Технологии управления кризисными ситуациями на предприятиях нефтегазового комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение технологий управления кризисными ситуациями на предприятиях нефтегазового комплекса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие кризиса и его основные виды, причины возникновения.
2) Изучить технологии антикризисного PR.
3) Проанализировать применение технологий антикризисного PR на предприятиях нефтегазового комплекса.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Кризис и его основные виды 5
Глава II Инструменты антикризисного PR 14
Глава III Применение технологий антикризисного PR на предприятиях нефтегазового комплекса. 24
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 166.46 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камский  институт гуманитарных и инженерных технологий»

Факультет экономики и коммуникаций

Кафедра социально-педагогических технологий 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Опыт работы отделов по связям с общественностью на предприятиях нефтегазового комплекса»

Тема: «Технологии управления кризисными ситуациями на предприятиях нефтегазового комплекса»  

                Выполнил: студент гр. ДСО-7                                А.М.Маринина,                                                      

                Проверил: С.Л. Баутина

                Оценка: 

Ижевск 

2011

 

Содержание

Введение 3

Глава I Кризис и его основные виды 5

Глава II Инструменты антикризисного PR 14

Глава III Применение технологий антикризисного PR на предприятиях нефтегазового комплекса. 24

Заключение 32

Список  использованной литературы 33

   
Введение

 

     Антикризисный PR является одной из наиболее востребованных сфер общественных связей. Это обусловлено  тем, что, когда происходит кризис и  под угрозой находится репутация  компании и, соответственно, весь бизнес в целом, руководители компаний начинают все чаще обращаться к специалистам в сфере коммуникаций и управления репутацией за помощью. И тогда агентство  работает в режиме "Службы спасения", достигая порой весьма значимых результатов. Однако мы всегда рекомендуем своим  клиентам готовиться к возможным  кризисам заранее.

     Антикризисный PR (кризисный PR, кризис-менеджмент, управление в кризисных ситуациях) – специальная технология коммуникационного менеджмента, направленная на сохранение паблицитного капитала организации или личности, который разрушается вследствие кризиса.[7]

     Нередко приходится сталкиваться с мнением, что многие кризисы происходят независимо от нашей воли, что мы не можем  их предугадать и уберечься от них. Безусловно, сложно придумать рецепт, как избежать природных катаклизмов, несчастных случаев. Тем не менее, можно заранее продумать действия специалистов по связям с общественностью в критической ситуации. В любой организации сотрудника ознакомят с правилами поведения и планом эвакуации на случай пожара, однако очень редко приходится встречать в компаниях разработанные планы поведения в случае кризиса, затрагивающего репутацию компании. Вместе с тем репутация может "сгореть" гораздо быстрее офисного помещения, а уж о том, что восстановить ее гораздо сложнее (если, порой, вообще возможно), чем отстроить новое здание, и говорить нечего.

     Целью работы является изучение технологий управления кризисными ситуациями на предприятиях нефтегазового комплекса. 

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие кризиса и его основные виды, причины возникновения.
  2. Изучить технологии антикризисного PR.
  3. Проанализировать применение технологий антикризисного PR  на предприятиях нефтегазового комплекса.

     Эффективный кризисный PR возможен, если сбалансированы полномочия, ресурсы и ответственность. На практике чаще бывает ответственность без полномочий и ресурсов. При этом хорошие специалисты при наличии профессионального азарта достигают блестящих результатов.

     Антикризисный PR существенно отличается в двух вариантах – 

    1. борьба с человеческими страхами, суевериями и дилетантизмом
    2. борьба с целенаправленной кампанией сильного противника.

     Значение нефтегазового комплекса в экономике России, так же как и её общественной жизни трудно переоценить — это основа всей современной жизни. Поэтому кризисы, касающиеся этой отрасли, оказывают влияние на всю страну в целом, что очень важно учитывать при планировании  PR. В данной работе мы рассмотрим, какими инструментами антикризисного PR пользуются на практике отделы по связям с общественностью на предприятиях нефтегазового комплекса.

 

Глава I

Кризис  и его основные виды

     Управление  кризисными ситуациями представляет собой  многогранный процесс, который охватывает и объединяет различные сферы  деятельности человека. Можно выделять различные его фазы, можно описывать  его структуру, можно охарактеризовывать его этапы. Но если разразился кризис, то становится очевидным, что всё  протекает не так, как виделось ранее  и каждый раз совершенно по-иному.

     Кризис, как явление, настолько многогранен, что его изучением занимаются представители различных научных  направлений: историки, политологи, психологи, философы, экономисты, юристы. Поэтому  неудивительно, что существует огромное количество научных подходов по исследованию данной проблемы. Более того, специально готовятся специалисты по антикризисному управлению, к которым предъявляются  достаточно жёсткие требования.

     Не  являются в этой связи исключением  и менеджеры по связям с общественностью, одной из основных составляющих сфер деятельности которых, несомненно, является управление проблемами, вызванными кризисными проявлениями или ситуациями. Появившиеся  в последнее время статьи, посвящённые  данной проблематике, лишний раз свидетельствуют  о сложности и в то же время  актуальности темы.

     Специалисты по связям с общественностью, как  правило, имеют дело с социальными  последствиями природных кризисов и с кризисами социального  характера. Понятно, что их задачей  является умение предотвращать эти  кризисы, разрешать или устранять  наиболее опасные общественные последствия.

     Мировой опыт работы связей с общественностью  доказывает, что социальные кризисы  поддаются определённому предвидению  и позволяют управлять их протеканием, так как вызываются действием  человеческого фактора. Поэтому  они имеют много общих черт. Эти кризисы то же самое, что и  драмы, только с большими вариациями основных сюжетных линий и развязок.

     Социальные  инженеры по роду своей деятельности вынуждены быть на передовых рубежах  и непосредственно участвовать  в процессе управления кризисными ситуациями. [1, с. 297]

     Слово «кризис» происходит от греческого «crisis», которое означает:

     • перелом, приговор, решение по какому-либо вопросу, или в сомнительной ситуации;

     • поворотная точка к лучшему или  к худшему;

     • момент, требующий принятия решения, или критический период;

     • ситуация, достигшая решающей фазы.

     Теоретически  жизненные события могут квалифицироваться  как ведущие к кризису, если они  «создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей...»  и при этом ставят перед индивидуумом проблему, «от которой он не может  уйти и которую не может разрешить  в короткое время и привычным  способом». Среди эмпирических событий, которые могут привести к кризису, различные авторы выделяют такие, как  смерть близкого человека, тяжкое заболевание, отделение от родителей, семьи, друзей, изменение внешности, смена социальной обстановки, женитьба, резкие изменения  социального статуса и т. д.

     Кризис  организации – это крайнее  обострение противоречий развития; нарастающая  опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в процессах изменений.

     Таким образом, более общее определение  понятия «кризис» выглядит так –  это качественные изменения, происходящие в системе, в результате которых  появляются или исчезают элементы отношений, законов, структурных компонентов.

     Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса:

     1) первичный рост напряжения, стимулирующий  привычные способы решения проблем;

     2) дальнейший рост напряжения в  условиях, когда эти способы оказываются  безрезультатными;

     3) ещё большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних  и внутренних источников;

     4) если всё оказывается тщетным,  наступает четвёртая стадия, характеризуемая  повышением тревоги и депрессии,  чувствами беспомощности и безнадёжности,  дезорганизацией личности. [1, c. 331]

     Нужно отметить, что теория кризисов появилась  сравнительно недавно. Её начало принято  вести от статьи Э. Линдемана, посвящённой  анализу острого горя. Исторически  на теорию кризисов повлияли в основном четыре интеллектуальных движения:

     • теория эволюции и её приложения к  проблемам общей и индивидуальной адаптации;

     • теория достижения и роста человеческой мотивации;

     • подход к человеческому развитию с точки зрения жизненных циклов;

     • интерес к совладанию с экстремальными стрессами. [1, c. 298]

     Среди идейных истоков теории кризисов называют также психоанализ (и, в  первую очередь, такие его понятия, как психологическое равновесие и психологическая защита), некоторые  идеи К. Роджерса и теорию ролей.

     Отличительные черты теории кризисов, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:

     • она относится главным образом  к индивиду, хотя некоторые её понятия  используются применительно к семье, малым и большим группам; теория кризисов рассматривает человека в  его собственной экологической  перспективе, в его естественном человеческом окружении;

     • теория кризисов подчёркивает не только возможные патологические последствия  кризиса, но и возможности роста  и развития личности. Основной особенностью же кризиса, отличающей его от конфликта, является то, что он может закончиться  на любой стадии, если опасность  исчезает или обнаруживается решение.

     Практика  показывает, что кризисы неодинаковы  не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути.

     Так Э.М.Коротков говорит, что необходимость  в разветвлённой классификации  кризисов обусловлена дифференциацией  средств и способов управления ими 334. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.

     Существуют  общие и локальные кризисы. Общие  кризисы охватывают всю социально-экономическую  систему, локальные – только часть  её. Это разделение кризисов по масштабам  проявления.

     По  проблематике кризиса можно выделить макро- и микро- кризисы. Макрокризису присущи довольно большие объёмы и масштабы проблематики. Микрокризис  захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

     Особенностью  кризиса является то, что он, будучи даже локальным или микрокризисом, как цепная реакция, может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе  существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает  тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации  кризиса, методик снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса.

     По  структуре отношений в социально-экономической  системе, по дифференциации проблематики её развития можно выделить отдельные  группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических  кризисов (рис. 1).

Информация о работе Технологии управления кризисными ситуациями на предприятиях нефтегазового комплекса