Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 12:12, дипломная работа
Основной целью экономической работы любого коммерческого банка в условиях рыночной ориентации экономики является повышение эффективности деятельности и получение прибыли, обеспечивающей стабильную работу.
Достижение этой цели возможно при хорошо поставленной экономической работе, которая должна вестись в следующих направлениях:
исследование и анализ деятельности банка, разработка предложений по определению приоритетных направлений их развития;
перспективное и текущее планирование развития банка;
изучение экономики и финансового рынка региона, в котором функционирует банка:
осуществление постоянных контактов с налоговыми службами по вопросам налогообложения.
Практика показывает, что наиболее успешно развивается бизнес тех банков, которые сумели создать систему комплексного и льготного обслуживания ведущих клиентов с ориентацией на общую доходность, которую приносят их операции. Это позволяет гибко подходить к работе с крупными клиентами, в частности, устанавливать индивидуальные тарифы по услугам банка.
Центральный вопрос при работе с крупными предприятиями — финансирование инвестиционных программ, предполагающих предоставление кредитов и вложение средств в уставной капитал. Также важным аспектом обслуживания инвестиционных программ является способность быстро и комплексно предлагать клиенту новые продукты в области проектного финансирования, например, связанные с организацией выпусков ценных бумаг и созданием системы экспортного страхования фондированием. Помимо этого комплексное обслуживание клиентов предполагает предоставление им целого ряда других банковских услуг, в частности, кредитование оборотных средств, управление портфелем ценных бумаг, аккредитивные расчеты, конверсионные операции. Причем при проведении всех перечисленных операций должен присутствовать режим наибольшего благоприятствования и корпоративное обслуживание должно тщательно координироваться в рамках единого направления деятельности банка.
От банка, обслуживающего крупные корпорации, в определенный момент могут понадобиться качественно новые услуги, к которым банк может оказаться не готов. Это новое качество определяется тем, что финансовая мощь корпорации может превысить потенциал банка — это особенно актуально в случае с российскими банками и корпорациями. Стремление же банка получить максимальный доход от операций с клиентами, используя более дорогие ресурсы или применяя высокие тарифы, может привести к переориентации клиента на другой банк или к попыткам организовать альтернативные способы обслуживания своих операций без привлечения банка.
Однако банк может сохранить клиента, создав новые перспективные операции. Например, если клиенту требуется большой объем финансирования, банк может выступить организатором синдицированного кредитования. При финансировании операций компании за счет ее собственных средств и увеличении ее собственного капитала банк может выступить в качестве агента по размещению акций корпорации, что даст ему возможность дополнительно застраховаться от получения контроля над компанией другим банком.
Банк может содействовать
В случае, когда банк становится равноправным партнером корпорации или просто агентом и организатором финансовых услуг, повышается риск утраты его контроля над клиентом, а также увеличивается мобильность клиента (он будет стремиться выбрать другой более крупный и развитый обслуживающий банк). В данном случае можно предложить несколько подходов, которые могут помочь банку остаться незаменимым для компании, даже если он незначителен, величине и уступает компании по финансовому потенциалу, причем без ущерба для интересов компании.
Важную роль играет система взаимного участия в акционерном капитале. Не имея возможности приобрести значительный пакет акций компании, банк, взяв на себя услуги по размещению ее акций на рынке, при помощи эффективного управления ими на вторичном рынке может застраховать себя от вхождения в управляющие органы этой компании конкурирующих банков. Это может вполне соответствовать и интересам клиента, если обслуживающий банк будет обеспечивать ликвидность акций компании и другие банковские услуги на конкурентных условиях.
Важным направлением клиентской политики банка является реализация принципа "создание клиента", в том числе при работе с крупными предприятиями. Очевидно, банк заинтересован в повышении устойчивости рыночных позиций ведущих клиентов, увеличении спроса на их продукцию, то есть заинтересован во всех аспектах их деятельности, которые способны привести к росту выручки, а соответственно и увеличить обороты, проводимые по счетам в банке. В силу этого банк может выступать с инициативой в части расширения операций клиента, модернизации производства. Особенно это касается ситуаций, когда банк наблюдает повышение активности конкурентов его клиента.
В настоящее время многие перспективные российские компании еще не накопили достаточного финансового потенциала и при интенсивной финансовой поддержке одна из таких компаний в отрасли может достаточно легко выйти в лидеры, что обеспечит банку возврат вложенных средств и получение доходов от развития бизнеса с данным клиентом в будущем. Очевидно, выработка стратегии конкурентного поведения корпорации на рынке — одно из возможных направлений ее совместной работы с банком.
В целях повышения эффективности инвестиционного обслуживания клиентуры немаловажную роль играет также существующая в банке структура взаимодействия подразделений и разделение зон ответственности. Зачастую происходит так, что "продуктовые" подразделения, занимающиеся активными операциями, не имеют возможности расширить операции и повысить качество своих портфелей из-за отсутствия заявок от крупных клиентов. В то же время, подразделения, ответственные за привлечение клиентуры, не могут заинтересовать потенциальных клиентов работой с банком, так как у них не налажено взаимодействие и обмен информацией с "продуктовыми" подразделениями.
Таким образом, актуальным вопросом клиентской политики банка является разработка стратегии комплексного развития отношений с крупными корпоративными клиентами, при реализации которой интересы банка в наибольшей степени соответствовали бы интересам клиента. Это особенно важно в долгосрочной перспективе, учитывая снижение значимости краткосрочных операций банков и обострение конкуренции на финансовом рынке.
Приложение 1
Экономические нормативы деятельности банка
Приложение 2
Анализ структуры Далькомбанка
01.01.97 |
01.01.98 |
Отклонения |
||||
сумма |
% |
сумма |
% |
Сумма |
% | |
АКТИВ |
||||||
Денежные средства, средства в ЦБ |
41 849 |
24,01% |
85 693 |
19,72% |
43 844 |
-4,29% |
Средства в банках и кредитных |
- |
|||||
Учреждениях |
5 036 |
2,89% |
15 084 |
3,47% |
10 048 |
0,58% |
Вложения в государственные долговые |
- |
|||||
бумаги и вложения в ценные бумаги |
3 080 |
1,77% |
16 991 |
3,91% |
13 911 |
2,14% |
Кредиты предприятиям, организациям, |
- |
|||||
Населению |
110 215 |
63,22% |
253 939 |
58,43% |
143 724 |
-4,79% |
Основные средства и нематериальные |
- |
|||||
Активы |
13 459 |
7,72% |
52 571 |
12,10% |
39 112 |
4,38% |
Прочие активы |
692 |
0,40% |
10 332 |
2,38% |
9 640 |
1,98% |
ВСЕГО АКТИВОВ |
174 331 |
100,00% |
434 610 |
100,00% |
260 279 |
Приложение 3
Статьи баланса |
01.01.97 % |
01.01.98 % |
Актив 1. Кассовые активы
|
41849 24,1 41849 24,1 |
85693 19,7 85693 19,7 |
2.1. Вложения в ценные бумаги, паи и акции |
3080 1,8 2770 1,6 |
16991 3,9 13845 3,2 |
3.1. Кредиты предприятиям, организациям, населению, кредитным организациям |
110215 63,2
110215 63,2 |
253939 59,8
253939 59,8 |
4.2. Прочие активы |
14151 8,1 13459 7,7 692 0,4 |
63903 14,7 52571 12,1 10331 2,4 |
Баланс |
174331 100 |
434610 100 |
Пассив 1 .Срочные обязательства
|
129406 74,2
126483 72,6
2923 1,8 |
93132 21,4
9143 2,1
2989 0,7 |
2.1. Счета до востребования
|
21823 12,5 21823 12,5 |
77156 17,8 77156 17,8 |
Прочие обязательства |
||
Обязательства банка (1+2) |
151229 86,7 |
170288 39,1 |
|
23102 13,3 7899 4,5 4919 2,8 10284 5,9 |
64322 14,8 20762 4,8 33496 7,7 10069 2,3 |
Баланс |
174331 100 |
434610 100 |
Приложение 4
Сравнительный баланс Далькомбанка
|
01.01.97 |
01.01.98 |
|
Измене ния |
| ||
Статьи баланса |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Темпы роста, |
Актив |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
(3-1)/1 |
1. Денежные средства |
2441 |
8.5 |
2717 |
7.9 |
330 |
-0.6 |
0.11 |
2.Ценные бумаги |
680 |
2.4 |
2359 |
6.9 |
1679 |
4.5 |
2.47 |
3. Учтенные векселя |
250 |
0.9 |
400 |
1.2 |
150 |
0.3 |
0.6 |
4. Кредитные вложения |
|
|
|
|
|
|
|
всего |
12857 |
44.6 |
13467 |
39.3 |
610 |
-5.3 |
0.05 |
5. Основные фонды и |
|
|
|
|
|
|
|
капвложения |
4674 |
16.2 |
5806 |
16.9 |
1132 |
0.7 |
0.24 |
6. Межфилиальные |
|
|
|
|
|
|
|
расчеты |
7339 |
25.5 |
8900 |
26 |
1561 |
0.5 |
0.21 |
7. Прочие активы |
590 |
2.1 |
610 |
1.8 |
20.0 |
-0.3 |
0.03 |
Всего активы |
28931 |
100 |
34259 |
100 |
5428 |
|
0.19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пассив |
|
|
|
|
|
|
|
1. Собственный капитал |
5050 |
17.5 |
7139 |
20.8 |
2089 |
3.4 |
0.41 |
том числе прибыль |
1 550 |
5.4 |
1 800 |
5.3 |
250 |
-0.1 |
0.16 |
2. Обязательства банка |
17351 |
60 |
18898 |
55.2 |
1 547 |
-4.8 |
0.09 |
2.1. срочные |
1831 |
6.3 |
1578 |
4.6 |
-253 |
-1.5 |
|
пассивы |
|
|
|
|
|
|
|
2.2.средства до |
15520 |
53.6 |
17320 |
50.6 |
1800 |
-3 |
0.12 |
востребования |
|
|
|
|
|
|
|
3. Прочие обязательства |
6530 |
22.6 |
8222 |
24.0 |
1692 |
1.4 |
0.26 |
Всего пассивы |
28931 |
100 |
34259 |
100 |
5328 |
|
0.18 |
Информация о работе Экономическая работа коммерческих банков