Анализ действующей практики финансирования местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:
рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;

Содержание работы

Введение
3

1. Теоретические основы местных бюджетов
5
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета
5
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
6

2. Анализ действующей практики финансирования местного бюджета
11
2.1. Анализ доходов местного бюджета
11
2.2. Анализ расходов местного бюджета
20
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения
25

Заключение
31
Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

Местные бюджеты и их роль в экономике муниципального образования.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает [14, с.54]:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Сумма превышения доходов  над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате получения дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятию не подлежит. Такие суммы называются свободными бюджетными средствами. Решение об их использовании принимает соответствующий законодательный (представительный) орган власти по предложению соответствующего исполнительного органа власти. Свободные бюджетные средства могут быть израсходованы только при условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств, полученных от использования свободных бюджетных средств в свой бюджет.

Свободные бюджетные  средства по решению законодательного (представительного) органа власти могут  быть: направлены на осуществление  различных социально-экономических  программ; вложены в акции и  другие ценные бумаги; представлены в виде процентных и беспроцентных бюджетных ссуд.

Потери в доходах  и излишние расходы не компенсируются из вышестоящего бюджета, за исключением  случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Одновременно, с утверждением бюджета на очередной финансовый год, устанавливается размер оборотной кассовой наличности на начало следующего бюджетного года. Сумма оборотной кассовой наличности – своего рода резерв, предназначенный для финансирования временных кассовых разрывов. В течение года оборотная кассовая наличность может быть израсходована на финансирование временных кассовых разрывов, однако, она должна быть обязательно восстановлена к началу нового года в утвержденной сумме.

Основным документом, на основании которого осуществляется  исполнение местных доходов и расходов, является роспись доходов и расходов с поквартальным распределением, составляемая в соответствии с утвержденным бюджетом. Исполнить бюджет по доходам – значит обеспечить полное и своевременное поступление средств в разрезе каждого источника доходов.

Исполнение местных  бюджетов организуют местные исполнительные и распорядительные органы, территориальные  органы Министерства финансов и налоговые  органы, обеспечивая поступление  всех предусмотренных доходов и финансирование расходов в соответствии с их целевым назначением.

Механизм исполнения бюджета по доходам предусматривает [19, с.11]:

  • зачисление доходов, включая доходы государственных целевых бюджетных фондов на счета в учреждения банков;
  • распределение регулирующих налогов в соответствии с Законом о бюджете на текущий год;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах в соответствии с действующей бюджетной классификацией;
  • возврат излишне уплаченных сумм.

Все средства местных  бюджетов хранятся на счетах в учреждениях банков. Платежи в местный бюджет и целевые бюджетные фонды зачисляются банками на соответствующие счета по учету средств местных бюджетов.

Доходы, поступившие на счета местных бюджетов и подлежащие распределению и зачислению в  доходы бюджета другого уровня, распределяются соответствующими местными финансовыми органами по нормативам, установленным решениями местных властей на текущий бюджетный год.

Вывод. Местный бюджет — это совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты   не   являются   составной   частью   государственного бюджета, они входят, наряду с  государственным бюджетом, в консолидированный бюджет общества.

Таким образом, местные  бюджеты играют большую роль в  осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач. Это проявляется в распределении общественных фондов потребления. Через местные бюджеты расходуется подавляющая часть средств государственного бюджета на социальную инфраструктуру. Причем эти расходы в большой степени зависят от величины региональных источников доходов.

2. Анализ действующей практики  финансирования 

местного бюджета

 

2.1. Анализ доходов  местного бюджета

Исполнение бюджета  по доходам подразумевает мобилизацию  налогов, сборов, других платежей и  распределение их по уровням бюджетной  системы в соответствии с существующим законодательством.

В соответствии со ст. 218 БК РФ исполнение бюджетов по доходам происходит в четыре этапа.

Первым этапом является перечисление и зачисление доходов  на единый счет бюджета. Следует иметь  в виду, что доходы считаются перечисленными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика  в банке или иной кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения ЦБР или иной кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.

Значительная часть бюджетных средств формируется за счет налоговых доходов. Пунктами 1 и 3 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков и плательщиков сборов уплачивать установленные законом налоги и сборы. Бюджетные средства формируются также и за счет других источников. Это средства, полученные от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, доходы государственных предприятий. Полный перечень источников, за счет которых формируются доходы бюджета, ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год.

Территориальные учреждения ЦБР обязаны принять платежные  документы к исполнению независимо от состояния расчетного счета плательщика  и корреспондентского счета самого банка. Банки обязаны соблюдать  сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства. В функции казначейства входит учет всех поступающих сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитывается вид и сумма налога.

На втором этапе распределяются в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующие доходы. Распределение  и перечень регулирующих доходов  строго регламентированы законом о  бюджете на соответствующий год. Распределение доходов представляет собой непрерывный процесс, в результате которого ежедневно определяются суммы, подлежащие перечислению в бюджет соответствующего уровня. Распределение осуществляется путем направления органом казначейства соответствующему банку платежного поручения и списания банком средств в пределах остатка по лицевому счету.

Государство в лице соответствующих  органов возвращает излишне уплаченные в бюджет суммы доходов. В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного  налога подлежит зачету в счет предстоящих  платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Возврат сумм налога осуществляется за счет средств бюджета, в который произошла переплата. Казначейство обязано исполнить заключение налогового органа и оформить в установленном порядке платежное поручение на возврат или зачет налога. Операции по возврату или зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов.

Необходимым этапом исполнения бюджетов по доходам является учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Органы казначейства ведут отчет и составляют отчетность о доходах федерального бюджета. Порядок и сроки составления отчетности определяет вышестоящий орган казначейства. Учет доходов ведется в разрезе всех кодов бюджетной классификации. Главное управление Федерального казначейства организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств Республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах казначейства. Главное управление организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств. Главное управление представляет высшим органам государственной власти и управления РФ отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, результатах исполнения республиканского бюджета РФ и состояния бюджетной системы РФ, а руководящим органам государственных (федеральных) внебюджетных фондов - о результатах финансового исполнения соответствующих фондов.

Доходы местных бюджетов формируются из следующих каналов поступлений: собственных доходов, налогов и сборов; закрепленных за местными бюджетами налогов и доходов; отчислений от общереспубликанских налогов и доходов. Дополнительно в республиканском бюджете предусматриваются средства, безвозмездно передаваемые местным бюджетам, с целью оказания им финансовой помощи.

Используемая издавна  многоканальная система формирования доходов местных бюджетов основана на принципах распределения   доходов между различными уровнями  бюджетов, в соответствии с которыми наиболее значимые, регулярно поступающие доходы зачисляются в республиканский бюджет.

В основу доходов местных  бюджетов в этом случае закладываются  муниципальные (собственные) доходы, налоги и сборы; для укрепления доходной базы за местными бюджетами в соответствии с законодательством Республики Татарстан закрепляются полностью или частично определенные доходы (закрепленные доходы).

В группу собственных  доходов включены налоги, доходы и  сборы, которые полностью зачисляются  в доходы местных бюджетов и над  которыми  местные органы власти имеют контроль, т.е. могут устанавливать или изменять ставки, порядок и сроки их уплаты. К ним относятся [15, с.88]:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на игорный;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на имущество организаций;
  • налог на наследование и дарение;   
  • прочие налоги и сборы и неналоговые доходы в соответствии с действующим законодательством.

В группу закрепленных - отнесены налоги, доходы и сборы, которые, в соответствии с действующим законодательством, полностью или частично зачисляются в доходы местных бюджетов (акцизы на плодово-ягодные крепленые и ликерные вина, сухие, полусухие; виноградные крепленые; пиво и др. алкогольные напитки, полученные методом сбраживания, кроме импортных; подоходный налог с граждан; госпошлина; сборы и разные неналоговые поступления).

Поскольку объем расходов каждого бюджета не может ограничиваться только собственными доходами ввиду  их недостаточности, то для покрытия дефицита требуется привлечение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов, т.е. регулирующих доходов в виде отчислений от общереспубликанских доходов и налогов, а также дотаций, субсидий, субвенций:

  1. средства, получаемых из федерального бюджета:
  • на финансирование по программным мероприятиям федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан":
  • подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани";
  • субвенция на финансирование учреждений социального обслуживания;
  • стимулирование развития г.Казани (содержание образовательных учреждений);
  • на содержание органов, осуществляющих исполнение переданных полномочий в области социальной поддержки населения;
  1. субсидии на финансирование коммунальных услуг по содержанию имущества медицинских учреждений, входящих в систему обязательного медицинского страхования;
  1. по соглашению о гранте на реализацию проекта "Повышение инвестиционной привлекательности г.Казани";
  2. субвенция из федерального фонда компенсации;
  3. средств, получаемых из бюджета Республики Татарстан:
  4. субвенция на частичное финансирование общеобразовательных учреждений;
  5. субвенция на финансирование учреждений социального обслуживания и  на содержание органов, осуществляющих исполнение переданных                                     полномочий в области социальной поддержки населения;
  6. субвенция на реализацию государственных полномочий в области социальной поддержки населения органами местного самоуправления муниципального образования - г.Казань.

Перераспределение доходов  между отдельными видами бюджетов осуществляется в процессе бюджетного регулирования путем передачи средств (сверх собственных и закрепленных доходов) вышестоящими бюджетами нижестоящим в порядке и пропорциях, определяемых законодательством.

Общая схема регулирующих доходов местных бюджетов представлена  на рисунке 2.1.1.


                                         Регулирующие доходы


 


 

  1.Отчисления от государ-          2. Дотации,           3. Средства, полученные


  ственных доходов  и                    субвенции,            из вышестоящего

  налогов бюджета                         субсидии               бюджета

Информация о работе Анализ действующей практики финансирования местного бюджета