Экономический анализ основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского и налогового учета основных средств, проведение экономического анализа и аудита на основе действующего предприятия ООО «Сигнал». Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены следующие задачи:
изучить действующее законодательно-нормативное регулирование основных средств;
рассмотреть основные вопросы бухгалтерского учета основных средств и предложить пути совершенствования учета с использованием ЭВМ;
изучить методологию аудиторской проверки основных средств и провести аудиторскую проверку на предприятии;

Содержание работы

Введение 2
Обзор экономической литературы 5
Экономическая характеристика 8
1. Учет основных средств: бухгалтерский и налоговый 12
1.1 Нормативно-правовое регулирование учета основных средств 12
1.2 Учет поступления основных средств 14
1.3 Амортизация основных средств 20
1.4 Выбытие основных средств 25
1.5 Автоматизация бухгалтерского учета 29
2. Аудит учета основных средств 35
2.1 Методология аудиторской проверки 35
2.2 Аудит учета сохранности основных средств 43
2.3 Аудит учета движения основных средств 47
2.4 Аудит учета амортизации и ремонта основных средств 54
3. Экономический анализ основных средств 59
3.1 Анализ структуры основных средств и ее изменения 59
3.2 Анализ движения ОПФ и его техническое состояние 60
3.3 Анализ эффективности использования основных средств и влияние
экстенсивности и интенсивности ОФ на прирост объема продукции 61
Выводы и предложения 63
Список литературы

Файлы: 1 файл

Диплом1.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

  В реквизите «Дата ввода  в эксплуатацию» указывается дата зачисления основного средства на баланс организации. Она должна совпадать с датой акта (накладной) приемки-передачи ОС.

Следует обратить внимание на периодический  реквизит «Начислять амортизацию». Как  правило, данный реквизит установлен. Но возможны периоды эксплуатации основного средства, когда начисление амортизации нужно приостановить, например, на период восстановления объекта продолжительностью свыше 12 месяцев; на это время реквизит отключается.

Введенную информацию об основном средстве нужно сохранить (кнопка «ОК»), а затем двойным щелчком мыши выбрать этот объект в справочнике «Основные средства» и продолжить заполнение экранной формы документа «Ввод в эксплуатацию ОС».

  Амортизационные отчисления  по объекту ОС начинаются с  первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта на учет, и продолжаются до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.

  Для ежемесячного начисления  амортизации в «1С Предприятие 7.7» предназначен регламентный документ “Начисление амортизации ОС”. Этот документ имеет экранную форму. Для обработки документа вам достаточно указать дату проведения операции (обычно это последний день месяца) и нажать на кнопку «Выполнить».

Документ не только автоматически  формирует операцию с проводками по начислению амортизации, но и составляет первичный документ (отчет) в виде ведомости начисления амортизационных  отчислений со сведениями по каждому  инвентарному объекту. После проведения документа ведомость можно распечатать на принтере. От формирования отчета можно отказаться, если снять соответствующий реквизит в экранной форме диалога.

Амортизация начисляется с кредита  субсчета 02.1 «Износ собственных основных средств» (соответствующий объект аналитического учета) в дебет счета по признакам аналитического учета, указанным для инвентарного объекта в справочнике «Основные средства».

В процессе эксплуатации основные средства могут передаваться из одного подразделения  в другое. Этот факт хозяйственной деятельности организации оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме ОС-1. Для автоматизации этой учетной операции в «1С Предприятие 7.7» предназначен документ «Перемещение ОС» группы документов «Учет ОС» меню  «Документы» главного меню. В экранной форме документа указываются: номер (реквизит «Акт №») и дата (реквизит «от») акта, перемещаемое основное средство (реквизит «Перемещается ОС»), а также сведения  подразделения, из которого основное средство выбывает (реквизит «Выбывает из подразделения»), и подразделения, в которое оно передается (реквизит «Передается в подразделение»).

После заполнения реквизитов экранной формы документа следует распечатать  акт (кнопка «Акт ОС-1») и сохранить  документ (кнопка «ОК»). Данный документ не формирует никаких проводок. Он лишь изменяет значение периодического реквизита «Подразделение» перемещаемого основного средства.

Следует заметить, что в соответствии с установленным порядком акт  по форме ОС-1 оформляется не только при поступлении основных средств, но и при их перемещении и выбытии. Поскольку они должны иметь сквозную нумерацию, в соответствующих документах  «1С Предприятие 7.7» используется единый нумератор.

Стоимость объекта ОС, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнении работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.

  Для отражения в «1С Предприятие  7.7» хозяйственных операций по  выбытию объектов ОС предназначены документы «Передача ОС» и «Списание ОС».

  Документ «Передача ОС» используется  в тех случаях, когда при  выбытии основного средства оформляется  акт по форме ОС-1 (продажа, передача  в виде вклада в уставный (складочный) капитал и безвозмездная передача).

  При выбытии основного средства в связи с моральным и физическим износом, а также при ликвидации в связи с чрезвычайной ситуацией следует использовать документ «Списание ОС» («Документы/Учет ОС/Выбытие ОС (НМА)/Списание ОС»). Такой вариант выбытия оформляется актом по форме ОС-4.

  В верхней части экранной  формы указываются номер (реквизит  «Передача ОС №») и дата (реквизит  «от») акта на выбытие основного  средства с учета.

Выбывающий объект выбирается из справочника  «Основные средства» (реквизит «Перемещение ОС»). При этом  в экранной форме документа (справочно) указывается его балансовая стоимость (реквизит «Балансовая стоимость объекта») и сумма амортизации (реквизит «Сумма начисленной амортизации»).

Отражение в учете (на уровне бухгалтерских проводок) операции по выбытию  основного средства зависит от причины, которая указывается в реквизите «Причина выбытия» из перечня:

продажа;

списание в следствии полной амортизации;

безвозмездная передача;

передача в виде вклада в УК.

  После заполнения всех необходимых реквизитов экранной формы документа нужно распечатать акт на выбытие (кнопка «Акт ОС-1»), а документ сохранить (кнопка «ОК») и после утверждения акта провести.

На каждый объект или группу объектов ОС в бухгалтерии ведется инвентарная  карточка по форме ОС-6. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов ОС.

Форма заполняется в  одном экземпляре на основании документов на зачисление объекта, его перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, а также документов по капитальному ремонту и списанию.

  Для того, чтобы получить  инвентарную карточку в «1С  Предприятие 7.7» нужно в справочнике  «Основные средства» («Справочники/Основные  средства») найти интересующий  объект и нажать на кнопку  «Инвентарная карточка». В инвентарной карточке содержится актуальная на рабочую дату информация об основном средстве (сведения по поступлению, перемещению, выбытию и т.д.).

Надо сказать, что в ООО «Сигнал» уровень автоматизации ведения отдельных регистров бухгалтерского учета достаточно высок, но использование устаревшей техники для составления отчётных форм, препятствует их быстрому формированию за короткое время, что влечёт за собой потерю рабочего времени бухгалтера.

Использование программы «1С Предприятие 7.7» позволило автоматизировать операции связанные с учетом ОС, включая формирование проводок и составление первичных документов.

 

 

 

                                              II АУДИТ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

              2.1 Методология  аудиторской проверки.

В ходе аудиторской проверки аудитор  обязан разобраться в системе  бухгалтерского учета, которая применяется  на проверяемом им экономическом  субъекте, и при этом изучить и  оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную  деятельность проверяемого экономического субъекта. От оценки аудитором состояние учета и внутреннего контроля на экономическом субъекте будут зависеть все его последующие действия: проводить аудиторские процедуры выборочно или проводить сплошную проверку. Разумеется, сплошная проверка очень трудоемка, но согласно нормам профессиональной этики, аудитор должен либо полностью убедиться в достоверности (или недостоверности) бухгалтерской отчетности клиента, либо отказаться от выражения мнения о ней.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций:

высокая;

средняя;

низкая.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского отчета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться.

Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:

надлежащую систему бухгалтерского учета;

контрольную среду;

отдельные средства контроля.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета, порядка отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, роли и места вычислительной техники в ведении учета и других сторон деятельности проверяемого экономического субъекта.

Контрольная среда, под  которой понимаются осведомленность  и практические действия руководства  экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы  внутреннего контроля, включает в себя:

стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

организационную структуру  экономического субъекта;

распределение ответственности  и полномочия;

осуществляемую кадровую политику;

порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

порядок осуществления  внутреннего управленческого учета  и подготовки отчетности для внутренних целей;

соответствие хозяйственной  деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его  проверке каждый раз требует определения  четкой последовательности шагов при  проведении аудита и правильного  распределения обязанностей между  аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт «Планирование аудита».

План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских  работ по объектам и группам хозяйственных  операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана:

предварительно определить объем  и характер необходимых тестов;

оценить затраты времени и труда  по их проведению;

достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;

иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его  проведения у данного клиента.

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят  от принятой предприятием учетной политики [см. прил. Б]. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них.

Под информационным обеспечением аудита понимается состав информации, используемой при выполнении аудиторских работ и способов ее организации.

Информационная база, используемая аудитором при проверке основных средств, включает:

основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения основных средств;

приказ об учетной политике организации;

регистры синтетического и аналитического учета движения основных средств, используемые в организации; 

первичные документы по отражению  операций по основным средствам;

бухгалтерскую отчетность [см. прил. А].

Аудитор должен ознакомиться с методологией учета основных средств, изложенной в приказе об учетной политике организации. В частности, необходимо знать:   

установленный перечень объектов, относимых  к основным средствам независимо от стоимости;

способы начисления амортизации по основным средствам;

порядок отражения затрат на ремонт основных средств;

предусмотрено ли проведение переоценки основных средств на 1 января отчетного 

года;

сроки проведения инвентаризации основных средств;

перечень счетов и субсчетов, установленных  рабочим планом счетов и используемых для отражения операций по учету  основных средств.                

Но следует помнить, что при  любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации, разработанной организацией и утвержденными приказом по учетной политике:

форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;

формаОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

форма ОС-4   — акт на списание основных средств;

форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств;

форма ОС-6   — инвентарная  карточка учета основных средств;

форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;

форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования.

Инвентарный номер, присвоенный объекту  основных средств, сохраняется за ним  на весь период его нахождения в  данном учреждении.

В соответствии с основными направлениями  и задачами аудита основных средств  можно выделить семь направлений  проверки:

аудит наличия и сохранности  основных средств;

аудит движения основных средств;

аудит правильности начисления износа;

проверка операций учета поступления и создания основных средств;

проверка учета амортизации  основных средств;

проверка учета выбытия основных средств;

проверка правильности налогообложения  по основным средствам.

Аудиторская проверка учета основных средств планируется на основе сводного общего плана и сводной программы аудита экономического субъекта.

Информация о работе Экономический анализ основных средств