироваться, в том числе по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам с ЦБ РФ и банками, независимо от помещения этих слитков в хранилище ЦБ РФ или хранилища банков, а также иным лицам при условии, что эти слитки остаются в одном из хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище ЦБ РФ или хранилище банков). [29, 32]

С 1 января 2008 г. налоговые  агенты вправе принять к вычету НДС, исчисленный и уплаченный в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца в случае возврата этих товаров продавцу или  отказа от товаров (работ, услуг).

Также с 1 января 2008 года дополнили п. 9 ст. 165 НК РФ, которым  ограничили срок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщикам при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных  пп. 2 п. 1 ст. 164 НК, которые в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации. Срок такого ограничения равен 180 календарным дням с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах. [29, 34]

С введением данных поправок накапливается немало вопросов по поводу применения законодательства на практике, рассмотрим некоторые из них.

Какие документы необходимы для правомерности применения освобождения от НДС научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ?

Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения освобождаются  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы (НИОКР), выполняемые за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ и внебюджетных фондов министерств и ведомств; НИОКР, выполняемые учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров. При этом ст. 149 НК РФ перечень документов, подтверждающих правомерность применения данного освобождения, не установлен. В связи с этим основанием для освобождения от НДС НИОКР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, по мнению специалистов, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление (справка) заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему бюджетных средств для оплаты вышеуказанных работ. [32, 12]

При выполнении НИОКР  научными организациями на основе хозяйственных  договоров для применения освобождения от НДС организации должны иметь документы, подтверждающие статус научной организации. [32, 13]

Каков порядок принятия к вычету НДС, уплаченного таможенным органам при ввозе на территорию РФ в качестве вклада в уставный капитал оборудования, требующего монтажа?

Письмом Минфина РФ от 9 октября 2006 г. №03-04-08/209 по данному вопросу дано разъяснение.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, подлежат вычетам в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, указанных в п. п. 2 и 4 ст. 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов. [24, 27]

Учитывая изложенное, налог на добавленную стоимость, уплаченный таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал оборудования, требующего монтажа, подлежит вычету после принятия такого оборудования к бухгалтерскому учету на счете 07 “Оборудование к установке”.

В настоящее время, депутаты Государственной Думы РФ обсуждают возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 12 процентов. [33, 16]

Изменит ли что-то данное снижение – еще вопрос. Хотя в 2006 году специалисты из института развития налоговой системы ФНС заявили, если бы ставка НДС была уменьшена до 12%, это привело бы к увеличению сборов в 2007 году почти на 700 млрд. рублей. Но все это является спорным.

 К настоящему моменты эксперты  оценивают снижение НДС до 12% в 1 трлн. рублей потерь для бюджета. Финансисты напоминают, что 12% - предел снижения, на который можно пойти. Любопытно, что некоторые из инициаторов снижения НДС считают, что оно должен пойти в диапазоне 12-16%, так как снижение до 14-16 бессмысленно, а до 8-10  – опасно для бюджета. Поэтому предлагается ставка в 12-13%, хотя бизнес-сообщество говорит даже о 10% или даже об отмене налога.

Естественно, что заменой НДС мог бы стать налог с продаж, как и предлагают сегодня многие экономисты. Но для этого нужно, чтобы налог стал существенно меньше, даже не 10%, чтобы население, на которое он ляжет, смогло пережить неожиданное повышение цен на товары и услуги. К тому же, данный налог не оправдал себя, поэтому возвращение к данному налогу не является целесообразным.

Возникает вопрос – возможна ли молниеносная реформа НДС? Нужно отметить, что в условиях принятого и законодательно утвержденного трехлетнего бюджета, в котором НДС обозначен как один из основных источников дохода, который дает примерно треть всех налоговых поступлений, скорее всего, нет.

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе