Местный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2015 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан. Расходы местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 48.39 Кб (Скачать файл)

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов базового и первичного уровней, государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местных бюджетов базового и первичного уровней, внебюджетных средств бюджетных организаций, финансируемых из местных бюджетов базового и первичного уровней, утверждается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами.

Расходы местных бюджетов предусматриваются в разрезе функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса (далее – БК) Республики Беларусь предоставление средств из бюджета осуществляется в следующих формах:

  1. расходы на функционирование бюджетных организаций;
  2. бюджетные трансферты населению;
  3. субсидии организациям и физическим лицам;
  4. бюджетные трансферты за границу;
  5. межбюджетные трансферты;
  6. расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов;
  7. бюджетные ссуды, бюджетные займы;
  8. бюджетные кредиты;
  9. расходы на обслуживание долговых обязательств;
  10. другие формы расходов в соответствии с бюджетным законодательством (ст. 41 БК).

В рамках вышеуказанных форм ст. 44-47 Бюджетного кодекса Республики Беларусь определяет функциональные виды расходов, финансируемых из республиканского бюджета, из областных бюджетов, из бюджетов базового и первичного уровней и из бюджета г. Минска [2].

Решающую роль в развитии экономики страны принадлежит финансированию промышленности, энергетики и строительного комплекса. Поэтому эти расходы бюджетной классификацией объединены в один раздел.

Недостаточность капитальных вложений в эту сферу общественного производства негативно сказывается на состоянии экономики в государстве, а вслед за этим и в социальной сфере.

Поэтому в республиканском и в местных бюджетах значительное место отведено финансированию капитальных вложений.

В связи с переходом к рыночным отношениям проблемы финансирования промышленности, энергетики и особенно строительного комплекса, их правовое регулирование является сложным процессом и регулируется большим количеством нормативных правовых  актов [4, c. 355].

Объектами указанного вида финансирования являются вновь создаваемое или модернизируемое имущество, в том числе принадлежащее государству или коммунальному хозяйству.

При этом государство установило определенные нормативы, с которыми строительство или капремонт не может производиться без установленных законодательством Республики Беларусь стандартов.

Законодательство Республики Беларусь в решении проблем финансирования в данных сферах общественного производства установило следующий порядок финансирования капитальных вложений [4, c. 355].

Первоочередным источником финансирования являются собственные средства инвестора (предприятия, организации, объединения). Инвесторами могут быть государственные и местные исполнительно-распорядительные органы, юридические и физические лица, в том числе и иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Второй источник финансирования  −  это заемные средства (банковское кредитование). Банковское кредитование осуществляется на возвратной, срочной и безвозмездной основе и должно использоваться на строго определенные цели.

В финансировании капитальных вложений используются и амортизационные отчисления предприятий, организаций и объединений.

Законодательство определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений следующим образом:

    1. путем создания благоприятных условий развития инвестиционной деятельности;
    2. путем прямого участия в инвестиционной деятельности;
    3. путем создания  условий для совместного с иностранными инвесторами строительства необходимых предприятий и иных построек.

Республиканское законодательство определяет также основы регулирования капитальных вложений органами местного управления и самоуправления. Предусмотрены аналогичные республиканским формам и методам финансирования капитальных вложений как путем создания благоприятных условий, так и путем прямого участия в выделяемых денежных средств из местных бюджетов[4, c. 360].

 

 

2.2  Расходы  на социально-культурные мероприятия

 

Весьма значительным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывает науку, образование, социальное обеспечение, культуру и искусство, физическую культуру и спорт, средства массовой информации, молодежную политику.

По каждому виду социально-культурных мероприятий принят соответствующий нормативный правовой акт, регламентирующий права и обязанности граждан в конкретной сфере социально-культурной направленности.

В условиях рыночных отношений финансирование в этой области несколько изменилось. Многие направления финансирования осуществляются через внебюджетные средства, а также от спонсорства и предпринимательской деятельности, главным образом от культурных, образовательных и других подобного рода мероприятий [4, c. 353].

Важное место среди расходов на социально-культурные мероприятия занимает финансирование образовательных учреждений, от дошкольного до высшего образования.

Порядок финансирования образовательных учреждений определяется Типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Кроме бюджетных средств, законодательство Республики Беларусь допускает привлечение валютных ресурсов в виде платы за дополнительные услуги, а также спонсорские целевые взносы и пожертвования юридических и физических лиц [4, c. 355] .

Немалые средства выделяются из бюджетов на финансирование высшего и среднего специального образования. Однако эти учебные учреждения испытывают определенную трудность в финансовом обеспечении их жизнедеятельности. Поэтому государство разрешило государственным вузам дополнительно изыскивать финансовые средства путем оказания платных общеобразовательных услуг, добровольных пожертвований и спонсорства.

Расходы на здравоохранение занимают важное место в общем объеме финансирования социально-культурных мероприятий.

Данные расходы складываются из затрат на содержание лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений и проведение соответствующих мероприятий; детских профилактических и противоэпидемиологических учреждений и др.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций местной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь [4, c. 355].

Большая часть расходов на здравоохранение направляется на финансирование лечебно-профилактических учреждений и мероприятия как основной организационно-правовой формы медицинского обслуживания населения страны: больницы, поликлиники, амбулатории,  диспансеры, ФАПы, больничные пункты при государственных организациях и учреждениях.

Ведомственная медицина финансируется, как правило, из республиканского бюджета и проходит по сметным документам своих министерств и госкомитетов.

Порядок и сущность финансирования других отраслей социально-культурной сферы аналогичен вышеизложенному.

Следует отметить, что многие социальные мероприятия финансируются за счет различного рода внебюджетных государственных фондов.

Так, из фонда социальной защиты населения финансируются следующие страховые мероприятия: выплаты пособий, выплаты по беременности и родам, по уходу за ребенком, при рождении ребенка, на погребение и прочие пособия.

Государственный фонд занятости населения предназначен для оказания помощи безработным и организации рабочих мест.

 

2.3 Расходы на  оборону страны

 

В сметно-бюджетную систему входит и расходование денежных средств на финансирование обороны. Оборона страны в системе расходов республиканского бюджета занимает третье место.

Начиная с 1993 года расходы, связанные с призывом граждан на военную службу и учебные сборы, ранее производимые за счет предприятий и организаций, осуществляются за счет Министерства обороны.

В общей сумме расходов на оборону выделяются ассигнования на содержания пограничных войск. К числу общегосударственных расходов относятся ассигнования по закладке государственных резервов, их замене и разбронированию. Эти расходы осуществляются Комитетом по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь исходя из принятых норм, имеющихся материальных и финансовых возможностей в целях обеспечения потребностей государства на случаи непредвиденных обстоятельств[19, с. 111].

Денежные средства, выделяемые на оборону, предусматриваются сметой Министерства обороны Республики Беларусь. Они направляются на содержание всех родов войск и расходуются на оплату вооружения боеприпасов, техники, горюче-смазочных материалов, продовольствия, предметов, необходимых для обеспечения боевой подготовки; на содержание военных учебных заведений, личного состава военнослужащих и т.п.

Кроме того, за счет средств, выделяемых на оборону, финансируется научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим. Особое место в расходах на оборону в настоящее время занимает модернизация наших Вооруженных сил. При этом общая сумма этих расходов не увеличивается за счет уменьшения их по другим направлениям [4, c. 352].

 

 

2.4 Расходы на  содержание государственного аппарата

 

Государство осуществляет лимитированное расходование бюджетных средств на содержание всех государственных органов, т.е. всех ветвей власти.

Общим условием регулирования расходов на содержание государственного аппарата является наличие сметы – финансового плана содержания определенного структурного подразделения ветви власти.

Смета включает следующие виды расходов: заработная плата, текущие расходы (канцелярские и хозяйственные, почтово-телеграфные, телефонные, типографские), командировочные, содержание и ремонт оборудования и инвентаря; капитальный ремонт зданий и сооружений, содержание транспорта и другие в соответствии со сметой и в зависимости от рода деятельности госоргана [4, c. 352].

Правовое регулирование расходов на содержание госаппарата весьма динамичное и осуществляется Президентом Республики Беларусь в зависимости от экономической ситуации в стране и других факторов.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:

1.  Формы расходов местных  бюджетов можно условно подразделить  по 4 направлениям: на общегосударственную деятельность, национальную оборону, на организацию социально-культурных мероприятий, сельскохозяйственную деятельность. Основными направлениями расходования денежных средств бюджетов сельских и поселковых Советов являются социально-культурные мероприятия (около 90 %) и содержание управленческого аппарата (10 %). Республиканское законодательство определяет также основы регулирования капитальных вложений органами местного управления и самоуправления. Предусмотрены аналогичные республиканским формам и методам финансирования капитальных вложений как путем создания благоприятных условий, так и путем прямого участия в выделяемых денежных средств из местных бюджетов.

2. Расходы на здравоохранение  занимают важное место в общем  объеме финансирования социально-культурных  мероприятий.

Особое место в расходах на оборону в настоящее время занимает модернизация наших Вооруженных сил. При этом общая сумма этих расходов не увеличивается за счет уменьшения их по другим направлениям. Общим условием регулирования расходов на содержание государственного аппарата является наличие сметы – финансового плана содержания определенного структурного подразделения ветви власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

БЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ КАК ФОРМА РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

 

Составной частью бюджетного планирования является бюджетное регулирование, в процессе которого перераспределяются бюджетные ресурсы между уровнями бюджетов с целью их балансирования. На этом этапе бюджетного процесса осуществляется распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством, а также определяются размеры финансовой помощи, предоставляемой вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий).

Производится планирование и распределение средств фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц, определение размеров трансфертов для выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и уровня социально-экономического развития [21, c. 129].

Распределение средств фонда осуществляется по нормативам, дифференцированным по областям. Причем величина норматива для каждой области выражается удельным весом дотации, необходимой данной области для сбалансирования местных бюджетов в общем объеме дотаций, выделяемых регионам из фонда финансовой поддержки.

Информация о работе Местный бюджет