Экономический анализ основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского и налогового учета основных средств, проведение экономического анализа и аудита на основе действующего предприятия ООО «Сигнал». Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
изучить действующее законодательно-нормативное регулирование основных средств;
рассмотреть основные вопросы бухгалтерского учета основных средств и предложить пути совершенствования учета с использованием ЭВМ;
изучить методологию аудиторской проверки основных средств и провести аудиторскую проверку на предприятии;

Содержание работы

Введение 2
Обзор экономической литературы 5
Экономическая характеристика 8
1. Учет основных средств: бухгалтерский и налоговый 12
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета основных средств 12
1.2 Учет поступления основных средств 14
1.3 Амортизация основных средств 20
1.4 Выбытие основных средств 25
1.5 Автоматизация бухгалтерского учета 29
2. Аудит учета основных средств 35
2.1 Методология аудиторской проверки 35
2.2 Аудит учета сохранности основных средств 43
2.3 Аудит учета движения основных средств 47
2.4 Аудит учета амортизации и ремонта основных средств 54
3. Экономический анализ основных средств 59
3.1 Анализ структуры основных средств и ее изменения 59
3.2 Анализ движения ОПФ и его техническое состояние 60
3.3 Анализ эффективности использования основных средств и влияние
экстенсивности и интенсивности ОФ на прирост объема продукции 61
Выводы и предложения 63
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Такая проверка осуществляется на основе изучения документов, содержащих ее результаты.

Аудитор должен проверить: подверглись  ли переоценке все основные средства или их часть; не производилась ли переоценка земельных участков и объектов природопользования, числящихся в составе основных средств каким способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам); имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверить правильность расчетов; менялась ли степень после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.

В соответствии с Порядком проведения переоценки основных фондов организации  для определения их полной восстановительной  стоимости могут использовать либо индексный метод, либо метод прямой оценки.

При индексном методе организации  осуществляют организацию балансовой стоимости отдельных объектов с  применением индексов изменения  стоимости основных средств, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам машин и оборудования, транспортных средств и других основных средств, по регионам, периодам изготовления, приобретения.

При индексном методе за базу принимается  полная балансовая стоимость отдельных  объектов основных средств, которая  определяется по результатам инвентаризации. Износ по основным средствам  пересчитывается на соответствующий индекс изменения стоимости.

Метод прямой оценки восстановительной  стоимости основных средств является наиболее точным и позволяет исправить  погрешности, накопившиеся в результате применения средне групповых индексов в ходе предшествующих переоценок. Восстановительная стоимость основных средств при данном методе определяется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на новые объекты, аналогичные оцениваем по состоянию на 1 января.

Для подтверждения рыночных цен  могут быть использованы:

данные о ценах на аналогичную  продукцию, полученные в письменной форме от организаций изготовителей;

сведения об уровне цен, полученные в органах государственной статистики;

сведения об уровне цен, опубликованные в СМИ, специальной литературе, каталогах, рекламных объявлениях, пресс-релизах;

экспертные заключения о рыночной стоимости объектов основных средств.

Для подтверждения наличия основных средств проводится проверка организации аналитического учета и результатов инвентаризации основных средств.

Аудитор должен также проверить, как  обеспечивается сохранность основных средств.

Проверка проведения инвентаризации основных средств осуществляется аудитором с привлечением первичных документов - инвентаризационных описей (ф. № ИНВ-1. ИНВ-10, ИНВ-18), протоколов заседаний инвентаризационных комиссий, решений руководства организации по итогам проведения инвентаризации.

Проверка материалов инвентаризации необходима аудитору для того, что бы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и аудиторские процедуры.

С помощью процедуры прослеживания  проводится проверка соответствия:

показателей форм бухгалтерской отчетности по основным средствам;

показателей отчетности и Главной  книги;

показателей Главной книги и  регистров синтетического и аналитического учета.

Сверка показателей отчетности по основным средствам может быть оформлена рабочими документами по форме.

  Проверка соответствия  показателей бухгалтерской отчетности  и Главной Книги (или соответствующего  регистра) производится с использованием  ф. № 5.

Дальнейшая проверка проводится по результатам сверки данных Главной  Книги с показателями регистров синтетического и аналитического учета. Сверяются данные инвентарных карточек синтетического учета основных средств. Аудитор может проверить соответствие показателей движения основных средств по группам Ф. № 5 с данными аналитического учета по инвентарным карточкам.  На  данном  этапе  проверки  аудитор  с помощью процедуры прослеживания проверяет правильность отражения данных первичных документов в регистрах аналитического и синтетического учета, записей в Главной книге. Это позволяет ему убедиться в том, правильно ли отражена операция в бухгалтерском учете. 

Согласно приказу «Об учетной  политике» в ООО «Ассорти»  на 2002 год применяется журнально-ордерная форма организации бухгалтерского учета, а во внутрихозяйственном  обороте используются формы первичной документации. К основным средствам относятся средства труда и другое имущество со сроком полезного использования более 1 года.

Аналитический учет основных средств  ведется в инвентарных карточках  учета основных средств, которые  открываются на каждый объект. Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер. Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии. Основные средства учитываются по первоначальной стоимости.

Инвентаризацию проводит постоянно  действующая или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии [см. прил. Д].

Ежегодно по состоянию на 1 ноября по приказу  на  ООО «Сигнал» производилась инвентаризация основных средств. Но по состоянию на 1 ноября 2003 года инвентаризацию не провели, так как инвентаризацию можно проводить 1 раз в 3 года. Поэтому в качестве проверки, как обеспечивается сохранность основных средств, была проведена выборочным способом инвентаризация. Отклонений фактического наличия основных средств от учетных данных не выявлено.

Проверка материалов инвентаризации необходима нам для того, чтобы  убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский  риск и аудиторские процедуры.

Проверим наличие договоров и подлинности подписей ответственных лиц.

С каждым лицом, ответственным за сохранность  основных средств заключаются договора о полной материальной ответственности  на основании приказов руководителя.  

Проверим правильность отнесения  средств к основным на основании актов приема-передачи, инвентарных карточек и книги учета основных средств. Мы должны проверить не числятся ли в составе основных средств объекты, срок службы которых менее 12 месяцев (независимо от стоимости). В ходе проверки сплошным способом такие объекты не были обнаружены.

В ходе инвентаризации были обнаружены объекты основных средств, на которые  не были оформлены инвентарные карточки и акты приема – передачи. При  оформлении инвентарных карточек и  актов приема-передачи не были соблюдены установленные правила. Просмотрев, первичные документы обнаружено, что не на всех стоят подписи: руководителя предприятия, главного бухгалтера.

 

              2.3  Аудит движения учета основных средств.

Целью проверки учета поступления  основных средств является подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию.

На этом этапе необходимо выполнить  следующие процедуры:

получить список (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов. По дебету счета 01 «Основные средства»;

проверить документы и физическое наличие вновь приобретенных  объектов. Проверка проводится выборочно при существенном увеличении объектов основных средств;

определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета;

определить, соблюдены ли соответствующие  положения налогового законодательства;

в случае значительных поступлений  основных средств в течение отчетного  периода определить, была ли списана  стоимость старого оборудования.

 На основании актов формы ОС-1 устанавливают источник их получения:

Дебет 08      Кредит  75 

     - приобретение в качестве вклада в уставный капитал;

Дебет 08    Кредит  98/2

     - безвозмездное получение  от юридических или физических лиц;

Дебет 01   Кредит  08

     - приобретение за  плату или бартерной основе  в порядке капитальных вложений;

Дебет 01   Кредит  03

      - приобретение на  условиях текущей или финансовой  аренды;

Дебет  94   Кредит  01

    -  выявлены неучтенные  объекты.

              Затем проверяют порядок отражения  указанных операций на счетах  бухгалтерского учета. Основные средства, полученные безвозмездно, предприятие принимает на увеличение добавочного капитала (дебет счета 01, кредит счета 83) и на их стоимость увеличивается налогооблагаемая прибыль. Аудитор должен ознакомиться с расчетами величины налогооблагаемой прибыли и убедиться в том, что безвозмездно полученное имущество включено для целей налогообложения в налогооблагаемую прибыль.

По основным средствам, приобретенным  за плату, на бартерной основе, в порядке  реконструкции или технического перевооружения, предприятие должно одновременно при расширенном, воспроизводстве отразить источник их финансирования - чистую прибыль, нераспределенную прибыль прошлых лет фонд накопления.

              Аудитор должен проверить правильность  оформления приобретенных предприятием автомобилей - точность начисления (дебет счета 08, кредит  счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и своевременность перечисления (дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредит счета, 51 «Расчетный счет») в бюджет налога на приобретение транспортных средств, включена ли сумма уплаченного налога в первоначальную стоимость приобретенного автомобиля. Если первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку и провести встречную проверку. Необходимо убедиться в своевременности представления предприятием в налоговую инспекцию справок об уплаченных налогах на приобретение транспортных средств.

Особое внимание аудитор должен обращать на факты приобретения предприятием основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли- продажи в письменной форме с указанием паспортных данных продавца. С суммы,  уплаченной физическому лицу за купленные у него основные средства (дебет счета 08 кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), принадлежащие ему по праву личной собственности, должен быть удержан и перечислен в бюджет в установленном размере подоходный налог  (дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»  кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»). Предприятие обязано сообщить о сумме сделки и удержании налога в свою налоговую инспекцию с указанием фамилии, имени, отчества продавца и места его постоянного проживания. Если физическое лицо зарегистрировано как предприниматель, то при покупке у него основных средств  с него не удерживается подоходный налог.

При аудите операции  по поступлению  основных средств следует обратить внимание  на правильность формирования первоначальной стоимости объекта, так как она является базой  ежемесячного начисления амортизационной стоимости (износа) подлежащей включению в се6естоимость продукции (работ, услуг). Здесь проверяется счет  08 "Вложения во внеоборотные активы" так как на нем выявляется инвентарная стоимость приобретенного объекта, по которой он принимается на учет (дебет счета  01 кредит счета 08). Если основные средства приобретены для эксплуатации в подразделения непроизводственной сферы, то сумма НДС уплаченного должна быть списана за счет источника финансирования.

Приступая к аудиту поступления  основных средств, следует провести формальную проверку первичных документов с точки зрения оформления их в  соответствии с установленными правилами.

Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на 08 "Вложения во внеоборотные активы" на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта.

В ходе аудита поступления основных средств проведем сверку полученного  списка приобретенных объектов  с данными оборотов по дебету счета 01 «Основные средства» главной  книги. Как видно отклонений нет.

Проведем проверку первичных документов и физического наличия вновь приобретенных объектов. Проверку проведем выборочным способом.

В феврале месяце ООО «Сигнал» приобрело антенну для связи с интернет стоимостью  19288 рублей.

Поступление антенны оформлялось  актом приема-передачи основных средств ф. № ОС-1, на основании которого была открыта инвентарная карточка. Проверка физического наличия показала, что антенна пригодна к эксплуатации. Формальная проверка первичных документов с точки зрения оформления показала соответствие их установленным правилам.

Затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, отражаются на счете 08/4 «Приобретение объектов основных средств».

Дебет 08/4      Кредит  60

     -  19288  руб. - стоимость  приобретенной антенны

Дебет  19         Кредит  60

     -   3857 руб. - отражен  НДС  

Дебет  01         Кредит  08/4

     - 19288  руб. – передана  в эксплуатацию антенна

При приемке объектов основных средств  также участвует утвержденная руководителем  комиссия. Все решения строго документированы.

Поступление основных средств отражается в журнале-ордере № 13. Журнал-ордер  заполняется ежемесячно вручную.

Порядок и сроки создания первичных  документов, передачи их для отражения  в бухгалтерском учете устанавливаются  «Положением о документах и  документообороте в бухгалтерском учете», утвержденным  МФ СССР от 29.07.83  № 105 и доведенным распоряжением главного бухгалтера от 06.01.91г. Рассмотрим схему документооборота на примере акта приемки-передачи основных средств ф. № ОС-1 [см. прил. Д].

Целью проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что:

первоначальная стоимость и  сумма накопленной амортизации  полностью и надлежащим образом  списаны со счетов их учета;

финансовые результаты (прибыль  или убыток), образовавшиеся в результате этих операций, правильно отражены на счете 91 «Прочие доходы и расходы»,99 «Прибыли и убытки».

Информация о работе Экономический анализ основных средств