Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 17:55, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть результаты реформирования налоговой системы и оценить влияние данных результатов на повышение эффективности налоговых взаимоотношений.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1) изучить теоретические аспекты налоговых взаимоотношений, а именно:
а) изучить историю развития налоговых взаимоотношений;
б) изучить понятие и их основные элементы;
в) изучить нормативно-правовое обеспечение налоговых взаимоотношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»..………………………………………………………9 1.1 История развития налоговых взаимоотношений…………………………...9
1.2 Понятие и элементы налоговых взаимоотношений……………………….15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение………………………………………...22
1.4 Налогообложение в развитых странах……………………………………..29
ГЛАВА 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………37
2.1 Реформирование налоговых взаимоотношений на федеральном уровне…………………………………………………………………………….37
2.2 Регулирование налоговых взаимоотношений по субъектам федерации………………………………………………………………………...51
2.3 Развитие налогообложения на муниципальном уровне…………………..65
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ………………………………………………………..75
3.1 Результаты и проблемы реформирования налоговой системы…………………………………………………………………………...75
3.2 Направления реформирования и совершенствование стратегии проведения налоговой реформы………………………………………………..81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….91

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, это не значит, что  прямо сейчас вообще ничего сделать  невозможно. Известно, например, что бизнес-сообщество не устраивает в НДС в первую очередь не его размеры, а способы его изъятия, так называемое налоговое администрирование. [33, 18]

Поэтому нужно отметить, что в настоящее время мнение специалистов относительно НДС разделилось. Одни считают, что коренных преобразований относительно НДС производить не стоит. Наиболее разумный путь, состоит в том, чтобы снизить налог до 16%, оставив неприкосновенной льготную ставку на социальные товары. [33, 19]

 Другие склоняются  к тому, что сейчас, когда в мире идет процесс глобализации, Россия не может оставаться на обочине. Наши предприятия могут и должны стать транснациональными корпорациями. Именно поэтому и будут вкладываться деньги в западную экономику. Именно для этого и поощряются зарубежные инвестиции, сопровождаемые приходом новых технологий в нашу страну. А для этого должны быть соответствующие условия, в том числе и налоговые. И если налоги будут ниже, чем в других странах, то и инвестиций будет больше. И тогда-то можно будет серьезно говорить о расширении налоговой базы, которая и обеспечит бюджет. Поэтому обсуждение вопроса по реформирования НДС будет продолжено.

Но, очевидно, в период 2008 – 2009 гг. глобальных изменений в области реформирования НДС не произойдет.

Разумеется, при введении новых поправок законодатели стремятся совершенствовать систему налогообложения: уменьшить налоговую нагрузку, упростить исчисление платежей, исключить малоэффективные налоги, тем самым способствовать повышению наполняемости бюджета. Рассмотрим динамику поступлений НДС за 2005-2007 гг. с целью анализа влияния данных изменений (табл. 1). [32, 15]

 

Таблица 1 – Динамика и темп роса НДС за 2005 – 2007 гг. 

Период

Поступление НДС, (млн. руб.)

Темп роста, %

2005 год

1162553,8

114,7

2006 год

958094,4

83,2

2007 год

1378730

115,6


 

Для более наглядного представления динамики и темпа  роста поступлений НДС рассмотрим график на рис. 2.

Рисунок 2 – Динамика и темп роста НДС за 2005 – 2007 гг.

 

Из рис. 2 следует, что  поступления НДС в 2007 году возросли по сравнению с предыдущими периодами. Положительно можно оценить и темп роста в 2007 году (115,6%) по сравнению с 2005 (98,7%) и 2006 (83,2%) годами. В результате чего можно дать положительную оценку введению новых поправок в налоговое законодательство относительно НДС.

В настоящее время немало внимания привлекает ЕСН. В главу 24 НК РФ так же были внесены существенные поправки.

Согласно обновленной  редакции пункта 1 статьи 236 НК РФ из объекта налогообложения по ЕСН для российских организаций исключены выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства по трудовым договорам, работающих в обособленных подразделениях российских организаций за рубежом. Кроме того, для всех налогоплательщиков, производящих выплаты физическим не облагаются единым социальным налогом вознаграждения в пользу иностранцев и лиц без гражданства, работающих за пределами Российской Федерации по гражданско-правовым договорам, заключенным на выполнение работ, оказание услуг. [31, 57]

Внесение такой поправки оправданно, например, с точки зрения соответствия норм главы 24 НК РФ действующему в России законодательству об обязательном пенсионном страховании граждан. Как следует из Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства начисляются, если эти лица проживают временно или постоянно на территории Российской Федерации.

С 1 января 2008 года будет  расширен перечень страховых случаев для заключения налогоплательщиком договоров добровольного личного страхования работников в связи с причинением вреда здоровью, суммы платежей по которым не облагаются ЕСН. Такие изменения внесены Законом № 216-ФЗ в подпункт 7 статьи 238 НК РФ. [3, 154]

С 2008 года не облагаются единым социальным налогом суммы взносов по договорам страхования, в которых случаи нанесения вреда здоровью работника не ограничиваются исполнением работником трудовых обязанностей. То есть нормы подпункта 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ с 2008 года распространяются на все случаи причинения вреда здоровью, которые могут произойти как в рабочее время, так и вне работы, и не связаны с трудовой деятельностью.

Также с 2008 года расширена  сфера применения льгот по выплатам инвалидам. Теперь право не уплачивать ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений в пределах 100 000 руб. за налоговый период на каждое физическое лицо — инвалида I, II или III группы в подпункте 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ предоставлено не только организациям, но и другим категориям работодателей — индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями.

На основании внесенной  в пункт 1 ст. 242 НК РФ поправки было установлено, как определять дату получения дохода от предпринимательской деятельности или иной профессиональной деятельности. Таким образом, днем фактического получения дохода адвокатами, осуществляющими профессиональную деятельность, признается день выплаты дохода соответствующими адвокатскими образованиями, в том числе день перечисления дохода на счета адвокатов в банках. [3, 156] 

Также, закон № 216-ФЗ, исключив из абзаца 1 пункта 3 статьи 243 НК РФ слова  «за отчетный период», устранил возможность  неоднозначной трактовки порядка  расчета и уплаты авансовых платежей по ЕСН. Теперь у налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, не должно быть сомнений, что ежемесячные авансовые платежи по ЕСН они должны исчислять и уплачивать по окончании каждого календарного месяца в течение всего налогового периода, а не только отчетных периодов.

Важная поправка внесена  в пункт 8 ст. 243 НК РФ. В нем установлено, в каком порядке организация  должна уплачивать ЕСН за обособленные подразделения, расположенные за пределами России. В Законе № 216-ФЗ определено, что с 2008 года при наличии за границей таких обособленных подразделений уплачивает ЕСН и представляет отчетность по налогу в налоговый орган по месту своего нахождения на территории РФ организация. [31, 60]  

Рассмотрим некоторые  вопросы относительно практики налогообложения ЕСН.

Рассмотрим ситуацию. Совместное российско-белорусское  предприятие зарегистрировано в  России и осуществляет деятельность, как на территории РФ, так и на территории Республики Беларусь через  обособленное подразделение. На предприятии  по трудовым договорам работают российские граждане и граждане Республики Беларусь. [31, 61]

Из общего числа работников на территории РФ трудятся: российские граждане – 75 человек, граждане Республики Беларусь – 15 человек. В обособленном подразделении на территории Республики Беларусь: граждане Республики Беларусь – 50 человек, российские граждане – 15 человек.

Как при расчете ЕСН  необходимо включать в объект налогообложения  начисленные выплаты и иные вознаграждения в пользу российских граждан и белорусских граждан?

Данное совместное предприятие при расчете ЕСН в объект налогообложения должно включить начисленные по трудовым договорам выплаты и  иные вознаграждения в пользу всех российских граждан (90 человек = 75 человек + 15 человек), а так же начисления по оплате труда белорусских граждан, работающих в России (10 человек). Выплаты и вознаграждения, начисленные белорусским гражданам, работающим на территории Белоруссии (50 человек), в объект налогообложения по ЕСН предприятие не включает. [31, 62]

Каким образом исчисляется ЕСН, если индивидуальный предприниматель с января 2008 года нанял на работу А.А. Иванова, Б.Б. Петрова и С.С. Кузнецова по трудовому договору и В.В. Алексеева по гражданско-правовому договору. Причем С.С. Кузнецов и В.В. Алексеев – инвалиды III группы?

В пользу нанятых физических лиц в январе 2008 года индивидуальный предприниматель произвел следующие выплаты: А.А. Иванову – 20000 руб., Б.Б. Петрову – 20000 руб., С.С. Кузнецову (инвалид III группы, работает по трудовому договору) – 15000 руб., В.В. Алексееву (инвалид III группы, работает по гражданско-правовому договору) – 15000 руб. [31, 62]

Налоговая база по ЕСН  за январь составит: в федеральный  бюджет, ФФОМС, ТФОМС – 70000руб.; ФСС  – 55000 руб.

Исчислено ЕСН: в федеральный  бюджет – 14000 руб. (70000 руб. ∙ 20%); ФСС – 1595 руб. (55000 руб. ∙ 2,9%); ФФОМС – 770 руб. (70000 руб. ∙ 1,1%); ТФОМС – 1400 руб. (70000 руб. ∙ 2%).

Налоговый вычет при  расчете ЕСН в федеральный  бюджет – 9800 руб. (70000 руб. ∙ 14%).

Налоговая льгота: в федеральный  бюджет, ФФОМС, ТФОМС – 30000 руб.; ФСС – 15000 руб.

 В связи с применением  налоговых льгот не подлежит  уплате ЕСН: в федеральный бюджет  – 1800 руб. (30000 руб. ∙ 20% – 30000 руб. ∙ 14%); ФСС – 435 руб. (15000 руб. ∙ 2,9%); ФФОМС – 330 руб. (30000 руб. ∙ 1,1%); ТФОМС – 600 руб. (30000 руб. ∙ 2%).  

Таким образом, индивидуальный предприниматель обязан перечислить  ЕСН: в федеральный бюджет – 2400 руб. (14000 руб. – 9800 руб.  – 1800 руб.); ФСС  – 1160 руб. (1595 руб. – 435 руб.); ФФОМС – 440 руб. (770 руб. – 330 руб.); ТФОМС – 800 руб. (1400 руб. – 600 руб.).

Какое определение понятия «сельскохозяйственный  товаропроизводитель» в целях исчисления ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует применять начиная с 1 января 2007 года и отлично ли оно от определения применявшегося ранее (в 2006 году), а так же не изменился ли порядок их исчисления и уплаты данной категории налогоплательщиков? [29, 33]

Пунктом 1 ст. 241 НК РФ установлены  пониженные ставки ЕСН для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, к которым до 11 января 2007 года относились рыболовецкие артели, производство сельскохозяйственной продукции и объем вылова водных биоресурсов в которых составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

До вступления в силу Закона № 264-ФЗ при отнесении налогоплательщика к сельскохозяйственному производителю налогоплательщикам и налоговым органам следовало руководствоваться определением «сельскохозяйственный товаропроизводитель», установленным ст. 1 Закона № 193-ФЗ. С 1 января 2007 года определение «сельскохозяйственный производитель» применяется в соответствии с Законом № 264-ФЗ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей доля от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% в течение календарного года. [32, 9]

При исчислении и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.

Согласно ст. 241 НК РФ максимальная ставка ЕСН, подлежащего уплате в  федеральный бюджет, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей составляет 15,8% (как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам), причем подпунктом 2 п. 2 ст. 22 Закона № 167-ФЗ определены пониженные тарифы страхового взноса только для организаций-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции. [32, 10]

Индивидуальные предприниматели  – страхователи, в том числе  сельскохозяйственные товаропроизводители, применяют тарифы страховых взносов  в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 22 и 33 Закона № 167-ФЗ.

Проследим также за динамикой  поступлений данного налога в  период 2005-2007 гг. (табл. 2). [26, 31]

 

Таблица 2 – Динамика и темп роста поступлений единого социального налога за 2005 – 2007 гг.

Период

Поступления ЕСН, (млн. руб.)

Темп роста, %

2005 г.

16124,8

59,4

2006 г.

18638,3

121,1

2007 г.

21872,8

117,4


 

Более наглядно показатели динамики представлены на рис. 3.

Рисунок 3 – Динамика и темп роста поступлений ЕСН за 2005 – 2007 гг.

 

Из рис. 3 видно, что наряду с остальными факторами изменения законодательства были достаточно благоприятными, поскольку наблюдается увеличение поступлений в каждом рассматриваемом году, хотя темп роста в 2007 (117,4%) году немного ниже, чем в 2006 (121,1%), что, возможно, связано с общим экономическим положением в стране.

Вопрос о реформировании ЕСН обсуждается давно, но решение  постоянно откладывается. Чиновники  говорят, что изменять налог можно  только тогда, когда станет понятно, как реформировать пенсионную систему  в целом. Минфин готов отказаться от ЕСН, вернувшись на страховые принципы вместо ЕСН, поскольку налог уже не выполняет функцию соцстрахования работника. Для этого бизнес предлагает разделить ЕСН на налоговый платеж и страховые взносы во внебюджетные фонды и на накопительную часть пенсии.

Теперь отказ от ЕСН  активно обсуждают в правительстве. Если будет решено сохранить налог, то его ожидает индексация порогов  по регрессии. В противном случае специалисты ожидают резкое снижение поступлений от ЕСН.

Информация о работе Анализ налоговых взаимоотношений государства и субъектов хозяйствования на современном этапе