Сущность внешнего наблюдения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:32, контрольная работа

Описание работы

Термины "антикризисная политика", "антикризисное управление" возникли сравнительно недавно. Считается, что причина их появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой, по аналогии с теорией дарвина, выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде", должно либо приспособится, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие, цели и содержание антикризисного управления 5
1.2. Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации 8
2. Анализ управления предприятием ООО «Меркурий» 16
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Меркурий» 16
2.2 Анализ экономических показателей ООО «Меркурий» 17
3. Разработка пакета проектов документов по совершенствованию антикризисного управления в ООО «Меркурий» 23
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по антикризисному управлению.docx

— 93.89 Кб (Скачать файл)

 

Вышеперечисленные принципы являются основой организации  антикризисного управления предприятием .

Теперь  коснемся вопроса, какую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном  управлении. Практически все вышеперечисленные  авторы сходятся во мнении, что финансовый менеджмент является основным элементом  антикризисного управления. Ведь финансовый менеджмент представляет сочетание  стратегических и тактических элементов  финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными  потоками и находить оптимальные  решения. Усиление контроля за денежными  средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромна роль финансового  менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной из задач финансового менеджмента является анализ финансового состояния предприятия. Анализируя финансовое состояние предприятия, возможно установит зачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства.

Итак, можно сделать следующие  выводы, что антикризисное управление − это целый комплекс взаимосвязанных  мероприятий от ранней диагностики  кризиса до мер по его преодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах, которые  и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль в антикризисном  управлении играет финансовый менеджмент.

1.2.  Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации

 

Как было установлено выше, антикризисное  управление имеет своей целью  устранение возможности банкротства  предприятия. В России процедуры  банкротства регламентируются Федеральным  законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В самом законе несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная  должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление  о признании должника банкротом  принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом в связи с  неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным  законом органы.

Понятно, что кредиторы и налоговые  органы обращаются в арбитражный  суд, когда перед ними не исполнены  обязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный  суд в случае, когда удовлетворение требований одного кредитора или  нескольких кредиторов приводит к невозможности  исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими  кредиторами (т.е. случай, когда собственный  капитал должника истрачен, и стоимость  обязательств превышает обоснованную рыночную стоимость активов);

Отметим, что если обращение кредиторов добровольное, то тут идет речь об обязанности, причем если такое заявление вовремя  не предъявлено, то это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим через месяц после  того, как это заявление должно быть подано, т.е. фактически по всем новым  обязательствам, взятым на себя должником.

При рассмотрении дела о банкротстве должника −  юридического лица применяются следующие  процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Процедура внешнего управления, вводимая в рамках судебного разбирательства дела о банкротстве предприятия как  нельзя ближе соответствует духу антикризисного управления.

Так, согласно Федеральному закону №6-ФЗ от 08.01.98г. "О  несостоятельности (банкротстве)" статья 2 главы I "внешнее управление (судебная санация) − процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему". В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия успех внешнего управления должен определятся не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением производства.

Присутствует  и жесткое ограничение по времени. Так, Статья 68 Главы V гласит: "Внешнее  управление вводится на срок не более  двенадцати месяцев, который может  быть продлен не более чем на шесть  месяцев". Таким образом, действия внешнего управляющего в рамках процедуры  внешнего управления можно назвать  антикризисным управлением.

Рассмотрим, к каким последствиям ведет введение процедуры внешнего управления.

Согласно  Статьи 69 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" говорится, что: "С  момента введения внешнего управления:

  • руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
  • прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
  • снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
  • аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

По окончании  внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных  убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления".

Прокомментируем эту статью. Во-первых, после введения внешнего управления старое руководство  предприятия отстраняется, а все  полномочия по управлению предприятием переходят к внешнему управляющему. Это разумная мера, так как несмотря на то, что существует множество  причин, приводящих компанию к финансовым трудностям, банкротства многих фирм происходят прямо или косвенно по вине их руководства.

Особенно это верно в России, где часто встречаются следующие  нарушения законодательства - преднамеренное создание или увеличение руководителем  или собственником предприятия  его неплатежеспособности, нанесение  им ущерба предприятию в личных интересах  или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел. Администрация  предприятия создает на своей  базе несколько юридически самостоятельных  ЗАО, ООО и т.п., выделив их из состава  предприятия и поставив во главе  этих предприятий доверенных лиц. Каждая из этих новых фирм по существу превращается в частное предприятие своего руководителя и по договору с "прародителем" начинает обеспечивать его каким-либо видом сырья или реализовывать  готовую продукцию. С точки зрения здравого смысла, предприятие осуществляет странные действия: приобретает необходимые  ему материалы не напрямую у изготовителей, а через эти фирмы - посредники и по более высоким ценам. Посреднические деньги уходят с предприятия. Прибавка к доходу руководителей обеспечена, сам же "прародитель" влезает  в долги к своим дочерним фирмам, и его совладельцы - акционеры (часто  − трудовой коллектив или государство) остаются без дохода и зарплаты. Планы администрации состоят  в том, чтобы довести предприятия  до критического финансового состояния, превратить в банкрота и купить его  через одну из своих коммерческих фирм.

Во-вторых, снимаются аресты, наложенные на имущество  предприятия кредиторами в целях  удовлетворения своих требований. Это  также необходимо, т.к. зачастую именно эти аресты и усугубляют положение  предприятия. Так стоит только предприятию  просрочить свои платежи, как тут  же кредиторы начинают арестовывать счета и имущество предприятия, чтобы хоть как-то вернуть свои деньги. При этом вся работа на предприятии может быть парализована, а пени и штрафы за просроченные обязательства начисляются и ситуация становится безвыходной.

В-третьих, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это обстоятельство также облегчает положение внешнего управляющего, предоставляя ему "передышку" для финансового оздоровления предприятия.

Статья 70 Закона "О несостоятельности (банкротстве) раскрывает условия моратория:

Во-первых, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили  до введения внешнего управления.

Во-вторых, в течение срока действия моратория  на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам:

  • не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом;
  • не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.

На сумму  требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам начисляются  проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В-третьих, мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется также  на требования кредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего от исполнения договоров  должника.

В мировой практике существуют несколько  концепций моратория. По одной из них к концу срока внешнего управления штрафы, пени и иные санкции  предъявляются в полном объеме. В  России это было бы неприемлемо из-за огромного долгового бремени, которое  весит на предприятиях, значительную часть которого составляют именно финансовые санкции (пени, штрафы и т.д.). По другой концепции выплата долгов приостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и с этого  момента никакие штрафные санкции  и проценты не начисляются. Это естественно  наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно в  условиях высокой инфляции. Российский же закон о банкротстве занимает промежуточную позицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнего управления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка.

Рассмотрим, как регламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедуры внешнего управления:

Права:

Согласно  п.1 статьи 74 главы V, с момента своего назначения внешний управляющий вправе:

  • "самостоятельно распоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом о банкротстве; заключать от имени должника мировое соглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника".
  • право самостоятельно распоряжаться имуществом должника закрепляет переход управления имуществом должника к внешнему управляющему, т.е. внешнему управляющему дано право "нормального" управления предприятием. Права же заключать мировое соглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника фактически говорят о передаче прав на чрезвычайные действия, т.е. внешнему управляющему даются права на осуществления антикризисного управления.
  • отказ от исполнения договоров должника регламентируется статьи 77 главы V Закона о банкротстве:
  • внешний управляющий в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров должника.
  • отказ от исполнения договоров должника может быть заявлен только в отношении договоров, не исполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующих обстоятельств:
  • если исполнение договора должника повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
  • если договор является долгосрочным (заключен на срок более одного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должника лишь в долгосрочной перспективе;
  • если имеются иные обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника. Контрагент должника вправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказом от исполнения договора должника.
  • положения, предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия арбитражного управляющего.

Информация о работе Сущность внешнего наблюдения