Анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности;
• проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ……….…………..…………………..
1.1.Понятие, сущность дебиторской задолженности……………….……..7
1.2. Понятие, сущность кредиторской задолженности…………………….....20
1.3 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………...24
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………31
Заключение………………………………………..……………………………36
Список использованных источников…………………………………………39

Файлы: 1 файл

Analiz_debit_i_kredit_zadolzhennosti.docx

— 83.60 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...……4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ  ЗАДОЛЖЕННОСТИ……….…………..………………….. 
1.1.Понятие, сущность дебиторской задолженности……………….……..7 
1.2. Понятие, сущность кредиторской  задолженности…………………….....20

1.3 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………...24 
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………31

Заключение………………………………………..……………………………36

Список использованных источников…………………………………………39

Приложения………………………………………………………….………….41 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в условиях развития рыночных отношений у предприятий значительно возросло количество контрагентов - дебиторов и кредиторов, из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Для того чтобы правильно выстроить  взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее  состояние взаиморасчетов и отслеживать  тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При  этом контроль должен быть дифференцирован  по отношению к различным группам  клиентов, каналам сбыта, регионам и  формам договорных отношений.

Дебиторская и кредиторская задолженность  естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями. Дебиторская задолженность включает задолженность подотчетных лиц, плательщиков по истечении срока оплаты, налоговых органов при переплате налогов и других обязательных платежей, вносимых в виде аванса. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам.

Кредиторская задолженность - это  долги самого предприятия перед  плательщиками, заказчиками, налоговыми органами и т.д.

Политика управления дебиторской  и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой  политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции  и заключающейся в оптимизации  общего размера этой задолженности  и обеспечении своевременной  ее инкассации.

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота, препятствует их эффективному использованию, следствием чего является напряженное финансовое состояние предприятия. Т.е. дебиторская  задолженность характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. Тем самым она отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия, поэтому необходимо сокращать сроки ее взыскания.

Основными макроэкономическими факторами  появления дебиторской являются:

· определение инфляционного роста  цен адекватному увеличению платежных  средств;

· неудовлетворительная работа банковской системы;

· низкая развитость или неразвитость финансового рынка;

· игнорирование правовых аспектов обязательств в договорной практике предприятий;

· не сокращающийся разрыв хозяйственных  связей бывшего постсоветского пространства.

Кредиторская задолженность в  определенной мере полезна для предприятия, т.к. позволяет получить во временное  пользование денежные средства принадлежащие  другим организациям.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации. В целях управления дебиторской  и кредиторской задолженностью необходимо проводить их анализ.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных  вопросов, относящихся к оценке финансового  положения предприятия.

Дебиторская и кредиторская задолженность  являются естественными составляющими  бухгалтерского баланса предприятия. Они возникают в результате несовпадения даты появления обязательств с датой  платежей по ним.

На финансовое состояние предприятия  оказывают влияние как размеры  балансовых остатков дебиторской и  кредиторской задолженности, так и  период оборачиваемости каждой из них.

Однако балансовые остатки дебиторской  и кредиторской задолженности могут  служить лишь отправной точкой для  исследования вопроса о влиянии  расчетов с дебиторами и кредиторами  на финансовое состояние. Если дебиторская  задолженность больше кредиторской, это является возможным фактором обеспечения высокого уровня коэффициента общей ликвидности.

Одновременно это может свидетельствовать  о более быстрой оборачиваемости  кредиторской задолженности по сравнению  с оборачиваемостью дебиторской  задолженности. В таком случае, в  течение определенного периода  долги дебиторов превращаются в  денежные средства, через более длительные временные интервалы, чем интервалы, когда предприятию необходимы денежные средства для своевременной уплаты долгов кредиторам. Соответственно возникает  недостаток денежных средств в обороте, сопровождающийся необходимостью привлечения  дополнительных источников финансирования. Последние могут принимать форму либо просроченной кредиторской задолженности, либо банковских кредитов.

Цель данной курсовой работы - провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· рассмотреть основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности;

· проанализировать состав и структуру  дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, их оборачиваемость.

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
    1. Понятие, сущность дебиторской задолженности

 

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Обычно долги образуются от продаж в кредит.

Условием обеспечения  финансовой устойчивости организации  является превышение суммы дебиторской  задолженности над суммой кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность – представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками [16].

Дебиторскую задолженность  можно рассматривать в трех смыслах: во-первых, как средство погашения  кредиторской задолженности, во-вторых, как часть продукции, проданной  покупателям, но еще не оплаченной и, в-третьих, как один из элементов  оборотных активов, финансируемых  за счет собственных либо заемных средств.

Следовательно, дебиторская задолженность – это часть оборотного

капитала организации.

Оборотный капитал компании слагается из следующих составляющих: денежных средств;

  • дебиторской задолженности;
  • материально-производственных запасов;
  • незавершенного производства;
  • расходов будущих периодов.

Дебиторская задолженность может возникнуть вследствие невыполнения договорных обязательств, излишне уплаченных налогов, взысканных сборов, пеней, выданных денежных сумм подотчет.

Дебиторскую задолженность  условно можно подразделить на нормальную и просроченную дебиторскую задолженность.

Задолженность за отгруженные  товары, работы, услуги, срок оплаты которых  не наступил, но право собственности  уже перешло к покупателю; либо поставщику (подрядчику, исполнителю) перечислен аванс за поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) –  это нормальная дебиторская задолженность.

Задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный  договором срок, представляет собой  просроченную дебиторскую задолженность [16].

Просроченная дебиторская  задолженность, в свою очередь, может быть сомнительной и безнадежной.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ):

«Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».

По истечении срока  исковой давности сомнительная дебиторская  задолженность переходит в категорию  безнадежной задолженности (не реальной к взысканию).

Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ:

«Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации».

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, может образоваться вследствие:

  • ликвидации должника;
  • банкротства должника;
  • истечения срока исковой давности без подтверждения задолженности со стороны должника;
  • наличия денежных средств на счетах в «проблемном» банке. Здесь возможны два варианта:

Во-первых, если после вынесения арбитражным судом постановления о ликвидации банка денежных средств, для погашения дебиторской задолженности не хватает, то такая дебиторская задолженность признается нереальной к взысканию и соответственно подлежит списанию на финансовые результаты;

Во-вторых, если вместо ликвидации банка предусматривается его реструктуризация, то организация может создать резерв по сомнительным долгам и ждать восстановления банком платежеспособности;

  • невозможности взыскания судебным приставом – исполнителем по решению суда суммы долга (например, имущество организации находится на праве оперативного управления).

В зависимости от предполагаемых сроков погашения дебиторская задолженность подразделяется на:

• краткосрочную (погашение которой ожидается в течение года после отчетной даты);

• долгосрочную (погашение которой ожидается не ранее чем через год после отчетной даты).

Следует отметить, что в  отношении просроченной дебиторской  задолженности целесообразно использовать отсрочку (рассрочку) платежа, производить  расчеты акциями, векселями, применять  бартер.

При предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа необходимо учитывать  платежеспособность и деловую репутацию  контрагента.

Работа с дебиторской  задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует  пристального внимания руководителей  и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая  не имеет однозначного решения, зависит  от специфики деятельности предприятия  и личных качеств руководства.

Так как управление дебиторской  задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно  осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его  необходимо представлять в виде некоторой  этапной системы.

По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам;  
формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности [10, 25-27].

Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов [13, 28].

Российские специалисты  выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью [15, 49-54]:

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности