Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

Федеральная служба по экономическим  и налоговым преступлениям МВД  России (ФСЭНП) является самостоятельным  структурным подразделением, представляющим специализированный правоохранительный орган исполнительной власти федерального уровня и предназначенный для борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Сотрудники ФСЭНП вправе: проводить оперативно-розыскные  мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения. [13, 221]

Таможенные органы представляет Федеральная таможенная служба, имеющая свои структурные подразделения в регионах страны. [1, 17] Статья 34 НК РФ относит таможенные структуры к органам налогового администрирования и говорит о том, что они несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через (таможенную границу) границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством.

Система методов налогообложения. Данная система включает две группы методов: методы построения налогов  и сборов, которые применяет законодательная власть, и методы налогового администрирования, применяемые органами исполнительной власти при взимании налогов и сборов.

Посредством методов  построения налогов государство  на законодательном уровне устанавливает: с учетом принципа федерализма трехуровневую систему налогов и сборов; прямые и косвенные налоги; пропорциональную и прогрессивные шкалы налоговых ставок; способы льготирования т. д. [5, 64]

Однако в практической деятельности в сфере налогообложения  особую роль играют методы налогового администрирования.

Осуществляя налоговое  администрирование, соответствующие  государственные органы используют следующие методы: налоговое администрирование, обуславливающее добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога; налоговый контроль, при осуществлении которого может применяться принудительное исполнение обязанности по уплате налога.

В добровольном исполнении налогоплательщиком налоговой обязанности  активную роль играют органы налогового администрирования, использующие различные способы, средства и технические приемы. К ним, в частности, относятся: бесплатное информирование о действующих налогах и сборах, разъяснение порядка заполнения форм налоговой отчетности. [7, 91] 

 Налоговый контроль  представляет собой комплекс действий органов налогового администрирования по надзору за правильностью уплаты плательщиками налогов и сборов в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, за выполнением ими налогового законодательства.

Налоговый контроль в соответствии со ст. 82 НК РФ осуществляется посредством налоговых проверок. Если по результатам проверки налоговый орган установил факт недоплаты по налогам, то он направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующего налога. [15, 218]

Принципы налогообложения, на основе которых функционирует налоговая система,  относятся к социальной среде, питающей и поддерживающей эту систему. Можно полагать, что социальная среда складывается из трех частей: экономической, юридической и научной.

Экономическая среда  определяется уровнем доходов населения, зажиточностью или бедностью основной массы народа, экономическим строем страны. Юридическая среда определяется развитым гражданским и финансовым законодательством, правосознанием граждан. Научная среда определяется сформулированными учеными-экономистами, финансистами и юристами принципами налогообложения. [18, 52]

В принципах налогообложения  воплощается справедливый подход государства  к своим гражданам, синтезируется  мировой опыт развития налогового права  и формирования налоговых систем.

Признанными мировой  отечественной наукой являются принципы налогообложения: справедливости, законности, платежной достаточности, всеобщности, равномерности, обеспечения единства на всей территории страны. [12, 83]

Резюмируя изложенное, можно  дать следующее определение налоговой системе: это основанная на определенных принципах совокупность взаимосвязанных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым относятся налоговая платежеспособность граждан, система установленных законом налогов и сборов, налоговая администрация и применяемые государством методы налогообложения. [18, 55]

Объектами налогообложения являются: операции по реализации товаров (работ, услуг) или стоимость последних, имущество, прибыль, доход, с которыми связано возникновение обязательств по уплате налогов.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период – календарный  год или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога к уплате.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу  измерения налоговой базы.

Налоговая база и ставка по федеральным налогам устанавливается  НК РФ, а в оговоренных случаях  Правительством РФ.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот. В некоторых случаях эта обязанность может быть возложена на налоговые органы (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц) или налогового агента (НДФЛ). [12, 90]

Льготы по налогам  и сборам НК РФ не выделяет как отдельный  элемент. Выделяют следующие категории  льгот:

  1. необлагаемый минимум объекта налогообложения;
  2. изъятие из обложения определенных элементов объекта;
  3. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;
  4. понижение налоговых ставок; 
  5. целевые налоговые льготы (в том числе отсрочка (рассрочка) платежа и налоговый (инвестиционный налоговый) кредит). 

Разумеется, можно еще  включить множество элементов: налогооблагающий состав, состав налогоплательщиков, систему налоговой безопасности и др. однако такой подход затемняет понимание налоговых взаимоотношений, не позволяет представить и раскрыть их в своей сущности, истинном виде. [18, 55]

 

    1. Нормативно-правовое обеспечение

 

Конституционные нормы  о налогах и сборах. Статья 57 Конституции  РФ устанавливает, что «каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы». Конституционный Суд РФ отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Таким образом, Конституция РФ не допускает взимания налогов или сборов на основе указов, постановлений, распоряжений или других актов органов исполнительной власти.

Конституция РФ не препятствует субъектам РФ до издания федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам их совместного с РФ ведения, включая установление общих принципов налогообложения и сборов, с тем, однако, что принятый в опережающем порядке акт субъекта РФ после издания федерального закона должен быть приведен в соответствие с ним. Таким образом, субъекты РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать собственные налоги и сборы, но лишь в пределах, определенных Конституцией РФ, и с соблюдением основных прав и свобод граждан. [8, 97]

Регулируя налогообложение, субъекты РФ должны руководствоваться  требованиями ст. 18 Конституции РФ о  том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. В законах субъектов РФ, устанавливающих налоги и сборы, должны учитываться конституционные принципы равенства (ч. 1 ст. 19) и соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (ч. 3 ст. 55). [8, 105]

Установить налог или  сбор – не значит только дать ему название, необходимо дать определение в законе существенных элементов налоговых обязательств. Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогообложения. Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им установленных обязанностей. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с п. 3 ст. 57 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом.

Международные договоры по вопросам налогообложения. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ зафиксировано: «Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». [9, 118]

В случае обнаружившегося несоответствия или противоречия между законом и международным договором правоприменительные органы должны применять правила международного договора. Нормы о преимущественной силе международных договоров распространяются на федеральные законы, законы принимаемые субъектами РФ, другие нормативные акты. [9, 124] Эти нормы касаются всех законов независимо от времени их принятия (до или после заключения международного договора).

Приоритет норм международных  договоров над нормами актов  законодательства о налогах и сборах РФ подтвержден в ст. 7 НК РФ следующим образом: «Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ». Таким образом, международные договоры по вопросам налогообложения являются составной частью законодательства о налогах и сборах РФ.

Международные договоры РФ, заключаемые на межгосударственном или межправительственном уровне, подлежат ратификации Федеральным собранием РФ. В связи с тем, что РФ является правопреемницей СССР и признает международные договоры, заключенные СССР, нормы ст. 7 НК РФ распространяются и на такие договоры.

Для целей налогообложения  большое значение имеют общие  и специальные соглашения об избежании  двойного налогообложения доходов  и имущества (капитала), о предотвращении уклонения от налогообложения, об обмене информацией. [6, 120]

Законодательство о  налогах и сборах в РФ. До вступления в силу части первой НК РФ общие  принципы построения налоговой системы  в РФ, виды налогов, сборов, пошлин и  других платежей, права, обязанности  и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов были определены в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». [14, 117]

Налоговый кодекс РФ (часть  первая) был принят Государственной  Думой Федерального Собрания РФ 16 июля 1998 г. одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г., подписан Президентом РФ от 31 июля 1998 г. в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» (с последующими изменениями) часть первая НК РФ, была введена в действие с 1 января 1999 г., за исключением положений, для которых указанным законом были установлены иные сроки введения в действие. С этой даты утратило силу большинство татей Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», за исключением положений, для которых указанным законом были установлены иные сроки введения в действие. С этой даты утратило силу большинство статей Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», за исключением п. 2, 3 ст. 18 и ст. 19 – 21, в результате чего до полного вступления в силу части второй НК РФ сохранили силу лишь отдельные нормы этого Закона, в частности определяющие виды налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории РФ. С 1 января 2005 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы  в РФ» утратил силу. [7, 15]

Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации представляет собой совокупность актов законодательства, регламентирующих порядок и правила установления, введения, взимания и отмены налогов и сборов на территории РФ. Законодательство о налогах и сборах в РФ подразделяется на законодательство РФ о налогах и сборах (федеральное), законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (региональное) и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ. [7, 19]

НК РФ устанавливает  систему налогов и сборов в  РФ, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
  2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов РФ и местных налогов;
  4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  5. формы и методы налогового контроля;
  6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе