Анализ действующего механизма применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Глав-Пресс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:25, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. …………………………8
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса. ………………………………………… 8
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения.......12
1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения...25
1.4 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН. …………………………………………………………......33
1.5 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения.....48
1.6 Оптимизация системы УСН. ……………………………………………….56
1.7 Пути увеличения собираемости налогов по УСН. ………………………..61
2 Анализ действующего механизма применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Глав-Пресс».. ……………………….....67
2.1. Анализ порядка отражения доходов и расходов в
ООО «Глав-Пресс» ………………………………………………………....73
2.2. Порядок исчисления и уплаты единого налога по данным ООО «Глав-Пресс» за 2011 год. …………………………………………………......…..76
2.3 Сравнительный анализ результатов деятельности ООО «Глав-Пресс» при применении упрощенной системы налогообложения по ставке
6% и 15% . ……………………………………………………………………….82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………..88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ….. ………………………...92

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ВОТУМ.docx

— 134.42 Кб (Скачать файл)

· если общее число работников, занятых в организации, не превышало  предельной численности, установленной  в соответствии с Законом;

· если организация не имела  просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период;

· если организацией своевременно были сданы необходимые расчеты  по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Организациям, применяющим  УСН, предоставлялось право оформления первичных документов бухгалтерской  отчетности и ведения книги учета  доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана  счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета  и отчетности.

Действие УСН распространялось на индивидуальных предпринимателей и  организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам  гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Предельная численность  работающих для организаций включала численность работающих в их филиалах и подразделениях.

Под действие УСН не подпадали  организации, занятые производством  подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных  структурных подразделений действующих  предприятий, а также кредитные  организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Субъекты малого предпринимательства  имели право в предусмотренном  Законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета  и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором  произошла подача заявления на право  применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика  не превысил суммы стотысячекратного  минимального размера оплаты труда, установленного законодательством  Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла  подача заявления.

Вновь созданная организация  или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление  на право применения УСН считались  субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная  регистрация.

Объектом обложения единым налогом организаций в УСН  устанавливался совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая  выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения  осуществлялся органом государственной  власти субъекта Российской Федерации.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, устанавливались следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению:

· в федеральный бюджет в размере 10 процентов от совокупного  дохода;

· в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в  суммарном размере не более 20 процентов  от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения для субъектов  малого предпринимательства определенных категорий являлась валовая выручка, устанавливались следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:

· в федеральный бюджет в размере 3,33 процента от суммы валовой  выручки;

· в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в  размере не более 6,67 процента от суммы  валовой выручки.

Для исчисления и уплаты УСН по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация  предоставляла в налоговый орган  в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего  уплате единого налога с зачетом  оплаченной стоимости патента, а  также выписку из книги доходов  и расходов (по состоянию на последний  рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета  и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе  налогообложения, учета и отчетности могли осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый  орган в срок не позднее чем  за 15 дней до завершения календарного года. При превышении определенной Законом предельной численности  работающих налогоплательщики переходили на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с  квартала, следующего за кварталом, в  котором должен быть представлен  отчет.

Таким образом, среди преимуществ  упрощенной системы налогообложения (УСН), действовавшей в то время, можно  отметить:

· замену уплаты почти всей совокупности налогов и сборов уплатой  единого налога, что, как правило, приводило к снижению налогового бремени по сравнению с традиционной системой;

· ведение учета по значительно  упрощенной схеме, что по силам даже предпринимателю, не имеющему специальных  знаний в области учета;

· УСН позволила предпринимателям с большей степенью определенности прогнозировать хозяйственную деятельность, так как не нужно было учитывать  весь комплекс существующих налогов;

· право выбора системы  налогообложения было оставлено  за предпринимателем: он мог применять  УСН, мог вернуться к принятой ранее системе.

Что касается минусов УСН, то они оказались куда более значительными. Вот их перечень:

· применение УСН далеко не всегда уменьшало налоговое бремя, особенно если на предприятии основные затраты шли на оплату труда (такое  предприятие вынуждено платить  значительный по сумме единый социальный налог);

· единым налогом заменялись многие, но не все налоги. Так, например, сохранялся единый социальный налог  с достаточно сложной процедурой исчисления и уплаты;

· покупатели продукции малых  предприятий не могли предъявлять  к зачету НДС по приобретенной  от малых предприятий продукции  просто потому, что в рамках упрощенной системы налогообложения НДС  не уплачивается. Отсюда следовала  невозможность возврата НДС. Как  известно, величина НДС, принимаемого к зачету при исчислении налога, передается по цепочке от поставщика к покупателю и от него к последующим  покупателям. Если в этой цепочке  оказывалось малое предприятие, перешедшее на упрощенную систему налогообложения, то следующие за ним покупатели лишались этого права, что было равновесно для них существенному увеличению цены. Это обстоятельство ограничивало область целесообразного применения упрощенной системы предприятиями либо работающими непосредственно на розничную торговлю, либо наоборот, стоящими в самом начале технологической цепи, т.е. производящими продукцию из собственного сырья.

· применение УСН не способствовало повышению конкурентоспособности  продукции малых предприятий  и росту спроса на их продукцию;

· выбор объекта обложения (совокупный доход или валовая  выручка) осуществлялся органом  власти, а не налогоплательщиком; состав затрат малого предприятия, подлежащих вычету для формирования совокупного  дохода согласно данному закону, был  очень слабо связан с порядком калькулирования себестоимости  в целях налогообложения прибыли. Более того, перечень затрат был  явно неполный, что приводило к  завышению совокупного дохода и  росту налога;

· применять УСН мог  весьма ограниченный круг предприятий, поскольку законом «Об упрощенной системе налогообложении учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства» были предусмотрены  собственные (отличные от принятых в  законе «О государственной поддержке  малого предпринимательства») критерии отнесения предприятий к субъектам  малого предпринимательства. Упрощенную систему было целесообразно использовать на предприятиях, ведущих несложную  хозяйственную деятельность, причем только один ее вид, а также имеющих  небольшое число поставщиков  и покупателей и не использующих сложные системы взаимных расчетов с поставщиками и покупателями. У  многих предприятий хозяйственная  деятельность являлась достаточно сложной  и многоплановой (много поставщиков, много видов деятельности и т.п.), было необходимо тщательное ведение  аналитического учета, поэтому переход  на упрощенную систему приводил к  утрате контроля за деятельностью предприятия;

· УСН не гарантировало  стабильности для предпринимателя, особенно для растущего бизнеса. Любое изменение в его деятельности, приводящее к несоответствию критериям  отнесения к субъектам УСН, обязывало  предприятие возвратиться к «принятой  ранее» системе (т.е. к традиционной) и влекло за собой серьезные санкции, поэтому быстрорастущие предприятия  были вынуждены параллельно вести  и традиционный учет;

· имела место путаница в льготах. Например, стало непонятно, сохраняются ли льготы по ускоренной амортизации, предусмотренные законом  «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Особую важность этот вопрос приобрел в связи с изменением законодательства о налоге на прибыль.

· наконец, уплата стоимости  патента в рамках УСН фактически являлась завуалированной формой авансового платежа по единому налогу. То, что  платежи являлись авансовыми, не слишком  способствовало развитию малого предпринимательства  еще не начав работать и не получив  прибыль, предприниматель уже оказывался должен государству. Хотя в некоторых  региональных зонах, в частности  в законе г. Москвы, было определено бесплатное получение патента юридическими лицами, большинство региональных законов  предполагают конкретные и весьма серьезные  суммы оплаты патента. Годовая стоимость  патента для организаций и  предприятий устанавливается с  учетом ставок единого налога органами власти субъектов Федерации. Субъекты Федерации использовали свое право  самостоятельного установления стоимости  патента, как для юридических, так  и для физических лиц весьма разнообразно.

Вследствие вышеперечисленных  недостатков 13 апреля 2002 года Правительство  внесло на рассмотрение Государственной  думы проект Федерального закона, предусматривающий  дополнение части второй Налогового кодекса РФ главой 26.2 «Упрощенная  система налогообложения для  субъектов малого предпринимательства». Закон был принят 24 июля 2002 года и субъекты малого предпринимательства смогли воспользоваться новой упрощенной системой налогообложения с 1 января 2003 года.

Таким образом, подводя итоги  главы можно сделать вывод  о том, что упрощенная система  налогообложения активно используется в мировой практике для развития малого и среднего бизнеса. В постсоветской  России также происходит становление  и развитие системы упрощенного  налогообложения.

 

1.4 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН.

Положения главы 26.2 Налогового кодекса «Упрощенная  система налогообложения», нормы  которой вступили в силу с 1 января 2003 года и в значительной мере снижают  ограничения по переходу отдельных  хозяйствующих субъектов на упрощенную систему налогообложения.

Упрощенная  система налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями  применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах.

Применение  упрощенной системы налогообложения  организациями предусматривает  замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций  и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.

Организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не признаются налогоплательщиками  налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему  налогообложения, производят уплату страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Иные  налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом  налогообложения.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему  налогообложения, сохраняются действующие  порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Переход к упрощенной системе налогообложения  или возврат к общему режиму налогообложения  осуществляется организациями и  индивидуальными предпринимателями  добровольно в порядке, предусмотренном  Налоговым кодексом.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором  организация подает заявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 45 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в  период с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году, начиная с  которого налогоплательщики переходят  на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту  своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации  в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена  упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта  налогообложения после подачи заявления  о переходе на упрощенную систему  налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый  орган до 20 декабря года, предшествующего  году, в котором впервые применена  упрощенная система налогообложения.

Информация о работе Анализ действующего механизма применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО «Глав-Пресс»