Экономический анализ основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского и налогового учета основных средств, проведение экономического анализа и аудита на основе действующего предприятия ООО «Сигнал». Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
изучить действующее законодательно-нормативное регулирование основных средств;
рассмотреть основные вопросы бухгалтерского учета основных средств и предложить пути совершенствования учета с использованием ЭВМ;
изучить методологию аудиторской проверки основных средств и провести аудиторскую проверку на предприятии;

Содержание работы

Введение 2
Обзор экономической литературы 5
Экономическая характеристика 8
1. Учет основных средств: бухгалтерский и налоговый 12
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета основных средств 12
1.2 Учет поступления основных средств 14
1.3 Амортизация основных средств 20
1.4 Выбытие основных средств 25
1.5 Автоматизация бухгалтерского учета 29
2. Аудит учета основных средств 35
2.1 Методология аудиторской проверки 35
2.2 Аудит учета сохранности основных средств 43
2.3 Аудит учета движения основных средств 47
2.4 Аудит учета амортизации и ремонта основных средств 54
3. Экономический анализ основных средств 59
3.1 Анализ структуры основных средств и ее изменения 59
3.2 Анализ движения ОПФ и его техническое состояние 60
3.3 Анализ эффективности использования основных средств и влияние
экстенсивности и интенсивности ОФ на прирост объема продукции 61
Выводы и предложения 63
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Дебет 02 Кредит 01/2

           –  списана начисленная амортизация.

Дебет 91 Кредит 01/2

           –  списана остаточная  стоимость  объекта основных средств.

Дебет 99 Кредит 91

          – списаны  убытки по списанию (ликвидации) объекта.

Дебет 10 Кредит 91

           –  отражены материалы по стоимости  возможной продажи, полученные  при ликвидации основных средств.

Если основные средства выбывают в  результате вклада в уставной капитал других организаций, то это отражается следующими проводками:

Дебет 01/2 Кредит 01

            – списана первоначальная стоимость  объекта основных средств.

Дебет 02 Кредит 01/2

            – списана начисленная амортизация.

Дебет 58 Кредит 01/2

            – отражена сумма вклада в  оценке, установленной договором.

Дебет 58 Кредит 91

            – отражено превышение стоимости  объекта основных средств над  его остаточной стоимостью (прибыль).

Дебет 91 Кредит 01/2

            – отражено превышение остаточной стоимости объекта основных средств над стоимостью, согласованной учредителями (убыток).

При выбытии основных средств в  качестве безвозмездной передачи отражается следующими проводками:

Дебет 01/2 Кредит 01

            – списана первоначальная стоимость объекта основных средств.

Дебет 02 Кредит 01/2

            – списана начисленная амортизация.

Дебет 91 Кредит 01/2

            – списана остаточная стоимость  объекта.

Дебет 91 Кредит 68

            – начислен НДС исходя из  рыночной цены объекта основных средств.

Другими причинами выбытия основных средств могут являться: передача основных средств в обмен на другое имущество, списание по причине недостачи  и порчи и т.д.

Выручка от продажи основных средств  является доходом организации. Доход для целей налогообложения определяется, как и доход в бухгалтерском учете. Связано это с тем, что п. 2 ст. 249 НК РФ и п. 10.1 ПБУ 6/01 предъявляют одинаковые требования к порядку определения прибыли, что в выручку должны включаться все поступления, связанные с продажей имущества.

Доходы от реализации основных средств  надо уменьшить на их остаточную стоимость. Определение остаточной стоимости  имущества, при расчете налога на прибыль дается в ст. 257 НК РФ, она  равна разнице между первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации. Определяя налогооблагаемую прибыль, организация, помимо остаточной стоимости имущества, вправе уменьшить выручку от реализации на другие расходы связанные с реализацией.

Сопоставив в налоговом учете доход, полученный от реализации основных средств, с понесенными при этом расходами, бухгалтер получит налогооблагаемую прибыль или убыток.

В том случае, если получена прибыль, она должна включаться в налоговую  базу в том отчетном периоде, когда  основные средства были проданы. Если же получен убыток, то он включается в состав прочих расходов, но не сразу, а равными долями в течение определенного периода. Такой период рассчитывается в месяцах и равен разнице между сроком полезного использования и фактическим сроком службы основного средства до его продажи.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ, на сумму  реализованного основного средства нужно начислить налог на добавленную  стоимость.

Когда организация списывает основные средства, то она не получает никаких  поступлений, а значит, сумма выручки равна нулю. Если основное средство полностью амортизировано, то его остаточная стоимость также равняется нулю и организация не получает никаких убытков. Убытки организация получит только в том случае, если спишет основные средства, срок полезного использования которых еще не истек.

Остаточная стоимость для выбывающего  основного средства в бухгалтерском  и налоговом учете может различаться. Во-первых, это связано с тем, что  в налоговом и бухгалтерском  учете по-разному формируется первоначальная стоимость основных средств. Во-вторых, методы начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете так же могут различаться.

В ООО «Сигнал» за 2003 год выбыл путем списания аккумулятор. На предприятии при выбытии аккумулятора были сделаны следующие проводки:

Дебет   91      Кредит   01

             -  1350руб. – списана  остаточная  стоимость

Дебет   02      Кредит   01

             -  1350руб. – списана амортизация 

При списании объекта основных средств  в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре и оформляется актом (накладной) по форме ОС-1. На основании этого документа делается соответствующая запись в инвентарной карточке учёта основных средств по форме ОС-6. [см. прил. Д]

Доходы и расходы от списания в бухгалтерском учете объектов основных средств отражаются  в  отчетном периоде, к которому они  относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств в бухгалтерском  учете подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

              Для определения целесообразности  или непригодности объектов основных  средств к дальнейшему использованию,  невозможности или неэффективности  его восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов, в организации (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

              Результаты принятого комиссией  решения оформляются актом на списание основных средств (форма N ОС-4) или актом на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а) с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин нецелесообразности использования и невозможности восстановления, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации [см. прил. Д].

 

 

 

             1.5 Автоматизация бухгалтерского  учета основных средств.

  В последнее время бухгалтерский  учёт становится учётом автоматизированным. Использование персональных компьютеров для автоматизации бухгалтерского учёта является важной составной частью системы информационного обеспечения всей деятельности предприятия.

  Безусловно, компьютерная программа  не может заменить грамотного бухгалтера, но она позволит сэкономить  его время и силы за счёт автоматизации рутинных операций, найти арифметические  ошибки в учёте и отчётности, оценить текущее финансовое положение  предприятия и  его перспективы. Кроме  того,   автоматизированные  системы бухгалтерского учёта способны помочь  подготовить и сохранить в электронном виде первичные отчётные   документы, а   также бланки часто повторяющихся форм  (платёжные поручения,  счета-фактуры,   приходные и   расходные   ордера,   авансовые   отчёты и другие) с уже сформированными реквизитами предприятия. Основные фонды являются основным элементом производственного процесса. Однако их роль возрастает с повышением уровня автоматизации производства и управления. Для каждого участка учёта нужно предусмотреть автоматизированные рабочие места, соответствующие их функциональному назначению. При этом принципы создания АРМ должны быть общими: системность,  гибкость, устойчивость, эффективность.

В ООО «Сигнал» учёт ведётся частично с использованием персональных ЭВМ  в автоматизированной форме, частично вручную, путём выполнения расчётов и передачи их обобщенной информации на ЭВМ. Хотя в бухгалтерии есть компьютер, такие большие таблицы, как «Расчёт амортизации основных средств» и “Переоценка основных средств” составляют без его помощи.

   Учет работ  и видов оказываемых услуг  ведется по программе «1С Предприятие», версия 7.7. Программа «1С Предприятие», версии 7.7 является универсальной  системой для  автоматизации  ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные системы учета, различные методологии учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности.

В хозяйственной деятельности организации особая роль принадлежит  основным средствам. Основные средства (ОС) – часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если его продолжительность более 12 месяцев.

В процессе бухгалтерского учета основных средств можно  выделить несколько этапов, имеющих  самостоятельное значение, документальное оформление и нормативное регулирование, в частности:

отражение поступления  ОС и их зачисление на баланс организации;

начисление амортизации;

перемещение ОС;

оформление выбытия  ОС с баланса организации.

  Для учета ОС, зачисляемых  на баланс организации, используется  счет 01 «Основные средства». Вместе  с тем, отражение в учете  факта поступления ОС и зачисления их на баланс организации зависит от того, каким образом они приобретены.

  Среди наиболее  распространенных вариантов поступления  ОС в организацию можно выделить:

приобретение за плату  у других организаций;

строительство хозяйственным или  подрядным способом;

вклад в уставный (складочный) капитал;

получение в безвозмездное пользование;

обмен на другие ценности по договору мены.

Каждый из перечисленных вариантов  имеет свои особенности, регулируемые Положением по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденный приказом Минфина России от 30 марта 2001г. № 26н.

В Плане счетов для  учета затрат в долгосрочные инвестиции предусмотрен балансовый счет 08 «Вложения  во внеоборотные активы». По дебету счета  собираются затраты, с кредита счета  списывается первоначальная стоимость объекта при передаче его в эксплуатацию, а также сумма затрат, покрываемых за счет источников инвестиций.

Приобретение за плату отдельных  объектов ОС является наиболее распространенным вариантом поступления ОС в организацию.

Принятие ОС в бухгалтерском  учете фактически означает ввод в  эксплуатацию и оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств по типовой форме ОС-1. Для отражения в учете этого  акта хозяйственной деятельности в  «1С Предприятие 7.7» предназначен документ «Ввод в эксплуатацию ОС». Его следует использовать для зачисления на баланс организации (по дебету счета 01 «Основные средства») основных средств, ввод в эксплуатацию которых оформляется актом по форме ОС-1 независимо от варианта их поступления в организацию.

 В верхней части указываются  номер (реквизит «Акт ввода  в эксплуатацию ОС №») и дата (реквизит «от») акта (накладной)  приемки-передачи ОС.

 Далее в реквизите  «Вариант поступления» следует  указать, каким образом поступило  в организацию данное основное средство из предложенного перечня:

приобретение отдельных объектов ОС;

приобретение земельных участков;

приобретение объектов природопользования;

строительство объектов ОС;

вклад в уставной капитал;

безвозмездное пользование;

договор мены.

Выбор определяет дальнейший диалог, а также корреспонденцию счетов при проведении документа.

После этого в реквизите  «Основное средство» выбором  из справочника «Основные средства»  следует выбрать объект, вводимый в эксплуатацию, и заполнить его  реквизиты. 

Для заполнения реквизитов основного  средства, наименование которого уже  внесено в справочник, нужно выбрать  его в списке объектов и ввести команду «Действие/ Редактировать». Для ввода в справочник нового основного средства достаточно нажать на клавишу Insert. При этом на экране откроется форма.

  Единицей бухгалтерского учета  ОС является инвентарный объект.

Каждому новому объекту ОС в «1С  Предприятие 7.7» автоматически присваивается  инвентарный номер.

В реквизите «Наименование» указывается  наименование основного средства по документам поставщика.

  В поле «Группа» следует  выбрать категорию,  к которой  относится данное основное средство. В программе основные средства  классифицированы по следующим  группам:

здания (кроме жилых);

передаточные устройства;

машины и оборудование;

транспортные средства;

инструмент;

другие виды ОС.

В зависимости от   деятельности организации основные средства подразделяются на основные средства производственного  и непроизводственного назначения (периодический реквизит «Назначение»). Если основные средства используются для извлечения прибыли (дохода), то их считают производственными, а если используются в социальных целях – относят к непроизводственным. Следует отметить, что в процессе эксплуатации отдельные основные средства могут переходить из производственных в непроизводственные и наоборот.

Это, в свою очередь, определяет счет начисления амортизации (периодический  реквизит «Счет амортизационных  начислений») для ОС, стоимость  которых  погашается через амортизационные  начисления. В зависимости от выбранного счета амортизационных начислений дополнительно запрашивается аналитическая информация.

  При вводе основного средства  в эксплуатацию важным является  выбор способа амортизации основного  средства.

Информация о работе Экономический анализ основных средств