Экономический анализ основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского и налогового учета основных средств, проведение экономического анализа и аудита на основе действующего предприятия ООО «Сигнал». Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
изучить действующее законодательно-нормативное регулирование основных средств;
рассмотреть основные вопросы бухгалтерского учета основных средств и предложить пути совершенствования учета с использованием ЭВМ;
изучить методологию аудиторской проверки основных средств и провести аудиторскую проверку на предприятии;

Содержание работы

Введение 2
Обзор экономической литературы 5
Экономическая характеристика 8
1. Учет основных средств: бухгалтерский и налоговый 12
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета основных средств 12
1.2 Учет поступления основных средств 14
1.3 Амортизация основных средств 20
1.4 Выбытие основных средств 25
1.5 Автоматизация бухгалтерского учета 29
2. Аудит учета основных средств 35
2.1 Методология аудиторской проверки 35
2.2 Аудит учета сохранности основных средств 43
2.3 Аудит учета движения основных средств 47
2.4 Аудит учета амортизации и ремонта основных средств 54
3. Экономический анализ основных средств 59
3.1 Анализ структуры основных средств и ее изменения 59
3.2 Анализ движения ОПФ и его техническое состояние 60
3.3 Анализ эффективности использования основных средств и влияние
экстенсивности и интенсивности ОФ на прирост объема продукции 61
Выводы и предложения 63
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

При этом могут быть выполнены процедуры:     

получить список объектов основных средств, выбывших в течение отчетного  периода, с указанием первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации на день выбытия; продажной цены; финансового результата от операции. Сверить данные полученной информации с данными по кредиту счета 01 «Основные средства», дебету счета 02 «Амортизация основных средств», данными счета 91 «Прочие доходы и расходы», и счета 99 «Прибыли и убытки»;

проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию  основных средств и их документальное оформление;

проанализировать по каждой операции выбытия (при значительных объемах выборочно) правильность списания основных средств и определения финансового результата.

В ходе проверки выбытия основных средств аудитор устанавливает  причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого  используются договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема передачи основных средств, данные аналитического учета.

При проверке выбытия основных средств  необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную  стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства.

При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения необходимо обратить внимание на составление счетов - фактур и их регистрацию в книге продаж.

Аудитор должен учесть, что в случае реализации основных средств по цене продажи ниже остаточной, НДС должен быть начислен и уплачен в бюджет со стоимости основных средств не ниже остаточной. Дополнительное начисление НДС в этом случае производится по отдельному расчету и осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Независимо от причины выбытия (безвозмездная передача, вклад в  уставной капитал, продажа, сдача в  долгосрочную аренду, в результате стихийных бедствий и экстремальных случаев, хищений, выявленных недостач) все операции отражаются на счете 01/2 «Выбытие основных средств». Количество операций по выбытию основных средств обычно незначительно, поэтому  рекомендуется проверить соблюдение правильности их оформления, полноты отражения на счете 01/2, правильности выявления и списания полученных доходов (потерь), соблюдения требований действующего налогового законодательства.

Так, при безвозмездной передаче и продаже    основных средств  по цене ниже рыночной особое внимание следует уделить объектам, переданным безвозмездно или реализованным физическим лицам, так как предприятие обязано  в этом случае удержать и перечислить в бюджет подоходный налог.

              Аудитору, необходимо выяснить, уплачиваются ли предприятием в бюджет местные налоги (например, на продажу транспортных средств, средств вычислительной техники и др.) по реализованным основным средствам; во всех ли установленных законом случаях, предприятие начислило (дебет счета 01, кредит счета 68) и уплатило в бюджет (дебет счета 68, кредит счета 51) НДС при выбытии основных средств.

В ходе аудита выбытия основных средств  проведем сверку полученного списка объектов основных средств, выбывших в  течение отчетного периода [см. прил. Д] с данными по кредиту счета 01, дебету счета 02, с данными счетов 91и 99. При сверке отклонения не обнаружились.

Все виды выбытия основных средств  осуществлялись на основании письменного  разрешения руководителя, и при непосредственном участии оценочной комиссии.

Осуществим проверку выбытия основных средств на примере списания и  продаж.

В декабре 2003 года в результате полного начисления амортизации был списан аккумулятор, по акту о списании основных средств. На основании акта о списании сделаны проводки:

Дебет   91      Кредит   01

      -  1350руб. – списана   остаточная стоимость

Дебет    02      Кредит   01

     -  1350руб. – списана  амортизация 

На основании акта о ликвидации заполняется журнал-ордер № 13. По данным журнала ордера определяется прибыль или убыток от ликвидации. В данном случае был определен убыток от списания аккумулятора.

Основные средства предприятия подразделяются на собственные и арендованные. Собственные основные средства принадлежат предприятию, а арендованные находятся у него на условиях аренды - текущей или долгосрочной. Взаимоотношения между арендатором и арендодателем регулируются договором аренды, составленным в письменной форме с соблюдением требований гражданского законодательства.

На что следует обратить внимание при проверке  основных средств, арендованных в порядке текущей аренды. Это, прежде всего -  наличие договоров аренды, порядок приемки на учет таких основных средств и их учет на предприятии.

Учет основных средств на условиях текущей аренды должен вестись на забалансовом счете 001. По каждому арендованному объекту в бухгалтерии предприятия должна быть копия инвентарной карточки формы № ОС-6 арендодателя. Приемка объекта в аренду оформляется актом по форме № ОС-1.

Предприятия-арендодатели причитающуюся  с арендатора арендную плату за сданные в текущую аренду основные средства с учетом НДС включают в состав операционных доходов (дебет субсчета 76, кредит субсчета 91), а сумму износа по сданному в аренду имуществу включают в состав операционных расходов (дебет субсчета 91, кредит счета 02). При этом они являются плательщиками в бюджет НДС.

Затраты по текущему ремонту арендованных основных средств осуществляются арендатором, а по капитальному - в зависимости  от условий договора за счет средств  арендатора или арендодателя.

Аудитору предстоит проверить  указанные вопросы и отразить в своем заключении отступления  от установленных требований и правил.

Учет основных средств, арендуемых в прядке долгосрочной аренды, ведут  на одноименном балансовом счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Во-вторых, предприятия, арендующие основные средства в порядке долгосрочной аренды, начисляют ежемесячно в общеустановленном порядке износ, учитываемый на счете 02, субсчет «Износ арендованных основных средств» (дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44, кредит субсчета 02-2). Таким образом, аудитор должен проверить не только правильность организации учета основных средств на предприятии в порядке долгосрочной аренды, но также и состояние расчетов с арендодателем на основе заключенных договоров долгосрочной аренды.

Необходимо проверить наличие  актов выверки взаимных расчетов арендатора и арендодателя.

Особенности аудита основных средств, арендованных у физических лиц в том, что многие предприятия арендуют у физических лиц автомобили, это гораздо выгоднее, чем приобретать их в собственность. Аудитор должен ознакомиться с договорами на аренду, которыми обусловлены порядок расчетов, условия возмещения расходов по ремонту и эксплуатации автомашин.

Арендная плата по договору аренды с физическими лицами включается в затраты арендатора с одной стороны и доходы арендодателя - с другой (дебет счетов, 20, 23, 26, 44, кредит субсчета 76-3). Суммы начисленной арендной платы облагаются налогом на доходы физических лиц (дебет счета 70, кредит счета 68). Платежи во внебюджетные фонды с сумм арендной платы, начисленной арендодателям — физическим лицам за арендуемое у них имущество, не начисляют.

Если объекты основных средств  арендуются у физических лиц, являющихся предпринимателями, то с начисленной арендной платы удержание налога на доходы физических лиц не производится. Ежеквартально обо всех таких выплатах предприятие информирует налоговую инспекцию.

Аудитор должен убедиться, что предприятие  соблюдает правила учета расчетов с арендодателями - физическими  лицами и требования налогового законодательства.

В ООО «Сигнал» аренда основных средств не осуществляется, поэтому аудит аренды основных средств не произведен.

 

               2.4   Аудит учета амортизации  и ремонта основных средств.

На данном этапе аудита осуществляется:

проверка соблюдения положений  учетной политики организации по амортизации основных средств;

проверка правильности отнесения  объектов амортизационных отчислений к той или иной группе основных средств;

проверка расчетов сумм ежемесячных  амортизационных отчислений;

проверка своевременности и  правильности их отражения в учете.

Определение правильности начисления и отражения в учете амортизационных  отчислений проводится на соответствие соблюдению бухгалтерских правил, установленных  ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств. Для этого привлекаются положения приказа по учетной политике организации; показатели разработочной таблицы по расчету амортизации основных средств.

Аудитору необходимо получить перечень объектов основных средств, по которым применяются особые условия начисления амортизации или его прекращения, в частности:

с истекшими нормативными сроками  эксплуатации;

по которым амортизация не начисляется;

находящихся на консервации;

по которым начисление амортизации приостановлено;

по которым применяется ускоренная амортизация;

непроизводственного назначения;

используемых организацией по договору аренды;

переданных организацией в аренду.

Применение того или иного способа  начисления амортизации по группе одно родных объектов основных средств должно производиться в течение всего срока полезного использования.

Выборочным способом аудитор проверяет  правильность установления срока полезного  использования основного средства, поскольку от этого зависит сумма  амортизационных отчислений отчетного периода и установление нормы амортизационных отчислений. В случае выявления неправильно установленных норм аудитор определяет, насколько завышена (занижена) себестоимость продукции (работ, услуг).

Необходимо проверить правильность сроков начала и окончания начисления амортизации, регулярность начисления амортизации, правомерность использования понижающих и повышающих коэффициентов начисления амортизации.

Выборочно проверяют арифметические расчеты амортизационных отчислений по ведомости амортизационных отчислений.

Одним из важных вопросов аудита амортизационных  отчислений является проверка правомерности  отнесения амортизационных отчислений на себестоимость продукции (работ, услуг). Аудитор должен определить, к какой группе основных средств относятся объекты (производственные или непроизводственные), используются основные средства при производстве продукции (работ, услуг) или сданы в текущую аренду. Амортизационные отчисления по основным средствам непроизводственной сферы относятся за счет собственных источников средств, а по объектам, сданным в аренду, на счет прибылей и убытков.

Обобщая практику аудиторских проверок, отметим наиболее частые нарушения  в части амортизационных отчислений (таблица 2.4).

Ошибки при начислении амортизации                                             Таблицы 2.4

Вид выявленного нарушения по амортиз-м  начислениям

Положения, какого документа нарушены

Последствия нарушения

Неправильное определение первоначальной стоимости объектов (ее завышение  или занижение)

Пункты 3.1-3.7 ПБУ 6/01

Завышение (занижение) суммы аморт-х  отчислений, что приводит к искажению  налогооблагаемой прибыли 

Не начисление амортизации в  случае по лучения организацией убытка

Пункт 4.9.ПБУ 6/01

Искажение финансового результата хозяйственной деятельности и продление срока полезного использования амортизируемого объекта

Начисление амортизации один раз  в квартал (при составлении квартальной  отчетности)

Пункт 4.3,4.9 ПБУ 6/01

Нарушение принципа временной определенности факта хозяйственной деятельности. Искажение финансового результата по отдельным периодам.

Начисление амортизации по объектам, по которым стоимость полностью  с амортизирована

Пункт 4.7 ПБУ 6/01

Искажение показателей бухгалтерской  отчетности. Завышение себестоимости  продукции (работ, услуг), уменьшение налогооблагаемой прибыли, а также стоимости имущества при начислении налога на имущество юридических лиц.

Ошибки в определении сроков начала и окончании начисления амортизации 

Пункт 4.6 ПБУ 6/01

Преждевременное начало начисления амортизации означает занижение налогооблагаемой прибыли, так же как и не своевременное окончание начисления амортизации.

Не начисление амортизации по капитальным  затратам в арендованные средства

Пункт 65 Методических указаний по учету  основных средств

Занижение себестоимости выпускаемой  продукции. Искажение показателей  бухгалтерской отчетности.


 

При проведении проверки амортизационных  отчислений могут быть использованы аналитические процедуры:

сопоставление остатков по счетам учета  основных средств (счет 01) и накопленной амортизации текущего года с данными за предшествующие периоды и оценка их изменений;

сопоставление остатка накопленной  амортизации за текущий год с  остатками за предшествующие периоды.

Проведем аудит правильности начисления амортизации основных средств по ООО «Сигнал».

Информация о работе Экономический анализ основных средств