Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Местный бюджет, как экономическая категория, выполняет основные функции, характерные финансам, распределительную и контрольную функции. Первая функция концентрирует денежные средства в органах местного самоуправления. Аккумуляция финансовых ресурсов создает возможность обеспечивать равномерное развитие экономического и социального развития муниципальных образований. Местный бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономических отношений, а также повышения эффективности производства. Важное значение при этом имеет социальная направленность бюджетных средств.

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что совокупность  всех видов расходов государства составляет систему государственных расходов, а расход местных бюджетов напрямую зависит от политического и социально-экономического характера  деятельности государства.

Предметом курсового исследования являются расходы местных бюджетов Республики Беларусь.

Объектом курсовой работы являются правоотношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и требующие своего регулирования путем установления особой совокупности правовых норм.

Обязательным условием составления и исполнения бюджета является группировка доходов и расходов бюджета, обеспечивающая единообразие их классификации и возможность объединения доходов по видам и расходов по мероприятиям и целевому назначению, что достигается путем применения бюджетной классификации.

Целью данной работы является комплексное исследование теоретических знаний о сущности местных бюджетов, организации и порядке расходования местного бюджета.

Задачами курсовой работы являются:

  1. определение понятия местных расходов;
  2. исследование системы расходов местных бюджетов;
  3. изучение особенностей расходов административно-территориальных образований.

Методологической основой курсовой работы является диалектический метод познания. При написании работы использовались общие и частные методы научного познания: описательный, сравнительно-правовой, системный, логический, методы аналогии, научного обобщения и комплексного правового анализа.

Теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов: В.А. Парыгиной, А.А. Тедеева, Д.В. Винницкого, Н.А. Шевелевой, Е.М. Ашмариной, Н.И. Химчевой  и других.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

Содержание, структура и размер государственных расходов определяются задачами и потребностями, выраженными в программах и прогнозах развития народного хозяйства Республики Беларусь, и теми конкретными задачами, которые решаются в каждом финансовом году.

Совокупность всех расходов государства составляет систему его расходов. Все они осуществляются на основе действующего законодательства и в соответствии с бюджетной классификацией [4, c. 349].

Равно как в целом в государстве центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, так и в системе местных финансов такое положение принадлежит соответствующим местным бюджетам [15, с. 32].

Расходы республиканского бюджета обеспечивают реализацию компетенции Республики Беларусь государственными органами республики, а также местными представительными и исполнительными органами, за счет местных бюджетов - компетенцию местных Советов депутатов и местных органов управления.

В основу распределения расходов между звеньями бюджетной системы положены два принципа: значимость расходов и принцип подчиненности определенных субъектов тому или иному административно-территориальному государственному органу.

В основе структуры расходов лежит принцип целевого расходования бюджетных средств.

Можно выделить четыре основные группы расходов.

В первую группу входит в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь:

1) финансирование обеспечения  деятельности публичной власти  Республики Беларусь (общегосударственная  деятельность, в том числе судебная  и правоохранительная деятельность):

- функционирование Президента  Республики Беларусь и его  аппарата;

- функционирование всей  исполнительной власти;

- проведение избирательных  кампаний и референдумов в  Республике Беларусь;

- другие мероприятия в  области общегосударственной деятельности;

2) расходы на развитие  народного хозяйства по следующим  на¬ правлениям:

а) содержание, поддержка и расширение государственного сектора экономики;

б) государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной собственности;

в) внешнеэкономическая деятельность;

г) обслуживание государственного долга;

д) мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

е) природоохранные мероприятия;

ж) прочие расходы экономического характера;

3) расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт, и другие социальные программы;

4) расходы, обеспечивающие  безопасность нашей страны:

а) оборона и Вооруженные Силы Республики Беларусь;

б) обеспечение мобилизационной деятельности;

в) другие вопросы, связанные с национальной обороной.

Всего предусмотрено 317 направлений расходов. Важнейшим направлением расходования бюджетных средств является социально-культурная сфера Республики Беларусь. Из всех бюджетов на эту сферу приходится 125 направлений расходов [15, с. 35].

Второе место по направлению расходов бюджетов принадлежит финансированию национальной экономики - 112 направлений. На финансирование всего государственного аппарата предусмотрено 70 направлений расходов.

И только 10 категорий расходов бюджетов определено на национальную оборону.

К числу национальной экономики отнесено направление расходов на охрану окружающей среды и на жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство. Однако эти сферы финансирования можно смело отнести к социально-культурным мероприятиям.

Расходы, приходящиеся на местные бюджеты, носят преимущественно социальную направленность. Так, в Республике Беларусь порядка 80 % всех расходов на образование, здравоохранение финансируется из областных, городских и районных бюджетов.

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларусь, и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной год. В бюджете предусматриваются ассигнования на выплату процентов по государственному долгу, погашение имеющейся в республиканском бюджете на данный год задолженности по государственному долгу прошлых лет с наступившим сроком уплаты [24, с. 100].

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие. Капитальные расходы – расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность; направленные на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством; расходы, при которых создается имущество и увеличивается его стоимость. Текущие расходы – расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Группировка расходов на текущие и капитальные устанавливается экономической (предметной) классификацией расходов [24, с. 102].

В зависимости от характера, участия в общественном производстве денежные средства выделяются на финансирование оборотных средств (текущие расходы), основных фондов (капиталовложение), создание резервов [4, c. 349].

Надо отметить, что в условиях рыночных отношений присутствует  и такой вид расходов, как инвестиция. Законодательство Республики Беларусь  предусматривает возможность выделения из бюджетов (особенно местных) определенного количества денежных средств на инвестиции. Однако такой вид расходов в Республике Беларусь еще не получил должного развития.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются соответственно резервные фонды Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Общий размер резервных фондов в местных бюджетах − 1% доходов местных бюджетов без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов [15, с. 32].

Финансовые отношения в области расходов бюджета могут строиться исключительно на основе норм права и всегда являются правовыми отношениями.

Государство или уполномоченный орган строго устанавливает в одностороннем порядке виды и нормы расходов, объекты финансирования и строго взыскивает за любые нарушения государственных предписаний по расходованию денежных средств [4, c. 350].

Расходы республиканского и местных бюджетов осуществляются с бюджетной классификацией, установленной на основании Закона Республики Беларусь «О бюджетной классификации» [12].

По этой бюджетной классификации расходы республиканского и местных бюджетов распределяются на функциональные, ведомственные, экономические.

Распределение расходов между звеньями бюджетной системы с учетом их направленности происходит в зависимости от структуры местных Советов депутатов и государственного устройства. Так, только из республиканского бюджета финансируется оборона страны. Из республиканского бюджета также финансируются расходы на государственные инвестиционные программы и проекты.

Расходы областных бюджетов, бюджетов базового и первичного уровней и бюджета г. Минска имеют аналогичную структуру и направляются на удовлетворения потребностей соответствующей административно-территориальной единицы.

Основными направлениями расходования денежных средств бюджетов сельских и поселковых Советов являются социально-культурные мероприятия (около 90 %) и содержание управленческого аппарата (10 %). По мере увеличения объема полномочий местного Совета (от сельского до областного) изменяется соотношение расходов по основным направлениям. Так. Расходы на развитие народного хозяйства областных Советов составляют больший процент, чем на такие расходы бюджета районного Совета [4, c. 351].

Изучив вопросы, рассмотренные первой главой можно сделать следующие обоснованные выводы:

1. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Группировка расходов на текущие и капитальные устанавливается экономической (предметной) классификацией расходов. Сбалансированность бюджетов всех административно-территориальных единиц является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Областной бюджет обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами мероприятия общеобластного значения в хозяйственной и социально-культурной сфере. Через областной бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между городами областного подчинения и сельскими районами области в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

2.  Юридический механизм  воздействия на расходованием  местных бюджетов представляет  собой практическое применение  предписаний финансово-правовых  норм, устанавливающий порядок нормирования  затрат государства на конкретные  мероприятия, определения их ежегодных  объемов и отпуска бюджетных  средств на их покрытие, правовые  формы, в которых облекаются при  этом действия органов государственной  власти и государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

2.1  Расходы  на промышленность, энергетику, строительный комплекс

 

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов областного уровня, государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местных бюджетов областного уровня, внебюджетных средств организаций, финансируемых из местных бюджетов областного уровня, утверждается соответствующими исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Информация о работе Местный бюджет