Анализ практики финансирования общественных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой объясняется наличием множества исследований, научных работ посвященных проблеме финансирования общественных благ и их свойств, также эта тема для меня интересна. Общественные блага являются одним из важных факторов, обеспечивающих рост благосостояния, который выступает важнейшим показателем качественного состояния производительных сил. Финансирование и обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. Все это и обусловило выбор темы курсовой работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретико-методологический аспект механизма финансирования общественных благ………………………………………………………….
1.1.Понятие общественных благ, отличительные черты, виды…………..стр.3
1.2Методы финансирования общественных благ…………………………стр.10
Глава 2. Анализ практики финансирования общественных благ…………
2.1 Механизм финансирования общественных благ в мировой практике
………………………………………………………………………………..стр.21
2.2. Тенденции совершенствования методов финансирования общественных благ в России………………………………………………………………..стр.28
Заключение………………………………………………………………….стр.30
Список источников…………………………………………………………стр.32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 501.65 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт экономики и бизнеса

Факультет управления

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

Анализ механизмов финансирования общественных благ

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнил:                     студент группы ГМУ-14/2

                                Скрябин Иван Павлович

Научный руководитель: старший преподаватель

                               Шабанова Ольга Александровна


 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2015

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретико-методологический аспект механизма финансирования общественных благ………………………………………………………….

1.1.Понятие общественных благ, отличительные черты, виды…………..стр.3

1.2Методы финансирования общественных благ…………………………стр.10

Глава 2. Анализ практики финансирования общественных благ…………

2.1 Механизм финансирования общественных благ в мировой практике

………………………………………………………………………………..стр.21

2.2. Тенденции совершенствования методов финансирования общественных благ в России………………………………………………………………..стр.28

Заключение………………………………………………………………….стр.30

Список источников…………………………………………………………стр.32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность темы данной курсовой объясняется наличием множества исследований, научных работ посвященных проблеме финансирования общественных благ и их свойств, также эта тема для меня интересна. Общественные блага являются одним из важных факторов, обеспечивающих рост благосостояния, который выступает важнейшим показателем качественного состояния производительных сил. Финансирование и обеспечение производства общественных благ - первейшая функция любого государства. Все это и обусловило выбор темы курсовой работы.

Объектом курсовой работы являются общественные блага. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью курсовой работы является глубокое изучение природы общественных благ и их финансирования. В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи: определить понятие «общественные блага», изучить их классификацию, определить основные механизмы финансирования общественных благ.

Работа имеет следующую структуру: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи курсовой работы, охарактеризованы источники информации. Глава первая раскрывает общие вопросы: дается определение общественным благам, определяются основные свойства и виды общественных благ. В главе второй определяются основные методы финансирования общественных благ, границы их предоставления, практика их финансирования, и перспективные тенденции развития общественных благ. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1. Теоретико-методологический аспект механизма финансирования общественных благ.

1.1 Понятие общественных благ, отличительные черты, виды.

Общественные блага в Национальной экономической системе, во-первых, выступают как наиболее сложный процесс по своей внутренней структуре, а также по факторным условиям его формирования. Во-вторых, общественные блага являются результатом функционирования особого сектора экономики - общественного сектора. В-третьих, общественное благо является важнейшим представителем в экономике - услуги. В-четвертых, внутри общественного сектора существует глубокая спецификация организаций, учреждений, производящих конкретное общественное благо.

В экономической литературе существует множество определений общественного блага. Например, Борисов А. Б. в Большом Экономическом словаре под общественными благами понимает товары и услуги, поставляемые государством на нерыночной основе. В этом определении существует два положения, которые неправильно отражают специфику производства общественных благ в общественном секторе. Во-первых, это не товары, а во-вторых, они не создаются на нерыночной основе. Первое неправильное толкование расширяет общественное благо. Неправильность второго толкования основано на непонимании того факта, что специфическое финансирование производства общественных благ через бюджетную систему наоборот свидетельствует о рыночной основе. Похожее определение общественным благам дает Белокрылов - это товары и услуги, созданные вне рыночного сектора экономики.

На основе экономической теории можно дать следующее определение общественному благу. Общественное благо - это специфический вид услуги, производимой в общественном секторе в экономике для общего (вплоть до одновременного) потребления физическими и юридическими лицами.

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки общественных благ:

общественное благо - это специфический вид услуги. В специфическом секторе используются специфические факторы.

общественное благо потребляется сообща, вплоть до единовременности этого процесса;1

общественное благо по своей сути удовлетворяет социальные потребности.

«Классическим примером общественного блага служит маяк. Его строительство может оказаться экономически обоснованным, если выгоды превысят производственные затраты. Однако выгода, приходящая на долю каждого пользователя маяка, не может окупить приобретение такого крупного и неделимого продукта. Во всяком случае, после введения маяка в эксплуатацию его сигнальный свет служит ориентиром для всех судов. Практичес нет способа исключить для некоторых кораблей возможность пользоваться выгодами маяка. Свет маяка виден всем, и если судовладелец предпочитает за них не платить, капитану корабля нельзя запретить пользоваться сигналами маяка. Экономисты называют это явление проблемой «фрирайдера»: люди могут пользоваться выгодами некоего продукта, не неся никаких издержек на его производство.»

Общественные блага отличаются двумя свойствами: неконкурентоспособностью и неисключаемостью. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей. «Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи. Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца.

Принято различать техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо совершенно неделимо, то практически невозможна его исключаемость. Если затраты на достижение исключаемости общественного блага достаточно высоки, то есть требуются огромные средства на осуществления контроля за допуском людей к общественному благу, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Так, городской парк отдыха можно огродить, поставить охрану, сделать парковые услуги объектом потребления и использования теми группами населения, которые способны платить за оказанные услуги. Но возможна такая ситуация, когда плата за услуги городского парка не сможет покрыть огромных затрат на возведение ограды вокруг парка и на содержание работников охраны и кассиров. Следовательно, достижение исключаемости общественного блага в виде отдыха в городском парке будет экономически нецелесообразно.

Неконкурентоспособность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Неконкурентность общественного блага означает, что потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. Общественное благо остается доступным для использования всеми в неуменьшающемся количестве и качестве. Типичным примером неконкурентности потребления может служить национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны.2

В общем, наличие свойств общественных благ в их крайних случаях - конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость - позволяет проводить границы между различными видами благ.

Виды общественных благ.

Общеизвестно, что в многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом

Общественные блага можно классифицировать по территориальному охвату на общенациональные и локальные. Например, оборона или законодательство являются общенациональными благами, а услуги регулировщика уличного движения - локальное общественное благо. Так в одном месте для улучшения снабжения питьевой водой требуется бурить скважины, в другом - строить канал

Еще один критерий классификации общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие группы:

 

  • Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие необходимость устойчивого развития всего общества.
  • Предназначенные для индивидуального потребления и имеющие ярко выраженный внешний эффект.
  • Не предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность обеспечения потребления данного блага на определенном уровне всем обществом (группой людей).
  • Предназначенные для индивидуального потребления и выражающие возможность и необходимость обеспечения потребления данного блага на заданном уровне всем обществом (группой людей).

Рассмотрим разделение общественных благ на: чистые и смешанные.

Чистое общественное благо обладает одновременно двумя свойствами - неконкурентностью и неисключаемостью. Эти блага характеризуются совершенной неубываемостью и неуменьшаемостью их потребления и использования. Чистых общественных благ, которые предоставляются с нулевыми предельными издержками и которые неделимы в потреблении, довольно немного, примером может служить оборона, полиция, дипломатия, освещение улиц и так далее). Чаще всего предоставляются блага с так называемым делимым потреблением. Так или иначе делимость потребления имеет два важных следствия: 1) количество блага, потребленного одним индивидом, уже не обязательно равно количеству, потребленному вторым индивидом; 2) теоретически можно выяснить, кто потреблял благо, и требовать оплаты уже после потребления.

Смешанное общественное благо в отличие от чистого общественного блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, то есть быть платным. Разновидностью исключаемого смешанного блага является перезагружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, то есть его перегрузка. Использование блага за пороговым уровнем одним человеком исключает из потребления другого или уменьшает возможность потребления им этого блага. Типичным примером перезагружаемого общественного блага являются тоннели, шоссейные дороги, мосты. Перезагружаемое общественное благо до определенного уровня обладает чертами и свойствами чистого общественного блага, доступ к нему для всех членов общества бесплатен. За пределами же этого уровня оно обладает свойствами и чертами платного частного блага. Другой разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Здесь принцип исключаемости применяется не к одному человеку, а к группе лиц. Доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть теннисные клубы, добровольные ассоциации, пляжи, парки.

«Классификации общественных благ производятся не только с учетом возможности исключаемости и степени использования этих благ, но и с учетом критерия внешнего эффекта. Он может быть положительным (например, эффект повышения образовательного уровня населения) и негативным (например, ущерб окружающей среде). Внешние эффекты различаются по масштабам и долгосрочности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с учетом их масштабности и временного лага воздействия с общественными благами дает возможность выделить следующие виды чистых общественных благ:

Информация о работе Анализ практики финансирования общественных благ