Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 16:19, дипломная работа

Описание работы

Дебиторская и кредиторская задолженность являются естественными со-ставляющими бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой платежей по ним.
На финансовое состояние предприятия оказывают влияние как размеры балансовых остатков дебиторской и кредиторской задолженности, так и период оборачиваемости каждой из них.
Цель данной дипломной работы – провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….……..3
1 Теоретические основы анализа дебиторской и кредиторской задолженно-сти…………………………………………………………………………..……….…7
1.1 Понятие обязательств, их классификация………………………...………..7
1.2 Анализ дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия….10
1.3 Информационные основы дебиторской и кредиторской задолженности. Виды информации в управлении………………………………………………14
1.4 Организационные основы в анализе дебиторской и кредиторской задол-женности………………………………………………………..……………..…18
2 Экономическая характеристика деятельности ЗАО «Сиа Интернейшнл – Кеме-рово»………………………………………………………………………….….........30
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия ……….….….…..….30
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия ……………………………………………………………………………………..36
3 Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженности ЗАО «Сиа Интернейшнл – Кемерово»…………………………………….…………..…….….…..41
3.1 Анализ динамики и состояния дебиторской задолженности…………....41
3.2 Анализ динамики и состояния кредиторской задолженности………..…51
3.3 Анализ эффективности управления движением дебиторской и кредитор-ской задолженности ………………………………………………….….……..56
3.4 Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности …………………………………………………………….………..………….….64
3.5 Разработка предложений по эффективному управлению дебиторской и кредиторской задолженности ….…………………….….…………………..…65
Выводы и предложения …………………………………………….…………….…..69
Список используемой литературы……………………………………….…….…….71

Файлы: 1 файл

диплом готовый 2007 Word.docx 20.05.11.docx

— 181.35 Кб (Скачать файл)

При анализе состояния  расчетов по данным аналитического учета  следует выявить объем скрытой  дебиторской задолженности, возникающей вследствие предварительной оплаты материалов поставщикам без их отгрузки предприятию.

Для предотвращения неплатежей предприятия предоставляют скидки с договорной цены при досрочной оплате. Существуют следующие формы досрочного погашения дебиторской задолженности:

- продажа долгов банку (факторинг);

- получение ссуды в банке на оплату обязательств, превышающих остаток средств на расчетном счете (овердрафт);

- учет векселей (дисконт).

При снижении объема дебиторской  задолженности необходимо установить, не списана ли она на убытки, имеются  ли оправдательные документы.

В заключение анализа состояния  оборотных активов следует оценить изменение доли трудно реализуемых оборотных активов в общей величине оборотных активов и соотношение трудно реализуемых и легко реализуемых активов. Повышение доли трудно реализуемых оборотных активов ослабляет финансовую устойчивость предприятия и приводит к снижению его платежеспособности.

Дебиторская задолженность - права (требования), принадлежащие  продавцу (поставщику) как кредитору  по неисполненным денежным обязательствам покупателем (получателем) по оплате фактически поставленных по договору товаров, выполненных работ или оказанных услуг. В целом она разделяется на текущую дебиторскую задолженность, которая должна быть погашена в течение одного года, и просроченную, т.е. со сроком свыше 12 месяцев. В свою очередь из просроченной задолженности выделяется задолженность, по которой истек срок исковой давности.

Политика управления дебиторской  задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Задачами управления дебиторской  задолженностью являются:

- ограничение приемлемого уровня дебиторской задолженности;

- выбор условий продаж, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

- определение скидок или надбавок для различных групп покупателей с точки зрения соблюдения ими платежной дисциплины;

- ускорение востребования долга;

- уменьшение бюджетных долгов;

- оценка возможных издержек, связанных с дебиторской задолженностью, то есть упущенной выгоды от неиспользования средств, замороженных в дебиторской задолженности.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в  области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

- исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска;

- периодический пересмотр предельной суммы кредита;

- использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;

- формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;

- выявление финансовых возможностей предоставления предприятием товарного (коммерческого кредита);

- определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;

- формирование условий обеспечения взыскания задолженности;

- формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;

- использование современных форм рефинансирования задолженности;

- диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

Определение возможной суммы  финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:

         ИДЗ = ОРК * КСЦ * (ППК + ПР) / 360,                                                  ( 6)

где ИДЗ – необходимая  сумма финансовых средств, инвестируемых  в дебиторскую задолженность;

ОРК – планируемый объем  реализации продукции в кредит;

КСЦ – коэффициент соотношения  себестоимости и цены продукции, выраженных десятичной дробью;

ППК – средний период предоставления кредита покупателям, в днях;

ПР – средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. 

Если финансовые возможности  предприятия не позволяют инвестировать  расчетную сумму средств в  полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий  предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы  стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение системы  характеристик, оценивающих кредитоспособность  отдельных групп покупателей.  По товарному (коммерческому)  кредиту такая оценка осуществляется  обычно по следующим критериям:

- объем хозяйственных  операций с покупателями и  стабильность их осуществления;

- репутация покупателя  в деловом мире;

- платежеспособность покупателя;

- результативность хозяйственной  деятельности покупателя;

- состояние конъюнктуры  товарного рынка, на котором  покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем и состав чистых  активов, которые могут составлять  обеспечение кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

2. Формирование и экспертиза  информационной базы проведения  кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка покупателей  продукции по уровню кредитоспособности  основывается на результатах ее оценки и предусматривает обычно выделение следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  максимальном объеме, т.е. на уровне  установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  может быть предоставлен в  ограниченном объеме, определяемом  уровнем допустимого риска невозврата  долга;

- покупатели, которым кредит  не предоставляется (при недопустимом  уровне риска невозврата долга, определяемом типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация кредитных  условий в соответствии с уровнем  кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.[20, С. 22 - 28].

Формирование процедуры  инкассации задолженности предусматривает  сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям  о дате платежей; возможности и  условия пролонгирования долга  по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать  доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.

Выставление счетов. При  циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры  покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Хочу отметить, т. к предприятие  ЗАО «СИА Интернейшнл-Кемерово»  ведет в основном посреднические услуги реализации медикаментов у него нет собственных дебиторов, но есть основной кредитор ЗАО «СИА Интернейшнл ТД» которому мы должны денежные средства за предоставленные нам под реализацию  медикаменты по этому в балансе (Приложение) не отражается дебиторская задолженность в полной мере, все денежные средства полученные от дебиторов зачислят на расчетный счет предприятия с которого ведется расчет с кредиторами, соответственно дебиторская задолженность в наглядном примере (Приложение) очень маленькая, а кредиторская на оборот большая. Следовательно,  дебиторсая задолженность отображается в балансе как денежные средства,  краткосрочные финансовые вложения и кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками.

 

 

3.2   Анализ динамики  и состояния кредиторской задолженности

 

В ЗАО «СИА Интернейшнл-Кемерово» существует значительная  кредиторская задолженность. На основании данных бухгалтерского баланса (Приложения1) проанализируем изменения в динамике и структуре кредиторской задолженности.

Таблица 5 - Состав и структура кредиторской задолженности.

Показатель, тыс.руб.

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение   2008/2010;

(+;  -)

Темп роста

2008/2010

(%)

Кредиторская задолженность

19587

7572

11109

-8478

56,72

в т.ч. перед поставщиками и подрядчиками

16651

4260

7072

          -9579

        42,47

 перед персоналом  
организации

       625

      670

832

207

       133,12

 перед государственными  внебюджетными

фондами

       197

       377

       485

288

       246,19


 

                                                                                                  Продолжение таблицы 6

 

Показатель, тыс.руб.

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение   2008/2010;

(+;  -)

Темп роста

2008/2010

(%)

 

 по налогам и сборам

2099

2265

2720

621

 

129,59

 прочие кредиторы

15

-

-

-15

 

0

Итого по краткосрочной задолженности

19587

7572

11109

-8478

       56,72


В соответствии с таблицей 5, наблюдаем, что в течение анализируемого периодов максимальную долю кредиторской задолженности составляла кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, причем если в  2008 году сумма задолженности составила 16651 тыс. руб. то в 2010 году эта сумма составила 7072 тыс. руб. т.е  задолженность уменьшилась на 9579 тыс. руб. А это говорит о том, что предприятие старается погасить данные задолженности.

Представим крупных кредитооров  ЗАО «СИА Интернейшнл-Кемерово» в виде таблице 6 и рисунка 3.

Таблица 6 - Крупные кредиторы

  Поставщик

2008 год

2009 год

2010 год

Отклонение   2008/2010;

(+;  -)

Темп роста

2008/2010

(%)

ИП по договору найма транспортных услуг, тыс. руб.

1356

1652

1568

212

115,6

ЗАО «СИА Интернейшнл ТД» Москва, тыс. руб.

12500

5850

8920

-3580

71,4

ОАО « Кузбасс энерго», тыс. руб.

425

418

561

      136

      132


Рисунок 3 – Крупные кредиторы  ЗАО «СИА Интернейшнл-Кемерово»

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности