Анализ интеллектуального капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:35, доклад

Описание работы

Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, то в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются природным «ремнем», инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций

Файлы: 1 файл

анализ интеллектуального капитала.docx

— 66.51 Кб (Скачать файл)

  Границы между тремя основными  видами интеллектуального капитала  носят условный характер. Некоторые  элементы интеллектуального капитала  можно отнести с равным правом  к одному или другому виду  интеллектуального капитала. В тоже  время есть элементы, однозначно  относимые к тому или иному  виду интеллектуальному капиталу.

Интеллектуальный  капитал во многом схож с физическим капиталом. Оба капитала возникают  как результат вложений ресурсов (денег, материальных ресурсов, знаний, квалификации) для производства товаров  и услуг.

Интеллектуальный  капитал нельзя в принципе разложить  на составляющие так, чтобы сумма  их оценок была раной общей оценке всего интеллектуального капитала организации. Взаимодействие разных составляющих носит сугубо нелинейный характер. Так, например, не всегда чисто человеческая составляющая достаточна для формирования мощного интеллектуального капитала. В частности, университеты объединяют в себе многих умных людей, которые, однако, как правило, не делают больших  денег.

Человеческий, организационный и потребительский  капитал взаимодействует друг с  другом. Недостаточно инвестировать  в каждый из них по отдельности. Они  должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, когда происходит перекрестное влияние одних видов  активов на другие. Так, например, внешняя  структура может укреплять престиж, способность приобретению новых  потребителей. Внутренняя структура  с помощью переноса знаний от одного работника к другим, из одного подразделения , одного проекта в другие снижает зависимость организации от неявной формы знаний и от человеческого фактора, в частности одновременно чрезвычайно повышая эффективности использования знаний. Компетенция людей способствует более точной формулировке целей организации, а так же стимулирует разработку новых идей и новых проектов. Потребительский капитал трансформируется в финансовый капитал по средствам взаимодействия со структурным и человеческим капиталом

Интеллектуальный  капитал, взаимодействуя с физическим капиталом, усиливает эффект от его  применения. Одна из главных целей  формирований организационного каптала - создание такой, структуры, которая  позволяет потребителю продуктивно  общаться с персоналом компании.

Интеллектуальный  капитал можно оценивать не только с помощью финансовых показателей. Его отдельные составляющие поддаются  оценке не финансового характера. Оценки такого рода производиться в целях повышения конкурентно способности организации, более полного анализа факторов этой конкурентно способности. Эти оценки могут использоваться как инструмент представление положения дел в организации для внешних и внутренних потребителей. Интеллектуальный капитал представляет не только самостоятельную ценность, он осуществляет мультипликативный эффект по отношению к другим видам капитала, воздействуя на уровень эффективности его использования.

Для оценки человеческого капитала можно  использовать следующие показатели:

- состав человеческих ресурсов  организаций и управление ими;

- степень удовлетворение персонала;

- продажи в расчете на каждого  занятого, в том числе в администрации;

- добавленная стоимость в расчете  на занятого, в том числе в администрации;

- образование персонала;

- опыт персонала, число лет в  рамках данной профессии;

- затраты на обучение в расчете  на одного занятого;

- количество рабочих дней в  году, потраченных на повышение  квалификации;

- текучесть административного персонала.

Внешние структуры можно оценивать по следующим показателям:

- состав клиентов, способы взаимодействия  с клиентами и степень их  удовлетворения;

- прибыль в расчете на клиента;

- продажи в расчете на одного  клиента;

- степень удовлетворения клиентов;

- клиенты, формирующих имидж организации;

- количество клиентов, их возрастная  структура;

- повторяемость заказов.

Внутренние  структуры можно оценивать с  помощью следующих показателей:

- функции и масштаб применения;

- состав эффективность административных  систем и организационных структур;

- инвестиции в новые филиалы,  в новые методы управления, в  НИОКР, в информационные системы,  в целом в информационные технологии  в рамках организации;

- стабильность организации ее  возраст, текучесть управленческого  персонала, доля персонала со  стажем работы в данной организации  менее двух лет;

- в процессе изменения интеллектуального  капитала основной акцент делается  на тех показателях, которые  позволяют достичь устойчивого  роста конкурентоспособности организаций  и ее капитализации.

Основная  цель оценки интеллектуального капитала - обеспеченность устойчивого развитие организации. Интеллектуальный капитал  представляет собой основу для будущего роста. Поэтому оценка интеллектуального  капитала помогает формировать долгосрочную стратегию организации в постоянно  меняющейся внешней обстановке и  используется как инструмент коммуникации и, прежде всего, как аргумент в пользу организации.

Несмотря  на то, что интеллектуальный капитал  становиться основным фактором экономического роста компаний, регионов и стран, традиционная экономическая теория и управленческая практика делают основной акцент на физических активах и материальных продуктов труда. Новые подходы  к развитию фирм и организаций  переносят акцент управленческих возможностей на интеллектуальный капитал, применяя новые подходы и методы, и в  их числе менеджмент знаний.

В теории менеджмента известно изречение, что управлять можно только тем  объектом, который подвергается измерению. Известные определения интеллектуального  капитала не ориентированы на решение  управленческих задач, основной удар в  них сделан на выявлении сути явления. Для придания и исследуемую категорию  управленческой направленности вводится понятие уровень интеллектуального  капитала хозяйствующего субъекта, который  является сравнительной числовой характеристикой. Уровень интеллектуального капитала это один из определяющих конкурентоспособность  предприятия интегральный показатель, объединяющий интеллектуальный потенциал, сформированный из человеческих, инфраструктурных, маркетинговых активов и интеллектуальной собственности, и результат его  реализации, выраженный добавленной  стоимостью за оцениваемый период.

Данное  определение подчеркивает:

1. Уровень интеллектуального капитала  является одним из определяющих  конкурентоспособность предприятия  интегральным показателем;

2. Уровень интеллектуального капитала  выражается числом, определенным  за оцениваемый период;

3. Уровень интеллектуального капитала  интегрирует интеллектуальный потенциал  и результат его использования  - добавленную стоимость;

4. Интеллектуальный потенциал складывается  из 4-х групп: человеческий, инфраструктурный, маркетинговый и интеллектуальная  собственность;

5. Уровень интеллектуального капитала  является одним из определяющих  конкурентоспособность предприятия  интегральным показателем;

6. Уровень интеллектуального капитала  выражается числом, определенный  за оцениваемый период;

7. Уровень интеллектуального капитала  интегрирует интеллектуальный потенциал  и результат его использования  - добавленную стоимость.

Под конкурентоспособностью предприятия  в определении подразумевается  оцененное субъектами внешней среды  его превосходство на выбранных  сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутая  без ущерба окружающих, определяемая конкурентоспособностью его конкретных товаров, уровнем интеллектуального  капитала и конкурентного потенциала характеризующих способность в  будущем разрабатывать, изготавливать,сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналогов.

В предложенном определении уровень  интеллектуального капитала критерием  результативности реализации интеллектуального  потенциала принята добавленная  стоимость. В кампания с развитым интеллектуальным капиталом, как правило, применяется наиболее совершенная, дорогостоящее оборудование, квалифицированный  труд , а так же выпускаемая продукция отличается высокой конкурентно способностью и рентабельностью и приносить компании прибыль выше средне отраслевой. В результате совокупности эти факторы позитивно отражаются в величине добавленной стоимости компании. Действительно в настоящее время компании, хозяйствующие в одинаковой макроэкономической среде, имеющие схожую техническую и технологическую оснащенность могут иметь разнящийся много кратно результат деятельности. Основной причиной этого, как правило, является различие в этих компаниях уровня интеллектуального капитала и эффективность их использования.

Проблема  накопление интеллектуальных ресурсов и управление ими для российских предприятий крайне актуально. Экономические  реформы 90-х годов разрушили налаженную систему НИОКР предприятий. 1992 по 1998 год на 40 процентов сократилась  число организаций выполняющих  научные исследования. Число сотрудников  в них уменьшилось на 50 процентов. Правда, за этот же период в три раза возросло количество защищенных диссертаций. Затраты на НИОКР в российских компания, в том числе и крупных, ничтожны. Например, в 2009 году, во время кризиса, GeneralMotors на НИОКР истратило в 10 раз больше, чем все крупные компании России вместе взятые расходы на НИОКР России составляют около 1% от ВВП, тогда как, например, в США- 2,7 %, в Японии, Швеции, Израиле - от 3% до 4,5 % ВВП.

Научно  техническое отставание отечественных  предприятий стало одним из наиболее негативных проявлений характера их развития. Россия сидит на «сырьевой  игле» продолжает развивать сырьевую направленность экономики. Многие отечественные  предприятия не конкурентоспособны на рынке, и повышение ее уровня не возможно без повышения эффективности  имеющихся в их арсенале всех ресурсов. Если представить ресурсы предприятия, то в принципе их всего два:

- материальный

- интеллектуальный капитал

Эти два вида капитала по своей природе  имеют существенные отличия, как  по своей сути, так и то стоимости, что и обуславливает различие управление ими.

Что касается интеллектуального капитала, реальность в настоящее время  такова, что во многих предприятиях он попросту «простаивает». Управление интеллектуальным капиталом достаточно редко определено приоритетом стратегического  развития отечественного бизнеса. В бухгалтерском балансе отражается лишь незначительная часть интеллектуального капитала в виде нематериальных активов. Учет и управление таким существенным по стоимости и значимости капиталом будет способствовать формирование конкурентных преимуществ, повышению результативности капитала предприятия. Оценка и управление уровнем интеллектуального капитала компании, в частности, позволяют:

- учесть все неосязаемые активы  и более адекватно отражать  стоимость компании;

- выявить факторы и резервы  развития;

- повысить эффективность управления  неосязаемыми активами;

- повысить инновационную активность;

-долее  полно информировать потенциальных  инвесторов и повысить инвестиционную  привлекательность компании;

- создать творческую атмосферу;

- более бережно относиться к  человеческому капиталу и его развитию.

При характеристике понятия интеллектуальный капитал необходимо выделить следующие  особенности данной категории:

- В современных условиях интеллектуальный  капитал определяет главные тенденции  экономического роста.

- Формирование интеллектуального  капитала требует от самого  человека и всего общества  значительных и все возрастающих  затрат.

- Интеллектуальный капитал в виде  знаний, навыков, опыта может быть  накапливаемым.

- По мере накопления интеллектуального  капитала его доходность повышается  до определенного предела, ограниченного  верхней границей активной трудовой  деятельности (активного трудового  возраста), а потом резко снижается

- Интеллектуальный капитал отличается  от физического капитала по  степени ликвидности. Интеллектуальный  капитал не является оборотным  активом; только его услуги  или отдельные элементы, пригодные  для патентования знания, могут  быть куплены или проданы. Интеллектуальный  капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности, и  вследствие этого в качестве  актива он почти полностью  неликвиден

- Использование интеллектуального  капитала всегда контролируется  самим индивидом независимо от  источника инвестиций на его  развитие.

- Функционирование интеллектуального  капитала, степень отдачи от его  применения обусловлены свободным  волеизъявлением субъекта, его индивидуальными  интересами и предпочтениями, его  материальной и моральной заинтересованностью,  ответственностью, мировоззрением  и общим уровнем культуры, в  том числе и экономической.

В общественном воспроизводственном  процессе предприятие выступает  как организационная форма формирования интеллектуального капитала. Вместе с тем любое предприятие - часть  органической системы общества. Через  предприятие осуществляется воспроизводство  общества, но одновременно общество - основа воспроизводства предприятия. Это  двуединые субъекты, все элементы которых взаимодействуют, причем данный процесс противоречив и требует  выявления равновесия, условий и  срока его действия. Особой организационной  формой проявления результата воспроизводства  интеллектуального капитала является общество и характеристика эффективности  осуществления данного процесса - интеллектуальный потенциал общества. Интеллектуальный потенциал общества - это совокупная способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный  им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая  совокупность рабочей силы, способная  принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию.

Информация о работе Анализ интеллектуального капитала