Анализ действующего механизма применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Глав-Пресс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. …………………………8
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса. ………………………………………… 8
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения.......12
1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения...25
1.4 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН. …………………………………………………………......33
1.5 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения.....48
1.6 Оптимизация системы УСН. ……………………………………………….56
1.7 Пути увеличения собираемости налогов по УСН. ………………………..61
2 Анализ действующего механизма применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Глав-Пресс».. ……………………….....67
2.1. Анализ порядка отражения доходов и расходов в
ООО «Глав-Пресс» ………………………………………………………....73
2.2. Порядок исчисления и уплаты единого налога по данным ООО «Глав-Пресс» за 2011 год. …………………………………………………......…..76
2.3 Сравнительный анализ результатов деятельности ООО «Глав-Пресс» при применении упрощенной системы налогообложения по ставке
6% и 15% . ……………………………………………………………………….82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………..88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….. ………………………...92

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ВОТУМ.docx

— 134.42 Кб (Скачать файл)

· упрощение процедуры перехода на УСН;

Для перехода на УСН достаточно подать заявление о переходе, указать  размеры своих доходов и предоставить расчеты о стоимости основных средств и нематериальных активов. Ликвидированы условия о наличии  патента, отсутствии задолженности  по налогам и сборам и т.д.

· упрощение процедуры уплаты УСН;

Для уплаты УСН достаточно подать декларацию с расчетом суммы авансовых или  итоговых платежей по упрощенному налогу. Не требуется предварительно предоставлять  в налоговые органы расчет доходов  по УСН, выписку из книги доходов  и расходов и т.д.

К достоинствам УСН для фирм можно  отнести:

· значительную экономию на налогах и  налоговой документации. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких, соответственно в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций;

УСН предусматривает освобождение от обязанности  по уплате налогов на прибыль и  на имущество организаций, а также  ЕСН единый налог исчисляется  по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением  НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них УСН означает освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении  доходов, полученных от предпринимательской  деятельности), налога на имущество  физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской  деятельности) и единого социального  налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Так же как и организации, индивидуальные предприниматели не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России.

· право не вести бухгалтерский  учет за исключением основных средств  и нематериальных активов.

Преимуществом использования данного налогового режима является ведение достаточно простого учета без применения способа  двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями  по бухгалтерскому учету. В связи  с тем, что упрощенная система  представляет собой особый вид организации  и ведения учета, положения большинства  нормативных документов, по вопросам организации, постановки и ведения  бухгалтерского учета, применяемых  при общепринятой системе, не используются в практической работе организации, перешедшей на упрощенную систему. Рациональное сочетание в упрощенной системе  бухгалтерского учета основных принципов  управленческого и налогового учета  является необходимым условием полезности данной системы для субъектов  малого бизнеса.

В соответствии с Федеральным законом  от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются  от обязанности ведения бухгалтерского учета. Они ведут учет доходов  и расходов в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ, а учет основных средств и нематериальных активов  в порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете.

С 1 января 2013 г. компании на «упрощенке»  должны будут вести бухгалтерский  учет на общих основаниях. Льгота, закрепленная в п. 3 ст. 4 действующего Федерального закона «О бухгалтерском учете» (от 21.11.1996 № 129-ФЗ), новым одноименным законом (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) не предусмотрена.

К недостаткам УСН, в частности, относят:

· Вероятность утраты права работать по УСН.

Потеря  же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизируемого  имущества и т.п. Это требует  от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно  уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность  применения новой системы налогообложения.

· Отсутствие обязанности платить  НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога;

Организация, применяющая упрощенную систему  налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности  принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового  положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий  режим налогообложения.

· При потере права применять УСН  необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения;

· Перечень затрат, которые учитывают  при расчете УСН, является закрытым. Поэтому фирмы, применяющие УСН, при выбранном объекте налогообложения  «доходы минус расходы» не смогут отразить многие затраты.

Из  перечня расходов, учитываемых при  налогообложении, оказались исключенными отдельные крупные статьи, такие, как амортизация основных средств, затраты на НИОКР, стоимость приобретаемых ценных бумаг и имущественных прав, добровольное страхование имущества, судебные расходы. Кроме того, при значительном упрощении системы налогового и бухгалтерского учета отдельные расходы (на рекламу, личный транспорт, уплату процентов по кредитам и займам и др.) требуют сохранения усложненного порядка учета, который существует при налогообложении прибыли. В результате возникает парадокс: одна статья Налогового кодекса упрощает учет, а другая сохраняет старый режим учета.

· Перед переходом на УСН необходимо восстановить НДС по оприходованным, но не списанным ценностям;

· У фирм, применяющих УСН нет  права открывать филиалы и  представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности;

· Введение двух ограничений при уплате налога на доходы, уменьшенные на величину расходов, а именно 15% (но не менее  суммы минимального налога, определяемого  как 1% от величины доходов), не позволяет  низкорентабельным малым предприятиям переходить на новую систему налогообложения, так как уплата налога на прибыль  в размере 24% им более выгодна.

· При выборе системы налогообложения  «доходы минус расходы» предприятиям трудно отстаивать подтверждение расходов, влияющих на уменьшение налоговой базы, в спорах с налоговыми органами.

Подводя итоги главы, отметим, что упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе при всех ее существующих недостатках в целом  способствует развитию малого и среднего бизнеса в стране.

При введении современной системы упрощенного  налогообложения в РФ был обобщен  мировой опыт развития малого предпринимательства. При этом можно отметить такие  преимущества перед аналогичными системами  упрощенного налогообложения развитых стран как более низкие налоговые ставки, возможность выбора различных систем упрощенного налогообложения. Отметим также, что в некоторых странах переходной экономики (например, в Украине) отсутствуют налоговые системы аналогичные российской упрощенной системе налогообложения.

Среди положительного опыта применения упрощенной системы налогообложения в странах  с переходной экономики отметим  систему налогообложения республики Казахстан в которой предприниматели  при применении упрощенной системы  налогообложения имеют большую  возможность выбора, в том числе  таких систем налогообложения как  разовый талон и патент. Система  разовых талонов выгода предпринимателям и фирмам, занимающихся хозяйственной  деятельностью эпизодически. При  выборе патентной системы оплата налогов патент фактически выдается бесплатно (в отличие от ранее  действовавшей упрощенной системы  налогообложения в нашей стране), а оплата налога осуществляется в  зависимости от выручки. Отметим  также более низкие, по сравнению  с российскими, налоговые ставки.

 

1.6 Оптимизация системы УСН.

Введение  главы 26.2 Налогового кодекса РФ способствовало облегчению расчетов при исчислении налогов. Кроме того, как уже отмечалось выше, новый порядок налогообложения  способствует сокращению налоговой  нагрузки и обусловливает значительное упрощение налогового и бухгалтерского учета.

Однако  предприниматели не всегда переходят  на новую систему налогообложения  в связи с большим количеством  проблем, оставшихся нерешенными.

Для улучшения системы упрощенного  налогообложения, в первую очередь, необходимо разрешить существенное противоречие, связанное с уплатой  налога на добавленную стоимость  малыми предприятиями. Многочисленные попытки решить указанную выше проблему приводили либо к чрезмерному  усложнению системы налогообложения  субъектов малого предпринимательства, либо к появлению множества возможностей для различных злоупотреблений. Депутатом Государственной Думы И.Г. Грачевым - члена Комитета Госдумы  по собственности предусмотрено  следующее решение проблемы.

Субъекты  малого предпринимательства, не становясь  плательщиками НДС, рассчитывают специальную  часть единого налога в размере 18% от валовой выручки с отнесением полученной суммы на цену реализации продукции. Одновременно с этим субъекты малого предпринимательства уменьшают  сумму единого налога, подлежащего  уплате в бюджет на сумму НДС, полученного  от поставщиков. Таким образом, сохраняется  действительно единый налог для  субъектов малого предпринимательства  и в то же время в упрощенную систему налогообложения органично  вписывается действительно упрощенный механизм расчета НДС.

Следует отметить, что существуют еще два  возможных решения «проблемы  НДС» для малых предприятии: транзитный зачет НДС (возможен при условии, когда поставщик сырья для  малого предпринимателя и покупатель продукции - плательщики НДС, однако этот метод весьма трудоемок) и «таможенная  схема» зачета НДС (представляется также  непростой для применения в рамках упрощенной системы налогообложения). Однако схема интеграции НДС в  единый налог представляется более  оптимальной, поскольку при относительно простом способе расчета и  уплаты единого налога и его специальной  части малые предприниматели  имеют возможность полноценной  работы с НДС.

Необходимо  также дальнейшее снижение ставки НДС. Начиная с 2004 года с 20 до 18% снижена  основная ставка НДС, что обусловило снижение налогового бремени на 97 млрд. рублей. Это решение способствовало благоприятному структурному сдвигу в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики, имея в виду наибольший выигрыш для несырьевых отраслей экономики. При этом следует учесть, что снижение ставки НДС не привело к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке. Поэтому одним из следствий этой меры стало некоторое увеличение прибыли организаций, часть из которой может быть направлена и на инвестиционные цели. Однако нет оснований утверждать, что данная мера способна стать серьезным стимулом для роста инвестиционного потенциала несырьевых отраслей экономики, учитывая в целом небольшой «выигрыш» от ее реализации на уровне конкретного предприятия. Большая часть дополнительных финансовых ресурсов предприятий этих отраслей, где уровень заработной платы заметно ниже, чем в топливной промышленности, была направлена на повышение уровня оплаты труда работников. По оценке Экономической экспертной группы при Правительстве РФ произошел рост доли заработной платы в добавленной стоимости на 0,6 % при снижении доли НДС в ВВП на 1 процентный пункт.

Представляется  целесообразным дальнейшее снижение ставки НДС на два пункта. По мнению экспертов  Минэкономразвития при применении данной меры возможны следующие последствия  Гуревич С.В. Косвенное налогообложение  в реформируемой налоговой системе.

Отрицательные последствия:

· Не приведет к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке.

· Усиление зависимости доходов бюджета  от мировых цен на сырьевые товары.

· Снижение доходов по налогу, издержки, как государства, так и налогоплательщиков по администрированию и уплате которого минимальны.

· Направление большей части финансовых ресурсов предприятий вместо инвестиций на повышение уровня оплаты труда  работников.

Положительные последствия:

· Снижение налоговой нагрузки на экономику  примерно на 100 млрд. руб., или примерно на 0,7 % к ВВП.

· Направленность на благоприятные структурные  сдвиги в распределении налоговой  нагрузки между секторами экономики  в пользу несырьевых отраслей.

· Некоторое увеличение прибыли организаций, часть которой может быть направлена и на инвестиционные цели.

· Фактор перераспределения налоговых  платежей от федерального бюджета в  пользу территориальных бюджетов.

Отмечу, что по поводу снижения ставки НДС существуют довольно противоречивые мнения.

Другой  важной проблемой является то, что  многие малые предприятия и предприниматели  не имеют права применять систему  упрощенного налогообложения, подпадая под другой специальный режим - единый налог на вмененный доход.

Необходимо  учитывать интересы налогоплательщиков выбравших такой вид УСН как  «доходы минус расходы». Следует  расширить список расходов, учитываемых  при применении данного налогового режима (амортизация, НИОКР, расходы  на рекламу и т.д.). Во избежание  произвола со стороны налоговых  органов необходимо более четко  прописать в Налоговом Кодексе  учитываемые расходы. Следует также  расширить перечень фирм, имеющих  право применять УСН, приведя  его в соответствие с законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Необходимы  также более низкие ставки УСН 5% от выручки или 12% от дохода. Это позволило  бы значительно облегчить налоговое  бремя субъектов малого предпринимательства  и стимулировало бы их успешную работу на благо российской экономики.

Российский  фонд поддержки предпринимательства  «Опора» считает, что в результате принятых мер возможно снижение налогового бремени и направление высвободившихся  средств в следующих направлениях:

1) увеличение фонда оплаты труда.

Дополнительные  средства в несырьевых отраслях экономики (особенно в легкой и пищевой промышленности и машиностроении), могут быть направлены на увеличение фонда оплаты труда, тем  более, что официальный уровень  оплаты труда в них заметно  ниже, чем в отраслях, связанных  с добычей и переработкой нефти  минерального сырья. В этих отраслях высвобождаемые средства могут быть использованы на выравнивание заработной платы с целью привлечения  квалифицированных кадров. При прочих равных условиях рост доходов населения  в результате роста заработной платы  стимулирует платежеспособный спрос  со стороны бедных слоев населения  и рост сбережений со стороны более  обеспеченных граждан. Дополнительным эффектом может стать небольшое  увеличение импорта потребительских  товаров. Учитывая, что в настоящее  время практические механизмы использования  сбережений населения развиты слабо, маловероятно, что это приведет к  заметному росту инвестиций.

Информация о работе Анализ действующего механизма применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Глав-Пресс»