Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Развиваются и бюджеты городов, где все большую роль начинают играть так называемые оброчные статьи.

В 1802 г. Манифестом Александра I (1777—1825) «Об учреждении Министерств» создано Министерство финансов и определена его роль. Министерство финансов занималось всеми источниками доходов. [10, 22]

На протяжении XIX в. главным источником доходов  оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать.

С 1863 г. с мещан  вместо подушной подати стал взиматься  налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 г. Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. [8, 17]

В 80-х гг. XIX в. наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг.

В 1898 г. Николай II утвердил Положение о Государственном  промысловом налоге. Он просуществовал вплоть до революции 1917 г. Промысловые  свидетельства согласно новому Положению  должны были «выбираться» на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. [9, 22]

Происходили не только количественные, но и качественные изменения. К 1913 г. Москва стала по количеству жителей девятым городом мира и вторым в России.

Если рассматривать  Россию в целом, то ее финансовое положение перед началом первой мировой войны было довольно устойчивым. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги, косвенные налоги и пошлина. [12, 19]

Очередной спад в финансовой системе России наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. Но денежная эмиссия, как и контрибуции, отнюдь не способствовала налаживанию хозяйства. Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (нэп).

В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных, условий функционирования налоговой системы. [9, 24]

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису.

Кризис разразился на рубеже 80-х — 90-х гг., его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.

Основы действовавшей  к 2000 году налоговой системы были заложены на рубеже 90-х годов. Около  полутора десятка налоговых законов было принято Верховным Советом РСФСР в самом конце 1991 г. Они вступили в действие с начала 1992 г. и продолжали действовать на протяжении всех 90-х годов. [15, 68]

Принятые в 1991 г. законы были подготовлены в тяжелых  экономических и политических условиях в течение всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки.

Построение  налоговой системы России в начале 1990-х годов происходило в условиях форсированного перехода к новым  экономическим условиям, что выражалось, среди прочего, в резком сокращении объема ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. [16, 112]

В результате, налоговая  система оказалась как недостаточно эффективной с фискальной точки  зрения, так и не способствовала установлению конкурентных рыночных отношений и, в конечном итоге, – экономическому росту.

Правительство Российской Федерации, понимая необходимость  безотлагательного проведения налоговой  реформы, во второй половине 1990  годов  неоднократно предпринимало шаги в  этом направлении.

Одним из революционных элементов новой налоговой системы стал налог на добавленную стоимость, введенный с целью частичной замены применявшегося ранее в Советском Союзе налога с оборота. Однако, и этому налогу были присущи искажения (часть из которых сохранилась до настоящего времени), обусловленные желанием государства усилить его фискальную роль и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, характеризовавшейся массовыми неплатежами, бартером, низким уровнем исполнения налогового законодательства и т.п.

Несмотря на отмеченные недостатки, в первые годы существования российская налоговая  система в целом неплохо выполняла  свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений  в экономике поступление в  бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. [7, 45]

В результате, в  рамках осуществления налоговой  реформы были частично или полностью  решены следующие проблемы: [27, 32]

1) повышение  уровня справедливости и нейтральности  налоговой

системы за счет:

а) выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);

б) отмены неэффективных  и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов  и сборов (прежде всего так называемых «оборотных» налогов);

в) исправления  деформаций в правилах определения  налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

г) улучшение  налогового администрирования и  повышение уровня собираемости налогов.

2) снижение общего  налогового бремени на законопослушных  налогоплательщиков, что включает  в себя:

а) более равномерное  распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

б) снижение налоговой  нагрузки на фонд оплаты труда;

в) снижение ставок налогообложения прибыли предприятий;

3) Упрощение  налоговой системы за счет:

а) установления закрытого перечня налогов и  сборов;

б) сокращения числа  налогов и сборов;

в) максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты;

4) обеспечение  стабильности и предсказуемости  налоговой системы.

К настоящему времени  налоговая реформа в России продолжается полтора десятилетия, последние  семь лет она регулируется Налоговым  кодексом Российской Федерации.

За эти годы в налоговой системе произошел ряд позитивных изменений. В частности, достигнута определенная централизация налоговой деятельности, резко ограничены права региональных и местных органов власти. Положительно можно оценить общее снижение налогового бремени, а так же введение презумпции невиновности, что сделало налоговое право правом в подлинном смысле этого слова. [14, 35] Наметился так же возврат к системе патентов, которыми, как можно предполагать, будет широко пользоваться малый бизнес.

 

    1.  Понятие и элементы налоговых взаимоотношений

 

Понятие «налоговые отношения» является одним из ключевых, поскольку именно в рамках реализации налоговых отношений функционируют составляющие элементы налогообложения: налоговая система, объект налогообложения, участники налоговых отношений, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. [12, 79]

  В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса РФ налоговые отношения – это отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. [1, 5]

Чтобы более точно, объемно  и  панорамно понять сложную область  налоговых взаимоотношений, необходимо рассмотреть систему составляющих их элементов.

Начнем с понятия «налоговая система», ибо она аккумулирует в себе наиболее важную информацию, содержащуюся в налоговом законодательстве страны, и помогает глубже уяснить область налоговых взаимоотношений. [18, 48]

Исторически налоговая  система каждого государства  развивалась на протяжении длительного  времени в нескольких направлениях: в установлении налогов и сборов, в организации государством контролирующих структур, в выработке методов и технических приемов взимания налоговых платежей.

В процессе эволюционного  развития на рубеже XIX – XX вв. в России сформировалась налоговая система, которая, несмотря на свою особенность, походила на налоговые системы других стран входящими в нее элементами, такими как: налоговая платежеспособность населения, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация, методы и приемы взимания налогов. Охарактеризуем названные элементы. [13, 114]

 Под налоговой платежеспособностью  понимается возможность граждан,  обязанных платить налоги, покрывать  эти денежные обязательства перед  государством без вреда для  своего хозяйства, благосостояния и здоровья.

Налоговая платежеспособность населения страны включает два компонента: налоговое бремя и тяжесть  налогообложения. [18, 50]

Налоговое бремя представляет тот финансовый груз, который государство  непосредственно возлагает на общество. Экономически –  это сумма фискальных платежей, которые граждане страны несут в непосредственной связи с уплатой налогов и сборов.

Под тяжестью налогообложения  следует понимать, с одной стороны, материальные потери и лишения, с  которыми связана для плательщика уплата налогов, с другой стороны, оставшиеся у плательщика материальные средства и финансовые ресурсы после уплаты налогов.

Современная российская финансовая наука и практика по вопросу  о налоговой платежеспособности граждан используют выработанный мировой наукой и практикой показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. Налоговая платежеспособность – элемент, сформировавший принцип платежной достаточности налогоплательщика, с которым должна быть согласована закрепляемая законом система налогов и сборов любой страны.

Система налогов и  сборов, закрепленная НК РФ, является частью налоговой системы РФ.

Система действующих  в РФ налогов и сборов может  быть представлена двумя построениями. Первое обусловлено федеративным устройством государства, закреплено в Налоговом кодексе РФ и подразделяет все налоги на три вида: федеральные, региональные и местные. Второе построение определяется способом взимания налогов и подразделяет все налоги на прямые и косвенные. [15, 85]

Федеральными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц (НДФЛ), единый социальный налог (ЕСН),  налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. [6, 75]

Среди федеральных налогов  следует выделить регулирующие налоги, которые в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 48 Бюджетного кодекса РФ) поступают в бюджеты всех уровней. К таким налогам относятся: налог на прибыль, акцизы, НДФЛ. [5, 128]

К региональным относятся  налоги и сборы, обязательные к уплате лишь на территории субъектов РФ. К этим налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. В действие данные налоги вводятся законами субъектов Федерации.

Местными признаются налоги, действующие и обязательные к уплате на территории муниципального образования. К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Другая система налогов, выстраивающая их по способу взимания, подразделяет налоги на прямые и косвенные. Прямые налоги исчисляются в виде определенной доли от денежных доходов  либо имущественного состояния плательщика. В прямых налогах налогоплательщик приходит в непосредственные отношения с налоговыми органами. К прямым налогам относятся: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на землю и другие. [16, 68]

Косвенные налоги, в отличие  от прямых, не связаны с доходами и имуществом налогоплательщика. Они  включаются в цену товаров и оплачиваются покупателем. К косвенным налогам  относятся НДС, акцизы, таможенные пошлины.

Система органов налогового администрирования представляет собой  самостоятельный и важный элемент  налоговой системы. Данные органы призваны: создавать условия для добровольного  исполнения плательщиками налоговой  обязанности, осуществлять налоговый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов и в случае неисполнения плательщиком налоговой обязанности применять меры принуждения. [14, 98]

В настоящее время  органы налогового администрирования  образуют систему, которая включает в себя: налоговые органы; Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России; таможенные органы.

Налоговые органы РФ представлены Федеральной налоговой службой, находящейся в ведении Министерства финансов РФ и имеющей подразделения  в регионах страны. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, проводить камеральные и выездные проверки, вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой и т. д. [1, 15]

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе