Анализ действующей практики финансирования местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:
рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;

Содержание работы

Введение
3

1. Теоретические основы местных бюджетов
5
1.1. Понятие и экономическая сущность местного бюджета
5
1.2. Исполнение местного бюджета: сущность и задачи
6

2. Анализ действующей практики финансирования местного бюджета
11
2.1. Анализ доходов местного бюджета
11
2.2. Анализ расходов местного бюджета
20
2.3. Проблемы оптимизации местного бюджета и пути их решения
25

Заключение
31
Список использованной литературы
33

Файлы: 1 файл

Местные бюджеты и их роль в экономике муниципального образования.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение

3

   

1.  Теоретические основы  местных бюджетов

5

1.1. Понятие и экономическая  сущность местного бюджета

5

1.2. Исполнение местного  бюджета: сущность и задачи

6

   

2. Анализ действующей  практики финансирования местного  бюджета

11

2.1. Анализ доходов  местного бюджета

11

2.2. Анализ расходов  местного бюджета

20

2.3. Проблемы оптимизации  местного бюджета и пути их  решения

25

   

Заключение

31

Список использованной литературы

33


 

Введение

 

Для выполнения своих  функций государственные органы на всех уровнях должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.

Мировая и отечественная история  подтверждает важность местных (муниципальных) бюджетов для развития местного хозяйства, благоустройства и санитарного состояния административно-территориальных единиц, а также содержания учреждений социальной сферы. Так было издавна и эти тенденции усилились в 80-90-х годах XX века. В странах с развитой рыночной экономикой бюджеты местных органов власти перераспределяют от 30 до 60% всех финансовых ресурсов государства (Англия, США, Япония, Германия и др.) и играют важную роль в создании и расширении рыночной инфраструктуры, благоустройстве городов и других населенных пунктов, в социальном обеспечении граждан.

Формирование и использование  местных бюджетов выражает движение общественного продукта между участниками производства и обмена, а именно: между предприятиями и государством; между предприятиями, организациями и учреждениями производственной и непроизводственной сфер макроэкономики всех форм собственности; между звеньями бюджетной системы; между государством и населением.

Между тем, при формировании и исполнении местных бюджетов существует ряд проблем.  Переход на современную казначейскую систему исполнения бюджета был связан с необходимостью восстановить в значительной мере способность государства управлять исполнением бюджета. Однако проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета, не теряют своей остроты и остаются актуальными.

Исследование указанных  проблем нуждается в научном  обсуждении и анализе не только с  точки зрения обобщения опыта  работы существующей казначейской системы  Российской Федерации, но и с целью  поиска путей совершенствования  этой работы и наиболее эффективного решения задач, способствующих своевременному и полному исполнению местного бюджета как по доходам, так и по расходам.

Это обуславливает необходимость, важность и актуальность темы настоящего исследования.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности местных бюджетов и определение их роли в экономике муниципального образования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач работы:

  • рассмотреть теоретические основы исполнения местного бюджета;
  • провести анализ исполнения доходной части местного бюджета;
  • провести анализ исполнения расходной части местного бюджета;
  • показать проблемы, которые существуют при исполнения местного бюджета и определить пути их решения.

Объектом исследования является бюджет муниципального образования - г.Казань.

Методологической и методической основой для написания курсовой работы послужили законодательные  и нормативные акты, учебная и  периодическая литература отечественных  авторов. В процессе исследования основных вопросов использовались труды Христенко В.Б., Сабитовой Н.М., Романовского М.В., Поляка Г.Б., В.М.Родионовой, Дробозиной Л.А.и других, статьи периодических изданий.

Структура курсовой работы: введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

1.  Теоретические основы  местных бюджетов

 

1.1. Понятие  и экономическая сущность местного  бюджета

Местные бюджеты выражают экономические отношения, связанные  с обеспечением централизованными  источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики [4, с.74].

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования местных бюджетов, позволяющее выявить  направление воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Местные бюджеты имеют  четкую целевую ориентацию. Они затрагивают  определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они  ориентированы на решение государственных  и муниципальных задач [4, с.75].

Местные бюджеты несут  сегодня около 70% всех расходов государства на социально-культурную сферу. Из них финансируются объекты жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания, а также транспорт, дорожное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, развитие рыночной инфраструктуры и др. В этих условиях и при расширении самоуправления отдельными регионами возрастает роль местных бюджетов, осуществляющих финансирование экономических, социальных, культурных программ и мероприятий местного значения. Местные органы власти имеют широкую возможность изучать повседневные нужды граждан и при наличии устойчивой финансовой базы быстрее и лучше их удовлетворять. Не случайно решающая доля бюджетных ассигнований на содержание социально-культурных мероприятий, развитие жилищного, коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов направляется из местных бюджетов [20, с.12].

Таким образом, местные  бюджеты, представляют собой форму  образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для решения задач и выполнения функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления. Местные бюджеты   не   являются   составной   частью   государственного бюджета, они входят, наряду с  государственным бюджетом, в консолидированный бюджет общества.

В соответствии со ст. 130, 131, 132 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:  

  1. формирование   денежных   фондов,   обеспечивающих финансовую деятельность местных органов власти;
  2. распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства и населением.

 

1.2. Исполнение  местного бюджета: сущность и  задачи

Исполнение бюджета  является стадией бюджетного процесса. Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение - гарантия законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантия правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, законности и своевременности их расходования [17, с.46].

Бюджетный процесс представляет собой урегулированную нормами  процессуального бюджетного права  деятельность уполномоченных органов  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также по составлению и утверждению отчета о его исполнении. Этот процесс разделен на строго последовательные стадии, и данный порядок изменению не подлежит.

За утверждением бюджета  следует стадия его исполнения, в  течение которой происходит сбор доходов и осуществление расходов, предусмотренных бюджетным законом. Исполнение бюджета возложено на финансовую администрацию. Аккумуляция бюджетных средств, их хранение и распределение на проведение мероприятий, предусмотренных в финансовом законе, составляет понятие кассового исполнения бюджета. В зарубежных странах встречаются три основные системы организации кассового исполнения бюджета - казначейская, банковская и смешанная. Органами, на которые возлагаются функции по управлению государственными ресурсами, во многих странах являются казначейства. Законодательством может быть предусмотрено и то, что казначейство лишь выделяет средства бюджетным учреждениям согласно утвержденным бюджетным ассигнованиям, и то, что казначейство вправе перераспределять ресурсы, контролировать лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов в соответствии с заранее заданными критериями. В ряде стран на казначейство возлагаются функции по управлению государственным долгом.

Таким образом, единой модели казначейской системы управления государственными ресурсами не существует. В каждой стране она имеет свою особенность, обусловленную экономическим состоянием страны, историческими традициями развития бюджетного устройства и процесса. Казначейское исполнение возлагается на специальный орган министерства финансов - казначейство и систему казначейских касс. Развитие денежно-кредитной системы позволило центральным банкам осуществлять операции с бюджетными средствами. Централизация бюджетных финансов, использование расчетов при помощи чеков и векселей упростило работу банков при исполнении бюджета.

Статья 216 Бюджетного кодекса  РФ (далее - БК РФ) устанавливает исполнение местного бюджета на основе принципа единства кассы. Данный принцип предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета, каким в РФ является единый казначейский счет.

Принцип единства кассы  предполагает слияние расчетных  счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и  услуг. На этот же счет зачисляются поступающие доходы бюджета.

Применение принципа единства кассы при исполнении бюджета  дает ряд преимуществ. Во-первых, появилась  возможность предварительного и  текущего контроля целевого расходования средств. Предварительный контроль невозможно было реализовать при существовании банковской системы исполнения бюджета. Сейчас осуществление предварительного контроля - контроля над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения - дает возможность предотвращения нарушений бюджетно-финансового законодательства. Текущий контроль осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Совершение платежа возможно только после получения разрешительной надписи.

Во-вторых, достигается  экономия времени за счет минимизации прохождения средств по расчетным счетам.

В-третьих, появляется возможность  перераспределения средств. Средства находятся на счете бюджета в  распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет учитывать остатки  на расчетном счете при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.

Исполнение бюджета  начинается после его утверждения  законодательными органами власти. Эта  стадия бюджетного процесса имеет своей  целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных.

Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного  и своевременного поступления налогов  и других платежей, а также доходов  в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов. Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы. Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета – документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытия кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.

Информация о работе Анализ действующей практики финансирования местного бюджета