Анализ интеллектуального капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:35, доклад

Описание работы

Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, то в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются природным «ремнем», инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций

Файлы: 1 файл

анализ интеллектуального капитала.docx

— 66.51 Кб (Скачать файл)

Боб Йохансен из Института будущего предсказывает то, что он назвал «сетчатой организацией», состоящей из индивидуумов, организованные в мелкие временные межорганизационные, ограниченные сроками и призванные выполнять конкретные задачи группы, которые обычно называют командами.

Какую бы себе организационную форму мы себе не представляли, ей всегда будет  необходим некоторый тип структурной  организации. Модель «виртуальной организации» завоевала право на существование  именно благодаря отсутствию структуры, которую она предлагает. В результате лучшие умы мира бьются над потенциальными организационными моделями, которые  призваны придать смысл окружающему  миру, а также тому, как сейчас работают и думают специалисты.

Несмотря  на указанные специфические особенности, информация и знания, как и другие факторы производства, имеют долгосрочный характер. Они могут использоваться в производстве в течение длительного  периода времени, участвуя не в одном  производственном цикле. Использование  информации и знаний обеспечивает прирост  стоимости, что характеризует ее как фактор производства, осуществляющий свой вклад в процесс создания прибавочного продукта наряду с другими (“классическими”) факторами производства. Таким образом, информация и знания в рамках конкретного предприятия (бизнеса) приобретают “капитальную”  форму, форму “интеллектуального капитала”. В отличие от привычных всем основных и оборотных активов, таких как  земля, оборудование, сырье, деньги, интеллектуальный капитал почти невидим и неосязаем. Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде "коллективного мозга", аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы. Все элементы интеллектуального капитала могут быть рассмотрены как факторы, от которых в той или иной степени зависит формирование стоимости фирмы и бизнеса.Выделение информации и знаний в самостоятельный и специфичный “интеллектуальный капитал” связано с тем, что, по словам М.Хэммера, "корпорация - это нечто больше, чем система технологических процессов, чем набор продуктов и услуг и даже чем группа людей, производящая какую-то работу. Помимо всего прочего, это - человеческое общество и, как и все другие сообщества, оно создает собственную разновидность культуры - корпоративную культуру". Сегодняшнее предприятие объединяет людей не в качестве простых источников физической энергии или придатков машин и механизмов, а прежде всего как творческие личности. Оно отличается своим социологизированным характером. Отношения компании с новыми участниками являют собой пример субъект-субъектного взаимодействия, взаимопроникновения культур, пример процесса в высокой степени творческого и неповторимого, что революционным образом вторгается во все сферы деятельности предприятия, в том числе в методологию определения стоимости осуществляемого в рамках него бизнеса. В течение последних двух десятилетий произошел настоящий прорыв в ключевых областях науки и техники, включая информационные технологии, СМИ и коммуникации. В результате появились новые инструменты формирования мировой экономики, многие из которых несут в себе нематериальные преимущества, никогда не существовавшие ранее, но воспринимаемые ныне как само собой разумеющееся. Компании не могут более без них функционировать; их наличие обеспечивает конкурентные преимущества, и поэтому справедливо считать их активами.

Компании  сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего  новой структурой капитала. Сегодня  не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания (интеллектуальный капитал). Современная  компания это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, но оказывает огромное влияние  на стоимость компании и на ее конкурентные преимущества. Данный факт является признанным во всем мире, но необходимо еще много  исследований и теоретических работ, чтобы интеллектуальный капитал  стал восприниматься нами как нечто  естественное, чтобы он вписался в  современную экономическую теорию и занял достойное место среди  других видов капитала.

Компании  и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют  им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями  и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).

Элементы  интеллектуального капитала обладает определенной спецификой. Интеллектуальный капитал, сконцентрированный в умении и квалификации работников, обычно прирастает со временем. Патенты, наоборот, достаточно быстро теряют свою ценность, если они не материализованы в  продуктах или вовремя не залицензированы. Потребительский капитал также имеет свойство быстро терять свою стоимость. Потребитель по тем или иным причинам может достаточно быстро переключиться на конкурента.

Исходной  проблемой на нынешнем этапе развития государства является вопиющее несоответствие наличной культуры управления сферами  жизнедеятельности государства, где сектор интеллектуального труда занимает ведущее место, задачам развития этого сектора и повышения качества жизнедеятельности специалистов, в нем занятых. Это несоответствие проявляется в экономическом, кадровом, структурном, информационном, технологическом и других аспектах и фиксируется на всех уровнях управления.

Формирование  и эффективное использование  необъятного интеллектуального  и духовного потенциала российских управленцев является одним из условий  повышения эффективности российского  бизнеса.

В конце второго тысячелетия специалисты  по теории управления признали, что  факт превращения интеллекта человека в конкретные действия или предметы очевиден и требует особого внимания. Сегодня сам процесс материализации или овеществления некоего интеллектуального  концепта в результаты труда профессионалов в системе любого производства становится объектом исследования не только философов  и психологов, но и специалистов по управлению. В современных условиях повышенного спроса на продукты интеллектуального  труда рассмотрение этого феномена в рамках рыночных отношений и, соответственно, в категориях рыночной экономики  представляется интересным.

По  нашему мнению, изучение процесса формирования интеллектуальной культуры организации  и оценки интеллектуального потенциала ее сотрудников, а также повышение  производительности интеллектуального  труда всего коллектива является относительно самостоятельной частью экономической теории и управленческой практики.

Категория «интеллект» (лат. Intellektus) в научной литературе трактуется как способность человека к мышлению, рациональному познанию, абстрактно-аналитической деятельности, генерации новой информации. Интеллект является предметом «интеллектуального труда» человека.

Интеллектуальный  труд - целесообразная интеллектуальная деятельность, направленная на удовлетворение личных, профессиональных и социальных потребностей человека и эффективное  обеспечение процесса реализации стоящих  перед субъектом или группой  субъектов целей и задач. При  разделении труда на умственный и физический мышление приобрело форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Процесс интеллектуального труда по своей сути скрыт от глаз посторонних наблюдателей. Он трудно организуется внешними средствами, потому что человек, который находится в процессе созидания, пользуется внутренним средством деятельности - мышлением.

Акты  мышления всегда заканчиваются получением некоего продукта - суждения, понятия  или умозаключения. Как правило, подобные результаты умственной деятельности фиксируются в языке, поэтому  управление такой деятельностью  в процессе ее осуществления исключено. Проще говоря, пока человек не выскажет то, что он придумал, воздействовать на него с целью побуждения его  к деятельности, т.е. управлять им - невозможно.

В контексте проблематики «руководитель-подчиненный» мышление выступает как интерпретация  результатов предметных действий отдельного человека и профессиональной деятельности коллектива в целом. Мышление как  концепт включено в структуру выстраивания взаимоотношений между людьми. Результаты мыслительной деятельности одного человека в ходе взаимодействия могут быть переданы другому лицу. В этом как раз и заключается сущность процесса передачи знаний, сущность обучения. Однако результаты мыслительных актов проявляются только в завершении процесса мышления, а так как процесс мышления непрерывен, то понять и оценить значимость полученного «продукта» трудно, хотя продукты интеллектуального труда (мыследеятельности) человека (понятия, суждения, умозаключения, идеи, цели последующих действий, и пр.) уникальны и составляют основу для любой внешней деятельности (поведения) людей.

Интеллектуальная  деятельность человека, как и его  физическая трудовая деятельность, оплачивается и капитализируется. Интеллектуальный капиталестьналичная стоимость всякой умственной деятельности. Интеллектуальный капитал сосредотачивается в двух формах: в сознании профессионалов и в фиксированной форме как интеллектуальная собственность человека (человеческий капитал) или предприятия (организационный капитал). Интеллектуальный капитал предприятия существует в форме общественно-производственных и личностно-профессиональных отношений (потребительский капитал).

Часть интеллектуального капитала, которая  находится в сознании людей, не обладает овеществленной, товарной формой и, следовательно, практически оценивается только при покупке организации. В процессе оборота той части интеллектуального  капитала, которая овеществлена (например, зафиксирована на каких-то носителях), появляется возможность использовать интеллектуальный капитал как торговый, приносящий часть прибавочной стоимости, создаваемой в процессе производства продукта или услуги. Обособление  этих частей приводит к возможности  накопления интеллектуального капитала, что ведет к централизации  интеллекта и формированию формального  интеллектуального ресурса организации. Часть интеллектуального капитала, которая по каким-то причинам не имеет  материальной формы, т.е. пока еще не овеществлена, принадлежит носителям  интеллекта. Специалисты как носители интеллекта в этом случае являются частью интеллектуального капитала организационной структуры и  обладают своей стоимостью. Отношение  рыночной цены компании к цене замещения  ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов) определяется коэффициентом Тобина.

Капитализация интеллекта, т.е. процесс его овеществления, происходит как:

1.процесс  превращения прибавочной стоимости  продукта интеллектуальной деятельности  в капитал, т.е. использование  интеллекта для расширения или  совершенствования производства;

2. процесс образования мнимого  капитала.

Под мнимым капиталом можно подразумевать  доход предприятия, получившийся от использования зафиксированного ранее  интеллектуального продукта (патенты, авторские свидетельства, открытия и пр.), а также как доход  от проводимой «здесь и сейчас» интеллектуальной деятельности (например: экспертно-аналитической  деятельности) отдельного человека или  всего коллектива.

Интеллектуальный  капитал складывается из освоенных  профессионалами частей интеллектуального  ресурса предприятия или организации. Однако в процессе производства результатов  интеллектуального труда идет их накопление и, таким образом, создается  интеллектуальный капитал организации, который затем вступает в оборот.

Набольшая часть интеллектуального капитала организации принадлежит носителям  интеллекта (то, что еще только обдумывается), а другая часть находится в  товарной и овеществленной (документированной) форме. Обособление этих частей приводит к возможности использовать интеллектуальный капитал как торговый, приносящий часть прибавочной стоимости, созданной в процессе производства продукта или услуги. Накопление интеллектуального капитала ведет к централизации интеллекта, которая выражается в изменении организационно-штатной структуры организации. Организационная централизация интеллекта представлена различными видами - от ВТК до аналитического отдела, экспертного совета и пр.

К условиям развития интеллектуального  капитала относятся:социально-экономические условия жизнедеятельности интеллектуальной элиты предприятия; востребованность и социальная справедливость в отношении интеллектуальной элиты предприятия; организационное обеспечение творческой деятельности специалистов предприятия; совершенствование нормативно-правовой базы интеллектуального труда. Способами развития интеллектуального капитала традиционно считаются: саморазвитие, обучение, наставничество, мозговые штурмы, организационно-деятельностные, имитационно- моделирующие игры открытого типа и др.

Как руководство предприятия, так и  многие организационные единицы  предприятия используют интенсивный  умственный труд специалистов, базирующийся на творческих способностях людей. Интеллектуальная основа профессиональной деятельности специалистов заставляет работающих в  ней людей разделяться по функциональным признакам и брать на себя разные социальные роли в разных условиях существования института власти. При этом независимо от исполняемой  роли каждый профессионал оценивается  коллегами по его интеллектуальному  потенциалу. На практике любой руководитель понимает, что специалист, переходя на другую работу, уносит с собой  свой интеллект и опыт. Однако интеллект  и опыт специалиста не являются материальным капиталом организации, они всегда принадлежат его носителю.

интеллектуальный  капитал инновационный управленец

3. Инвестиции в интеллектуальный  капитал

Инвестиции  в интеллектуальный капитал имеют  ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:

1. Отдача от инвестиций в интеллектуальный  капитал непосредственно зависит  от продолжительности трудоспособного  периода его носителя. Чем раньше  делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать  отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные  инвестиции приносят более высокий  и более долговременный эффект.

2. Интеллектуальный капитал подвержен  не только физическому и моральному  износу, но и способен накапливаться  и умножаться. Износ интеллектуального  капитала определяется, во-первых, степенью  естественного износа (старения) человеческого  организма и присущих ему психофизических  функций, а во-вторых, степенью  морального износа (устаревания)  знаний. Накопление интеллектуального  капитала осуществляется в процессе  накопления работникомпроизводственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования интеллектуального капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

Информация о работе Анализ интеллектуального капитала